Обучение решению задач на смекалку (головоломок) дошкольников


Хлыстунова Галина Ивановна,
учитель начальных классов
МКОУ « Каменская СОШ № 2»
пгт Каменка
Воронежская область
Тема: «Обучение решению задач на смекалку (головоломки) дошкольников».
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Используется занимательный материал (дидактические игры) и с целью формирования представлений, ознакомления с новыми сведениями. При этом непременным условием является применение системы игр и упражнений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует активность. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.
При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения лишь на основании практических действий и обдумывания.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в предшкольной подготовке головоломки с палочками. Это задачи на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идёт трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
Задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности).
Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек.
. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
Головоломки первой группы детям предлагают в определённой последовательности:
Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
Составить 2 равных треугольника из 7 палочек.
Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
Составить 4 равных треугольника из 9 палочек.
Составить 3равных квадрата из 10 палочек.
Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника.
Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого).
Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученные в результате пристроения, образуют 1 большой).
Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).
Для того чтобы решать эти задачи, нужно владеть способом пристроения, присоединения одной фигуры к другой. Впервые получив такое задание, дети пытаются составить 2 отдельных треугольника, квадрата. После ряда безуспешных попыток догадываются о необходимости пристроения к одному треугольнику, квадрату другого, для чего достаточно 2, 3палочек.
По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом «проб и ошибок» количество неправильных проб, практических действий начинает сокращаться. В процессе поиска решения учитель обращает внимание детей на то, что, прежде чем выкладывать из палочек ответ, надо подумать, как это можно сделать. Достаточно провести3-4 занятия, в процессе которых дети овладеют способами пристроения к одной фигуре другой так, чтобы одна или несколько сторон оказались общими.
Процесс решения задач второй и третьей групп гораздо сложнее, чем первой группы. Нужно запомнить и осмыслить характер преобразования и результат (какие фигуры должны получиться и сколько) и постепенно в ходе поисков решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществлёнными изменениями. Необходим зрительный и мыслительный анализ задачи, умение представить возможные изменения в фигуре.
Таким образом, в процессе решения задач дети овладевают такими мыслительными операциями, в результате которых можно представить мысленно различные преобразования, проверить их, затем, отбросив неверные, искать и пробовать новые ходы решения.
В какой последовательности надо предлагать детям задачи на смекалку второй и третьей групп?
1. В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив один прямоугольник.
2. В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 4 равных квадрата.
3. Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок.
4. В данной фигуре переложить 2 палочки, чтобы получилось 3 равных треугольника.
5. В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 3 палочки, чтобы осталось 3 таких же квадрата.
6. В фигуре, состоящей из 4 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 2 разной величины квадрата.
7. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата.
8. В фигуре из 5 квадратов 4палочки, чтобы осталось 3 квадрата.
9. В фигуре из 4 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы получилось 5 квадратов.
10. В фигуре из 5 квадратов убрать 4 палочки, чтобы осталось 3 квадрата.
Для этих и других аналогичных задач на смекалку характерно то, что преобразование, необходимое для решения, ведёт к изменению количества квадратов, из которых составлена заданная фигура (задачи 2, 5 и др.), изменению их размера (задачи 6, 7),видоизменению фигур, например преобразованию квадратов в прямоугольник в задаче 1.
В ходе занятий учитель, руководя поисковой деятельностью детей, пользуется различными приёмами способствующими воспитанию у них не только положительного отношения к длительному настойчивому поиску, но и быстроту реакции, отказа от выработанного пути поисков. Интерес детей поддерживается желанием достичь успеха, для чего нужна активная работа мысли.
Список литературы
1. Богданович М.В. Математическая радуга. - Киев. Радяньска школа, 1983
2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 1990