Психолого-педагогическая программа первичной профилактики немедицинского потребления наркотиков (для учащихся группы риска) «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Графовская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Психолого-педагогическая программа
первичной профилактики немедицинского потребления наркотиков
«ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»
СОСТАВИЛА: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Миргородская Людмила Анатольевна
2016 год
Пояснительная записка.
Сегодня в нашей стране происходят серьёзные изменения в социально-экономической жизни людей. По последним данным сообщалось, что число бедных россиян достигло максимума почти за 10 лет, а реальные доходы россиян по итогам февраля 2016 года рухнули почти на 7%, это в свою очередь приводит к разнообразным нарушениям социальной адаптации у населения, которые могут спровоцировать рост потребления психоактивных веществ (ПАВ) в подростковой среде.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (статья 4, пункт 2) устанавливает приоритетность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
Подростки 12-15 лет находятся в состоянии возрастного психологического кризиса, который характеризуется неустойчивость в принятии решений, эмансипацией. Появляются типично подростковые фобии: застенчивость, недовольство своей внешностью, тревожность. Одним словом, подросток находится в очень сложной социально-психологической ситуации.
Подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Это побуждает искать средства, помогающие уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место выходит наркотизация подростков, а также различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.
Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15 – 17 лет, увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9 – 13 лет, даже были замечены случаи употребления наркотиков детьми 6 – 7 лет.
Наркотики, создают для многих девушек и юношей иллюзию такой «внутренней безопасности», на время дают возможность испытать чувство психологического комфорта, благополучия.
Поэтому основные усилия по борьбе с наркоманией должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» антинаркогенных барьеров, воспитании у подрастающего поколения личностной устойчивости к наркогенному соблазну.
Актуальность
В Белгородской области сложилась ситуация, когда на 100 тысяч жителей приходится в среднем около 250 наркоманов. Сегодня употребление ПАВ среди подростков стало социально приемлемой формой поведения. Динамика роста употребления психоактивных веществ среди подростков заставляет пересматривать как содержательную часть профилактических программ, так и организационную структуру их реализации в образовательных учреждениях. Смещение акцентов профилактики актуально не только из-за сопоставимости вредных последствий употребления ПАВ, но и потому, что подростки, допускающие злоупотребление психоактивных веществ, значительно чаще имеют отклонения в поведении.
Проведенная диагностическая работа (анкетирование) показала, что, несмотря, на широкую доступность различной информации через интернет, подростки нашей школы не осознают серьёзной опасности наркомании, ее последствий, что позволило определить приоритетное направление программы, которое направленно, прежде всего на просветительскую работу по данной проблеме.
Была выявлена основная психологическая причина наркомании - неудовлетворенность жизнью в связи с самыми различными обстоятельствами, а именно:
личные трудности;
недостатки социально - культурной сферы;
неорганизованный досуг;
социальная несправедливость;
неустойчивость быта;
неудачи в учебе;
разочарование в людях (родителях, друзьях)
Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что употребление детьми и подростками ПАВ является серьезной социальной, педагогической и медицинской проблемой, вызывающей острую необходимость решительных и активных действий в организации системы профилактики злоупотребления ПАВ, направленную на изменение личностных установок подростков, формирование ответственного поведения и негативного отношения к зависимостям.
Поэтому, для достижения успеха в вопросах профилактики потребления наркотических и других психоактивных веществ в работе с подростками необходимо главный упор делать на развитии личностных качеств и социальных навыков подростков, обучать детей новым формам поведения, формировать стрессоустойчивость, воспитывать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь. В связи с этим неотъемлемой частью курса по позитивной профилактике употребления ПАВ являются занятия, направленные на формирование гармоничной личности.
Цели:
Повышение у подростков устойчивости к различным социальным влияниям, в том числе к употреблению ПАВ.
Повышение индивидуальной компетентности путём обучения личностным и социальным навыкам (коммуникация, налаживания социальных контактов, уметь отказывать, отстаивание своей позиции).
Задачи:
Рассмотреть понятие и виды психоактивных веществ.
Информировать о действии и последствиях злоупотребления ПАВ, о причинах и формах заболеваний, связанных с ними, о злоупотребления наркотиков, ведущих к разрушению личности.
Выявить мифы о наркотиках в подростковой среде.
Формировать навыки сопротивления социальному давлению.
Вовлекать учащихся в работу по профилактике употребления ПАВ и распространение форм профилактики употребления ПАВ в социокультурной среде
Научные, методологические и методические основания программы.
Опыт профилактической работы (А.Я. Варга, Н.В. Вострокнутов, Е.А. Кошкина) показал, что крайне быстрая деградация личности людей с наркотической зависимостью и объективная трудоемкость и долговременность восстановительных медико-психолого-педагогических реабилитационных воздействий, имеющих даже при качественном проведении низкую эффективность, требуют смещения основной направленности антинаркотической деятельности с лечения и реабилитации наркозависимых на предупреждение возникновения наркотизации, то есть приоритетной должна являться именно первичная профилактика.
При этом первичная профилактическая помощь должна обеспечиваться не только психологическими методами, ориентированными на развитие личностных ресурсов учащихся, но и методами, направленными на формирование у них ценностного отношения к здоровому образу жизни, воспитание культуры, привитие нравственных и моральных ценностей.
Анализ накопленного опыта в области педагогической профилактики стал ключевым моментом в решении создать такую программу, которая могла бы решить несколько задач. Это занятость детей в досуговое время, организация полноценного отдыха детей. Учитывая особенности и новообразования подросткового возраста, стремление к общению, стремление понять себя и окружающий мир, программа должна включать в себя межличностное общение и предупреждение возникновения у подростка установки на наркотизацию.
Психолого-педагогическая программа первичной профилактики немедицинского потребления наркотиков «Все в твоих руках» разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Министерство образования и науки Российской Федерации. Приказ от 28 декабря 2010 г. №2106 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
Конвенцией о правах ребенка ООН;
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, одобренная Министерством образования России и решением Правительственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту от 22.05.2000, Федеральный закон "О наркотических средствах и психоактивных веществах" (1997),
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.
Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы.
Программа носит информационно-развивающую направленность.
Права и обязанности участников программы определяются Конвенцией о правах ребенка, уставом ОУ (в котором проходит реализация программы), выработанными правилами группы (для учеников).
Отношения между участниками и ведущими программы строятся на основе доверия, сотрудничества, взаимного уважения и предоставления свободы развития личности.
Происходящее в группе всегда определяется личностным выбором каждого участника, никто не может принудить его к совершению каких-либо поступков.
Права педагога-психолога определены должностной инструкцией специалиста. «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников» (Федеральный Закон «Об образовании»). Педагог-психолог несет ответственность за подготовку, планирование и проведение занятий. Ведущий группы так же обязан соответствовать требованиям квалификационных характеристик; обеспечивать безопасность жизни и здоровья участников во время реализации программы; соблюдать конфиденциальность получаемой от участников информации; соблюдать морально-этические нормы.
Участники программы имеют право: на отказ от занятий при наличии обстоятельств, которые могут нанести вред его психическому или физическому здоровью; уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений. Участники программы обязаны: соблюдать правила принятые участниками программы; уважать честь и достоинство других участников программы; не совершать действий, наносящих психологическую и физическую травму другим участникам программы; соблюдать режим посещения занятий.
Технологии профилактики употребления ПАВ.
В данной программе использованы следующие виды технологий - социальные, педагогические, психологические.
Социальные технологии. Они направлены на обеспечение условий эффективной социальной адаптации учащихся образовательного учреждения, формирование и развитие в обществе ценностных ориентиров и нормативных представлений, которые могут выступать в качестве альтернативы ценностям и нормам субкультуры, пропагандирующей использование ПАВ.
Педагогические технологии профилактики направлены на формирование представлений, норм поведения, оценок, снижающих риск приобщения к ПАВ, а также на развитие личностных ресурсов, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию.
В профилактической деятельности используются универсальные педагогические технологии (беседы, лекции, тренинги, ролевые игры, проектная деятельность и т.д.). Они служат основой для разработки профилактических обучающих программ, обеспечивающих специальное целенаправленное системное воздействие па адресные группы профилактики.
Психологические технологии профилактики направлены на коррекцию определенных психологических особенностей у учащихся, воспитанников, затрудняющих их социальную адаптацию и повышающих риск вовлечения в систематическое употребление ПАВ. Целью психологического компонента программной профилактической деятельности в школе также является развитие психологических и личностных свойств субъектов образовательной среды, препятствующих формированию зависимости от ПАВ; формирование психологических и социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни; создание благоприятного доверительного климата в коллективе и условий для успешной психологической адаптации.
Принципы деятельности
Принцип взаимодействия;
Принцип личностно-ориентированного подхода;
Принцип позитивного восприятия и принятия;
Принцип конфиденциальности;
Принцип систематичности.
Данная программа может реализоваться на классных часах или в рамках элективного курса «Технология укрепления здоровья».
Кадровое обеспечение программы: педагог – психолог, социальный педагог, классные руководители;Возраст участников: 13-15 лет.Форма занятий: лекторий, групповые занятия с элементами тренинга, круглые столы, ролевые игры.Количество участников на групповых занятиях: 9 - 15 человек.Продолжительность занятий: 1 час в неделю.Количество занятий - 23Сроки реализации: учебный год (сентябрь – май). Методическое обеспечение: план и разработки занятий, анкеты для каждого участника, карточки с ситуациями для проигрывания ролевых игр, набор специально подобранных психогимнастических и ролевых игр.
Учебно-тематическое планирование
№ Название блока Количество часов
Информационно-просветительский блок. 9
Практический блок. 9
Диагностический блок. 5
Итого: 23
Структура и содержание программы.
Программа состоит из 3 блоков.
1. Информационно-просветительский блок.
Включает в себя работу с подростками с привлечением социального педагога и медицинского работника. Данный блок носит информационно-просветительский характер, на котором участники знакомятся с психотропными веществами, узнают какое влияние, они оказывают на организм человека.
Выясняют основные причины, побуждающие человека употреблять наркотические вещества. Знакомятся с неблагоприятными эмоциональными состояниями, влияющими на принятие решений человека.
2. Практический блок включает в себя несколько этапов:
Тренинги.
Игровые занятия.
Деловые и ролевые игры.
Выпуск информационных листков и буклетов о здоровом образе жизни, плакатов.
Проведение круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни,
Диагностический блок.
Включает в себя:
Заключительную диагностику, направленную на определения уровня усвоения полученных знаний.
Создание социальных проектов.
Написание эссе.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Форма
проведения Количество часов
дата
Информационно-просветительский блок.
Мои знания о проблемах наркомании. Круглый стол 1 Что такое психотропные вещества и как они влияют на организм человека. Лекция 1 Просмотр в/ф «Лекция проф. Жданова о вреде алкоголя, курения и наркомании» Видео 1 Что такое психотропные вещества и как они влияют на организм человека (продолжение). Лекция 1 Миф о наркотиках. Групповая дискуссия 1 Учебный фильм: «Письмо Насти». Дискуссия после просмотра фильма. 1 Почему люди принимают наркотики. Мозговой штурм 1 Влияние эмоций на принятие решений. Диспут. 1 Стресс и его последствия воздействия на личность. Лекция 1 Практический блок
Как справиться со стрессом. Тренинг 1 Я – социальная группа. Тренинг 1 Учимся говорить «НЕТ». Ролевая игра. 1 Как противостоять групповому давлению. Тренинг 1 Как отказаться от предложенных наркотиков. Тренинг 1 Как развить свои способности. Тренинг 1 Как развить свои способности (продолжение). Тренинг 1 Будем успешными. Психологическая игра 1 Здоровая нация! Изготовление буклетов, плакатов. 1 Диагностический блок.
Что я знаю о наркотиках Анкетирование 1 Эмоционально-волевая сфера. Тестирование 1 Жизнь без наркотиков. Составление
проекта 1 Все в твоих руках. Эссе 1 Все в твоих руках (продолжение). Эссе 1 Итого: 23
Диагностический инструментарий.
Анкета О.М. Решетиловой «Ваше отношение к проблеме наркомании» (выявление информированности подростков-школьников о проблеме наркомании, возможных причинах употребления психоактивных веществ подростками и вероятных путях разрешения этой проблемы в обществе);
Анкета В.А. Родионова «Неизбежный риск употребления наркотических веществ» (определение информированности подростков о возможных последствиях употребления психоактивных веществ);
Корчагина Юлия, психолог, канд. психол. наук. Опросник выявления предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению.
Тест Е. Романовой и Т. Сытько «Человек под дождем». Тест ориентирован на диагностику личностных резервов и особенностей, защитных механизмов человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им, он также может рассказать о возможности человека к адаптации.
Тест Л.А. Венгера Г. А. Цукермана «Красивый Рисунок». Тест предназначен для обследования детей младшего и старшего возраста с целью выявления психоэмоционального состояния, устойчивости к стрессу.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у учащихся.
2. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.
3. Получение необходимых знаний по профилактике наркомании.
4. Получение базовые знания в области самозащиты от наркотиков.
5. Коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ.
Учащиеся должны знать:
- болезни, связанные с применением ПАВ;
- причины и последствия ПАВ;
- вредное влияние ПАВ на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- уметь говорить «Нет»;
- вести активный здоровый образ жизни.
Учащиеся должны приобрести навыки:
- работы в коллективе;
- высказывания своих мыслей;
- изучения научной литературы.
Материально-техническое оснащение.
№ Наименование количество
Кабинет педагога-психолога 1
Библиотека 1
Локальная сеть 1
Компьютер 2
Сканер 1
Принтер 1
Проекционная система 1
Учебные диски 7
Фотоаппарат 1
Видеокамера 1
Телевизор 1
Цифровая камера 1
Плакаты 1 комплект
Апробирование программы.
Апробация данной программы прошла на базе МБОУ «Графовская СОШ» в 2014-2015 учебном году в рамках элективного курса «Технология укрепления здоровья».
В ней принимало участие 27 человек (9-10-е классы).
Были, выявили основные причины, которые побуждают человека прибегнуть к психоактивным веществам. Это чаще всего стресс, депрессия, непонимание окружающих – 9 чел. (23%); «за компанию» - 23 чел. (67%), а также следующие причины «от нечего делать», «хотелось попробовать», «ради интереса».
Результаты проведенной работы показали: у 100% учащихся повысились знания об истинном вреде ПАВ для организма человека.
Подростки получили практические навыки по отстаиванию своего мнения и сопротивлению социальному давлению.
Данная программа показала свою эффективность в работе с подростками 13-15 лет.
Список литературы:
1. Альтушер В.Б., Надеждин А.В. Наркомания: дорога в бездну – М.,Просвещение,2000
2. Антология социальной работы. - М.,1998 т23. Гурски С. Внимание родители наркомания! - М.: профиздат,1989.
4. Профилактика наркомании и других видов зависимостей от ПАВ среди молодежи. Концепция программы. - М.:2000.
5. Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право, 2001,№9
6. молодежь и общество на рубеже веков. Тезисы и материалы конференции 20-21 октября 1998. М.;1998,ч.,2
7. Наркология. Методические рекомендации. М.: Лаборатория базовых знаний, Спб.: Невский диалект,2000
8. Журнал Нева. 2000,№8
9. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. Под ред. С.В.
Березина, К.С. Лисецкого. М.: Институт психотерапии, 2000
10. Пузырёвская. За школу без наркотиков// Воспитание школьников, 2001,№7
11. Сухарев А.В. Наркотическая экзотика М.: Старый Сад,2000.
12. Ураков Г. Наркомания мифы и действительность М.: Медицина,1990.
13. Воробьева Т.В., Ялтонская А.В. Профилактика зависимости от ПАВ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска. — М.: УНП ООН, 2008.
Интернет-ресурс: mo.ustkut4.ru.