Пути повышения успешности обучения иностранному языку.
«ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ».
Выполнила: учитель немецкого языка высшей квалификационной категории Исраельян А.А.
муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2» г. Николаевска Волгоградской области
Условия создания качества образования на уроках иностранного языка.
По удачному выражению доктора педагогических наук Валентина Ивановича Андреева «Российский учитель XXI века только в том случае выполняет свою ответственную миссию, если его педагогическими приоритетами станут духовность, здоровье и творчество, а базовой закономерностью гарантированного качества образования станет создание условий каждому ученику для перехода обучения в самообучение, воспитания в самовоспитание, а развития в творческое саморазвитие личности.»В условиях «стандартизации образования», перед учителями иностранного языка стоят следующие задачи:
Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание изучать другие иностранные языки.
Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни.
Развить навык самостоятельной работы обучающихся.
Продолжить работу с одаренными детьми,
Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Условием создания качества образования является развитие диалогической речи с помощью применения ролевых игр на уроках иностранного языка.
Эффективность применения ролевых игр на уроках иностранного языка, как средства развития диалогической речи очевидна.
Поэтому не случайно, что основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность обучающегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Актуальность этих умений и навыков сегодня налицо. Диалог- это общение двух и более людей. Обучение диалогической речи на уроках иностранного языка является одной из важнейших задач. Показателями развития речевого взаимодействия выступают:
эффективность выражения своих мыслей, мнения, намерений;
характер техники речевого взаимодействия;
характер стратегий социально-ориентированного взаимодействия;
характер реализации речевого взаимодействия в межкультурной коммуникации.
Из всего вышесказанного следует, что при изучении иностранного языка необходимо формировать навыки диалогического общения.
Если говорить об инновационном поле ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ, то необходимо обозначить направление, в котором ведётся работа - это введение уровневой дифференциации внутри учебных групп, как средство формирования языковой личности.
Нам известны факторы, влияющие на качество:
новая парадигма образования;
обновление содержания иноязычного образования в контексте соответствия потребностям личности и социума являются:
введение раннего обучения ИЯ;
введение профилизации в старшей школе;
корректировки учебного плана и программ при интегрировании дисциплин;
Цель данных инноваций: создание эффективной методики обучения иностранным языкам для обеспечения каждому обучающемуся условий для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов в процессе изучения иностранных языков.
Гипотеза:
уровневая дифференциация внутри учебных групп по иностранным языкам предоставляет каждому ученику возможность достижения максимального успеха;
использование языкового портфеля оказывает заметное влияние на повышение качества процесса изучения и преподавания иностранных языков;
использование языкового портфеля обеспечивает эффективную обратную связь (ученик – учитель), позволяя разрабатывать индивидуальную траекторию обучения каждого обучающегося.
Задачи:
адаптировать материалы УМК к восприятию и освоению материала детьми с разным уровнем подготовки и к возможности дальнейшего развития одаренных детей в условиях обучения в одной группе;
индивидуализировать задания, заложенные авторами УМК;
дифференцировать задания для мониторинга и контроля усвоения пройденного материала, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого;
внедрить языковой портфель в практическую деятельность на уроках иностранного языка;
Принципы:
учет требований Государственного стандарта по иностранному языку;
ориентация на практические потребности учащихся и учителей;
учет исходного уровня подготовки каждого учащегося;
учет исходного уровня методико-дидактической подготовки каждого учителя;
определение желаемого уровня методической компетенции учителей;
стимулирование учащихся;
стимулирование профессиональности учителей.
Ожидаемые результаты:
Качественные изменения деятельности учащегося:
умение и желание взаимодействовать с другими, уверенность в себе и в своих силах для осуществления коммуникации;
умение выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, социальных ролей участников коммуникации;
умение понимать различные виды коммуникативных высказываний, строить целостные, связные и логичные высказывания различных функциональных стилей;
знание культурных особенностей носителей языка, их привычек, традиций, норм поведения и этикета, умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры;
Повышение качества обучения путем:
введения новых технологий обучения, в том числе информационно-коммуникационных;
создание новых форм мониторинга и контроля;
совершенствования форм и условий организации учебной и внеучебной деятельности для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Моё кредо: «ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ – НАУЧИТЬ ОБХОДИТЬСЯ
БЕЗ УЧИТЕЛЯ»
Пути повышения успешности обучения иностранному языку.
Процесс становления творческой личности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития современного общества. Среди ключевых направлений развития общего образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» особое место занимает система поддержки талантливых людей. Таким образом, поддержать и развивать индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это важная задача обучения творческих детей. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. При развитии творческого потенциала повышаются познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость, а также развиваются в процессе деятельности при решении творческих задач. Моя главная задача состоит в том, чтобы время урочной и внеурочной деятельности выявлять потенциальные способности и таланты обучающихся, их наклонности, интересы. На уроках немецкого языка применяю дидактические игры, провожу КВН, викторины, уроки-соревнования. Они направлены на развитие у обучающихся внимания и памяти, находчивости, сообразительности. Помогаю формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. В 8 классе на уроке - КВН по теме «Мы готовимся к поездке в Германию» ребята активно участвовали, придумывали название, девиз команды, приветствие другой команде, приготовили выступление «Домашнее задание», смогли ответить на вопросы по теме другой команды. В конкурсе пантомим некоторые ребята показывали артистические способности, быструю сообразительность. В конкурсе «Эрудит» не было равных капитанам команд. Более сильные ребята помогали другим детям по команде, проявлялся дух сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания. На таких подобных уроках ребята очень активны, работоспособны, заинтересованы, не стесняются высказываться, рассуждать, делать умозаключения. Я стараюсь в максимальной степени опираться на положительные эмоции учащихся: удивления, радости, симпатии, переживания успеха, т. к. отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления. Именно на таких уроках рождается творчество. Наглядности, таблицы, немецко-русский алфавит, помогают в изучении немецкого языка. В начале каждого урока провожу пятиминутку развития речи по различной тематике. Дети с удовольствием рассказывают на немецком языке о погоде, своем учителе, своих друзьях и увлечениях.Одним из наиболее эффективных методов формирования творческого потенциала является метод проектов. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. После каждого основного блока тем предлагается творческое задание в форме проекта. Поэтапное выполнение работы благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей. Тематика проекта выбирается по желанию учащихся. При работе с проектом учащиеся узнают о повседневной жизни, культуре, климате и географии детей, которые живут в других регионах мира. Работу над проектом обычно проводим в группе с едиными целями, задачами. При этом учитываю уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей. Все проекты, созданные ребятами, представляются на уроках других классов. При прохождении темы об искусстве учащиеся посещают виртуальный музей, галерею, выставку, посвященную Германии. В Интернете порой можно найти целые картинные галереи всемирно известных мастеров. Дети описывают наиболее понравившуюся картину, объяснить, какие эмоции и почему она вызывает, что они узнали о жизни и творчестве художника с помощью компьютера. Проект дети выполняют после изучения определённой темы. Его выполнение даёт учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык – это не цель учения, а средство общения. Я в своей работе придерживаюсь таких принципов: ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы, творческой деятельности; обучающихся никогда нельзя подвергать критике, а наоборот, необходимо воодушевлять ребенка, чтобы он продолжал творить; ребенок, работая с различными материалами, чувствует, себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. Практика показала, что все эти принципы развивают интерес к творчеству. Дети все больше и больше хотят изобретать, создавать, творить и познавать. В обучении важно использование новых образовательных технологий, ориентированных на развитие творческого потенциала учащихся в учебном процессе. Огромную роль играет использование ИКТ при изучении иностранных языков. Мне необходимо больше информации о Германии, ведь на уроках иностранного языка мы проходим и географию, и животный мир, и население, и политику. Здесь есть возможность сравнивать, как решаются глобальные проблемы человечества в разных странах мира, в нашей стране. Например, при изучении темы «Путешествие по ФРГ» я даю информацию из сети Интернет о национальных парках Германии. При этом ребята получают не только обширный страноведческий материал, но и познакомятся с путями решения проблем. Для более высокой восприимчивости любого нового материала на своих уроках я применяю компьютерные технологии: показ слайдов, заранее подготовленная компьютерная презентация урока. Использование ИКТ позволяет разнообразить уроки и проводить их на более высоком уровне, делает общение обучающихся более интересным, оживляет атмосферу в классе, видно продвижение каждого ученика в процессе обучения. Итак, я пришла к выводу, что применение компьютера на уроках немецкого языка значительно повышает интенсивность учебного процесса, раскрывает творческий потенциал каждого обучающегося. На занятиях мы проводим интеллектуальные игры: викторины, кроссворды. Детям понравилась интеллектуальная игра «Мир на планете», где они с удовольствием рассказывали о своем представлении мира. Читали стихи о мире на русском и немецком языках, участвовали в конкурсах. На занятии «Великие люди Германии» делали сообщения о великих композиторах, знакомились через разные источники информаций с бытом и повседневной жизнью немецких людей. Если учитель обладает не только интеллектуальным и профессиональным потенциалом, но и умением общаться с людьми, он получает возможность координировать усилия многих учеников и реализовать потенциальные возможности обучающихся. Определенным творческим потенциалом развития обладает каждый вступающий в этот мир человек. И потенциал этот нужно раскрыть. Педагог должен настраиваться и вести себя так, будто весь класс состоит из потенциальных творцов. Работая с учениками, учитель должен научиться понимать механизм их поступков и мотивацию поведения. Можно сказать, что путь к эффективному управлению обучающимися лежит через полное понимание их мотивации. Поэтому школа и, прежде всего, учитель должны выявлять талантливых учеников и давать им возможность реализовать творческий потенциал. Важная задача учителя в организации обучения - это заложить необходимый материал по всем видам речевой деятельности. Формирование навыков устной речи является одной из задач при обучении обучающихся практическому владению иностранным языком. Считаю, чтобы создать у учащихся положительный настрой к изучению немецкого языка, конечно, необходимо использование новых педагогических технологий. Стремлюсь поэтому в своей работе к индивидуализации образования, к переходу от тоталитарного к личностно- ориентированному, где в центре – ученик с его интересами. Таким образом, у каждого ученика появляются необходимые условия для активизации познавательной деятельности. Обучение иностранному языку на основе ознакомления учащихся с культурой народа другой страны является одним из базовых принципов обучения этому предмету. Приобщение к культуре другого народа, как свидетельствует опыт, делает изучение иностранного языка более привлекательным для учащихся. Одну из важных задач своей деятельности вижу в том, чтобы научить своего ученика сегодня сосуществовать в общем жизненном мире. Положительное воздействие на создание атмосферы сотрудничества и творчества создают нетрадиционные уроки.
Важно так организовать весь учебный процесс, чтобы учитель на каждом уроке получал информацию о том, как ученики усваивают этот материал. Для того, чтобы увеличить реальное время устной и речевой практики, дать возможность каждому ученику устно проговорить весь материал, изучаемый на уроке, используются наглядные средства обучения: лексические и грамматические таблицы, предметные картинки, карточки. Широко используются и наглядные пособия. Они нужны при введении нового лексического и грамматического материала, при его закреплении, при обучении связному высказыванию. Использование наглядности делает материал лёгким и доступным для запоминания. Наглядные пособия помогают лучше усвоить грамматические структуры, овладеть техникой чтения.
Многие из учеников не видят перспективы для себя лично и не заинтересованы в изучении иностранного языка, считая, что он не нужен для их будущей профессии шофёра или повара. Другие ребята не усваивают материал в силу своей слабой памяти или слабого мышления. В процессе работы было обнаружено, что подростков надо учить извлекать и применять на уроках иностранного языка информацию, получаемую ими при изучении географии, истории, других предметов. Это отвечает требованию педагогов и психологов о том, что «необходимо формировать внутри самой учебной деятельности ориентацию учащихся на способ добывания знаний, а не только на сами знания». Постоянно думаю, как интереснее провести урок, как сделать так, чтобы на моих уроках интерес в глазах учеников не пропадал ни на минуту. Поэтому ищу свои приёмы и выбираю те, что принимают дети.
Для совершенствования умений и навыков устной речи использую различные виды ситуативных упражнений для групповой, парной и индивидуальной работы.
В ходе своей практики, я увидела, что учащимся очень нравится совместная деятельность в разных учебных ситуациях, т. к. это приводит к ликвидации пробелов в знаниях. На протяжении всего учебного процесса идёт ориентировка на личность ребёнка, на его внутренний мир, где таятся его ещё не развитые способности и возможности. Таким образом, у каждого ученика появляются необходимые условия для активизации познавательной деятельности.
Я, как учитель, одну из важных задач своей деятельности вижу в том, чтобы научить ученика сегодня сосуществовать в общем жизненном мире, чтобы он мог строить взаимовыгодный диалог со всеми субъектами этого общего жизненного пространства, чтобы он умел наводить гуманитарные межкультурные мосты между представителями различных культур и стран. И именно иностранный язык, на мой взгляд, выступает единственно возможным инструментом для строительства мостов этого взаимопонимания.
Список использованной литературы:
Мамадалиева - Методы преподавания в современной технологии
обучения 2008 год.
2. Баранов. С.П. и др. Педагогика.- М.: Просвещение, 1987.-368с
3. Майданюк. Т.Я. Первое сентября// Журнал.- 2007.- №181.
4. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии
в системе образования».- М.Академия-2000 5. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка»//
«Иностранные языки в школе» № 2, 3 2001
6. Абанина Н.В. Ролевые игры на уроках в младших классах с углубленным изучением немецкого языка//Иностранные языки в школе. -1997. -№ 1.
7. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевой ситуации при
обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск: Титул,
2001.
8. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения
иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. –
М.: Айрис-пресс, 2004.
9. Примерные программы обучения и официальные требования к
уровню подготовки учащихся начальной, основной и старшей
школы, [Текст]: - М., «Астрель», 2006. – 379 с.
10. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е., Методика обучения
иностранным языкам в средней школе, - М.: Просвещение, 1991.
с. 42-44.