Статья Система работы с талантливыми, творчески одаренными детьми

Статья

Система работы с талантливыми, творчески одарёнными детьми

Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Мы считаем, что определённых результатов в этом направлении школа может добиться в тесном контакте с семьёй. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Поэтому тезис: "Школа должна заниматься поиском индивидуальности" приобретает особую значимость. И чтобы этот поиск увенчался успехом, мы должны себе чётко представлять, какой смысл вкладывается в слово «индивидуальность». На наш взгляд, индивидуальность, одарённость, талантливость – это слова-синонимы.
В первую очередь, необходимо знать, какими чертами обладают одарённые дети. Одаренные дети характеризуются: 1) познавательной потребностью; 2) интеллектом; 3) креативностью.
В школе часто приходится сталкиваться с тремя категориями детей:
1) с ранним подъемом интеллекта;
2) с ярким проявлением способностей к отдельным школьным наукам и видам деятельности (в том числе внешкольной);
3) с потенциальными признаками одаренности.
Для учащихся с ранним подъемом общих способностей характерен быстрый темп обучения в школе. Некоторые из них (интеллектуальные вундеркинды) стремительно развиваются в умственном отношении и далеко опережают своих сверстников. Особенности их ума настолько удивительны, что не заметить их невозможно.
Дети с ярким проявлением специальных способностей чаще всего характеризуются обычным общим уровнем развития интеллекта и особой склонностью к какой-либо области искусства, науки, техники. Специальные способности раньше проявляются в тех видах деятельности, где требуются особые специальные задатки или формальные качества ума. Позже они обнаруживают себя там, где нужен определенный жизненный опыт.
Способные дети, которых можно отнести к третьей категории, не опережают сверстников по общему развитию, но их отличает особое своеобразие умственной работы, указывающее на незаурядные способности. В чем заключается это своеобразие? В особой оригинальности и самостоятельности суждений, в неординарности точки зрения по разным вопросам и пр. Возможно, эти особенности ребенка указывают на высокие способности к тем видам деятельности, для развития которых в школе нет условий.
Так в нашей школе преобладает вторая категория, чуть меньше третья и редко первая категория.
Проблема обучения детей с ярко выраженными склонностями и способностями к определенным видам деятельности решается путем их дифференциации в старших классах и организации элективных курсов. Созданы также классы с углубленным изучением русского языка, математики и физики. При подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям проводятся индивидуальные консультации, которые посещают перспективные дети. Ежегодно в начале учебного года обновляется банк данных об этих детях, составляется электронная картотека.
Систематические занятия в школьном кружке или на курсах, где осуществляются такие формы работы, как проведение небольших самостоятельных исследований, выступление с докладами, организация тематических вечеров, конкурсов и т.д., могут в большей степени способствовать удовлетворению интересов, развитию дарований школьника. Дети также имеют возможность реализовать творческие способности в Центрах детского творчества и некоторых научных и культурных заведениях.
Иногда бывает, что, проявляя повышенный интерес и усиленно занимаясь по одному или группе близких школьных предметов, учащиеся полностью игнорируют другие или поддерживают знания «чуть тепленькими», лишь бы не «на двойку». В итоге устойчивая, выраженная склонность к определенному виду деятельности может приобрести однобокий характер. В этом случае приходится доказывать ученику, что те школьные дисциплины, которыми он пренебрегает, имеют определенное отношение и к его любимому делу, без знания этих предметов его развитие будет односторонним. Чтобы избежать таких «перекосов», необходимо создать в школе и дома условия, расширяющие круг познавательных интересов и побуждающие учащегося к их формированию.
Для детей со скрытым потенциалом творчества много значат условия обучения и воспитания. Если эти условия затрудняют самовыражение, т.е. ни семья, ни школа не способствуют раскрытию и реализации скрытых возможностей, то у детей могут возникнуть черты тревожности, невротизма.
Считаем, что этой категории учащихся следует на уроках как можно чаще давать задания творческого характера. При этом задания должны даваться всему классу как дополнительные после выполнения основных заданий каждым учащимся. При выполнении таких заданий оценивать следует только успех (оценкой «отлично»). Кто не выполнил такие задания, тот не получил отличной оценки, но оценка за выполнение обязательного задания при этом не снижается.
Мы думаем, что одаренного ребенка никогда не следует выставлять напоказ, возвеличивать, делать его предметом радости или гордости родителей и школы. Не следует и приходить в отчаяние, что он не похож на других, принуждать его «быть как все».
Единственное, что следует поощрять в ребенке, – это желание работать ради работы, а не стремление обогнать школьных товарищей.
Уверены, что успешность профессиональной деятельности учителя в значительной степени определяется его умением управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Это особенно важно в работе с одаренными детьми, поскольку творчески одаренные дети нередко испытывают трудности общения со сверстниками, непонимание, а порой и неприязнь с их стороны.
Педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.
Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): "Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю". Для одаренных детей такой стиль не приемлем. "Мы – две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир". А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом.
Учитель, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности.
Как видим, не каждый педагог способен работать с одарёнными детьми. Для выявления таких педагогов используем вопросник, представленный на слайде.
Уважаемые коллеги, существует много направлений работы с одарёнными детьми. Но я остановлюсь, пожалуй, на одном из них, активно используемом нами. Это включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся, обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
Наши школьники приобщаются к началам исследовательской деятельности через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность. Процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
мыслительных умений и навыков;
умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).
Для выявления уровня подготовленности учащихся, интересующихся научно-исследовательской работой, также предлагаем специальный вопросник, представленный на слайдах.
Большую помощь в организации и развитии научно-исследовательской работы оказывает психологическая служба школы, которой мы придаём очень серьёзное значение в работе с одарёнными детьми. Поэтому не случайно, что в моём выступлении красной нитью выделяется психологический аспект в нашей деятельности.
И ещё, на что я хотел бы обратить ваше внимание, это то, что работа с одарёнными детьми должна проводиться в системе по разработанной целевой программе. В ней выделяем следующие этапы:
1. Научно-исследовательский (разработка методик работы с одаренными детьми и их экспериментальная апробация на эффективность).
2. Учебно-методический аспект (работа с преподавательским коллективом).
3. Организационный аспект (организация учебно-воспитательной работы со школьниками, управление учебной и экспериментальной работы педагогического коллектива).
В заключение вкратце хочу представить систему работы в данном направлении учителей физики нашей школы.
Уже на начальном этапе обучения выявляем учащиеся, имеющие особые способности к изучению физики, формируется положительная мотивация участия во внеклассных мероприятиях, обеспечивается эффективное использование учащимися своих ресурсов. С ними ведется индивидуальная работа на уроках и во внеурочное время. На уроках с учётом возрастных особенностей таким школьникам даются задания творческого характера, вызывающие интерес к предмету; на дом они получают задания более сложные по сравнению с другими учениками. Одаренный ученик обычно опережает группу, и, чтобы его интерес не угас, учитель постоянно придумывает для него интересные творческие задания.
Каждый учитель имеет индивидуальный план работы с одаренными учащимися, куда входят работа на уроке, дифференцированные домашние задания, индивидуальные занятия во внеурочное время, вовлечение учащихся во внеклассную работу.
Внеклассная работа представлена следующими формами: элективные курсы, кружок «Юный математик» и развивающие часы, декады окружающего мира, информатики и математики, научно-исследовательская работа, подготовка к олимпиадам по индивидуальной программе, профильные физические отряды, интегрированные внеклассные занятия, познавательные экскурсии, например, на метеостанцию. Эти мероприятия включают в себя такие формы организации учебной деятельности, как беседы, игры, викторины, интегрированные занятия, индивидуальные консультации, практикумы, конференции, турниры, олимпиады, защита проектов и тренинги.
Например, профильные отряды организуются в каникулярное время из 10-15 человек разного возраста (при комплектовании отрядов учитывается мнение учителя и желание учащихся). Основными формами учебной деятельности в отрядах являются лекции, семинары, практикумы по решению нестандартных задач, игры и соревнования. Создание профильных отрядов – это огромное поле деятельности не только для увлечённого учителя, но и для разностороннего развития учащихся.
На наш взгляд, целостная система урок – внеклассная работа – индивидуальные занятия дает ощутимые результаты.












13PAGE 15


13PAGE 14115




15