Итоговый урок ИЗО по теме Портрет 6 кл.


Аннотация
Данная методическая разработка обобщающего урока в 6 классе по теме «Портрет» согласно программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство », станет помощником для педагогов изобразительного искусства, работающих по новым стандартам основного и общего образования по искусству. В соответствии с которым учащийся должен знать виды и жанры пластических искусств, наиболее выдающихся произведения, уметь анализировать, воспринимать и оценивать произведение
Образовательные цели и задачи
Цель:
- развитие учебно-познавательной, коммуникативной и информационной компетентности
учащихся по теме четверти « Портрет в изобразительном искусстве».   
Задачи:
- развитие у учащихся логического мышления, умения сравнивать, сопоставлять, выявлять сходства, различия, признаки и особенности жанра портрет, давать полную характеристику, осмысливать предложенный материал, высказывать взвешенные суждения, обстоятельно отвечать, объяснять, вести диалог и дискуссию.
- создание памятки для классификации знаний по пройденным темам четверти и составления описательных рассказов по теме «Портрет».
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, карточки с цифрами, карты для индивидуального и домашнего заданий мультимедийная презентация, выставка работ учащихся по теме, музыкальное оформление (музыка из кинофильма «Шерлок Холмс».Время проведения 45 мин.
Главная проблема урока:
Что определяет историческую и культурную ценность жанра портрет?
Предполагаемые результаты урока:
- заполнение предложенных карт к заданиям (1,2,3)
- определение подведение итога занятия
- идентификация знаменитых художников.
Итоговый урок предлагаю провести в форме игры « Детективы». Парты в классе сгруппированы так, чтобы класс поделился на 3 команды.
Методические приёмы, используемые на уроке, развивающие УУД
Регулятивные,
коммуникативные Познавательные ,обще учебные, Личностные
регулятивные Регулятивные Коммуникативные личностные
«Дешифровка» «Дефрагментация» «Ловушка» «Таможня» «Фоторобот» «Идентификация»
Предлагается зашифрованный текст где каждое слово (или буква) в зависимости от объёма фразы обозначено цифрой (или знаком).Возможен вариант начало фразы написано часть зашифрована. Предлагается только фрагмент картины по которому нужно дать описание или восстановить картину. Предлагается информация таблица или рисунок с допущенной ошибкой. Предлагается оценить предложенное произведение искусства, картину или скульптуру по определённым категориям Из предложенных вариантов частей лица (тела) составляется описываемый субъект. Соотнести предложенные картины, портреты, скульптуры и т.п. с авторами (жанрами, видами и т.п).
Технологическая карта Урока
№1 Этап Время Содержание контроль Вид УУД
1 Целеполагание орг.момент2 мин
3 мин Урок начинается с музыкального отрывка из кинофильма «Шерлок Холмс».
Детектив в своей работе, безусловно, должен опираться на знания и опыт, но и чутьё, интуиция ему также необходимы. Сегодня вам понадобятся знания в жанре «портрет».
В отличие от других жанров изобразительного искусства портрет как бы выключает человека из потока событий и сосредотачивает внимание на его чувствах, заботах, на его индивидуальности.
Для определения целей урока предлагаю метод «Дешифровка» (приложение 1). Для определения задач предлагается не заполненная таблица «памятка».
Определяют цель, затем задачи урока. По мере выполнения заданий заполняется «памятка». преподаватель консультирует Регулятивные,
коммуникативные
2 Введение в тему (разминка) 4 мин На экране поочередно демонстрируются слайды (слайд № 1):
1.И. Шишкин. «Утро в сосновом бору»;
2.И.Репин «Портрет П.Третьякова»;
3.А.Рублёв «Троица» (икона);
4.М.Врубель «Пан»;
5.В.Суриков «Взятие снежного городка»
6.И.Хруцкий «Цветы и плоды».
Из представленных картин выберите те, которые относятся к жанру портрет. Как называется картина и кто её автор?
Команды показывают таблички с цифрой, соответствующей правильному ответу, аргументируют свой выбор. самоконтроль Познавательные ,общеучебные,
Практическая деятельность учащихся 5 мин 1 задание для «Детективов» «Виды портрета»
(приложение 2)
Для выполнения задания использую метод «Ловушка»
самоконтроль Личностные
регулятивные
2 мин После выполнения индивидуального задания учащиеся меняются карточками и проверяют работы друг друга.(ставят оценку за 1-ошибку- 4,за 2 ошибки-3, за 3 ошибки -2, за 4 ошибки-0) подсчитывается общее количество баллов. Взаимоконтроль оценивание Коммуникативные,
регулятивные
контроля
3 мин 2 задание «Очная ставка» (слайд № 2)
На уроках изобразительного искусства мы говорили о таком виде портрета, как автопортрет. Вашему вниманию предлагается несколько картин (видео презентация).
К.Брюлов «Последний день Помпеи»
П.Федотов «Вдовушка»
В.Суриков «Боярыня Морозова»
И.Репин «Бурлаки на Волге»
Определите, на какой из них художник изобразил себя. (команда зарабатывает 5 баллов за правильный ответ, поднимая карточку с цифрой)
6 мин 3 задание «Идентификация»
(презентация слайд № 3)
Перед вами 12 портретов знаменитых художников назовите имена художников, выполнивших свой портрет. Дополнительные баллы за ответ на задание. (Укажите родину художника и даты его жизни.) самоконтроль личностные
3 мин 4 задание «Фоторобот»
Главное в жанре портрета – передача внутреннего мира человека, его эмоций.
К доске приглашаются по одному участнику из команды, они должны из предложенных им полосок бумаги с изображением глаз, носа, губ, овала лица, волос. Задание: собрать портрет, выражающий грусть, удивление, спокойствие, недовольство (по жребию) ( 5 баллов).
Пока представители команд составляют фоторобот, остальные участники команды выполняют задание «Описание по приметам» (приложение 4) (5 баллов). Взаимоконтоль,
преподаватель консультирует, советует, помогает Коммуникативные,
3 мин 5 задание «Таможня»
На государственной границе таможня задержала две картины.
На экране демонстрируются «Фаюмский портрет» (Египет,1-2 в до н.э) и парсуна Симона Ушакова 1630 г. Запечатлившая князя М.Скопина – Шуйского.
Имеют ли они историческую и культурную ценность? Какова их особенность? ( За правильные и полные ответы 5 баллов)(Команда)
Создание образовательного продукта
Заполнение «памяток» по теме «Портрет в изобразительном искусстве» (дети индивидуально) на доске учащийся общую «памятку». рефлексия 5мин Подведение итогов команда набравшая наибольшее количество баллов получают 5, среднее количество баллов -4, наименьшее -3. В команде которая набрала наименьшее количество рассматриваются индивидуальные листы заданий (1,4).
Вернутся к главной проблеме урока и совместно сделать вывод.
Рефлексия проводится в форме «Острова». Регулятивные
коммуникативные
Домашнее задание 2 мин Предлогается на выбор 2 задания разной сложности .№ 1.Заполнить карточку с заданием определить фамилии художников, найти их произведения и краткое описание биографии отвечая на предложенные вопросы.
№ 2. Найдите интересные факты написания данного портрета, в какой технике. Обозначьте ваше отношение и ваша оценка данного произведения (обоснуйте). (вариант портрета на усмотрение учащегося).
Список литературы, использованный при составлении конспекта урока;
- Бизяева А.А. ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ - Псков: ПГПИ им.С.М.Кирова, 2004.
- газета издательского дома «Первое сентября» №24 (312) 16-31 декабря 2004 года раздел «Искусство» нетрадиционный урок страница 10.
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты – Волгоград: Учитель, 2009г.;
1*3+5»7:9

Что определяет культурную и историческую ценность жанра портрет?
Приложение № 1
портрет :
что 1
жанра 7
определяет *
историческую 5
культурную 3
ценность «
и +
? 9

Приложение № 2

А.Рублёв . «Троица» И.Шишкин. «Утро в сосновом бору» В.И Суриков. «Взятие снежного городка»

В.Серов «Девочка с персиками» М.Врубель. «Демон» Ван Гог «Подсолнухи»

Приложение № 3

Франсиско Гойя Кипренский Альбрехт Дюрер Рембрандт Ван Гог

А.Венецианов И.Репин В. Суриков Леонардо Давинчи Казимир Малевич

Приложение № 4
20224755334000
Определите, на какой из них художник изобразил себя.

П.Федотов И.Репин. Суриков. К.Брюлов
«Вдовушка» «Бурлаки на Волге» «Боярыня Морозова» «Последний день Помпеи»
Приложение № 5
Внимательно рассмотрите портреты и определите технику, в которой они выполнены. Соедините стрелочкой портрет и технику, в которой он выполнен.
Техника портрет
Графика (карандаш)
Гравированный
Акварельный
Скульптурный
Живописный
Рельефный






Определите вид портрета. Соедините вид и портрет стрелочкой.
Вид портрет
Камерный
Психологический
Парадный
Социальный
Индивидуальный,
двойной, групповой.
Автопортрет



Рефлексия
Учащимся предлагаются три «Острова», на которых находятся рисунки с изображением Шерлока Холмса и магниты для определения и оценивания своего восприятия урока .
Информация урока требует доработки есть вопросы в которых я не разобрался.

Урок помог разобраться в теме и закрепить изученный материал.
Мне это всё знакомо, но интересно

Домашнее задание
Вариант № 1 .Определите какой художник изображён на портрете, найдите краткую информацию о биографии и творчестве перечислите картины написанные данным художником.
Вариант № 2 . Найдите интересные факты написания данного портрета, в какой технике, автор. Обозначьте ваше отношение и ваша оценка данного произведения (обоснуйте).

«Рыдающая женщина» Автопортрет Ван Гог.
П.Пикасо.
Задание нарисуйте портрет литературного героя по описанию.
«Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие…Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над над черными ниточками бровей начиналась густая головная цетка»

«Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх»

«Молодой, высокий, смуглый, с громадными руками, и по лицу видно, что говорит басом, и в самом деле, голос как из бочки: бу-бу-бу…

Образовательный продукт. «Памятка» по теме «Портрет в изобразительном искусстве»
Классификация портрета по выдам






Техника выполнения портрета