Презентация для МО на тему: Организация работы с одарёнными и талантливыми детьми
Учитель русского языка и литературыМБОУ «Шенкурская СОШ» Гробова Е.Н. Что такое «дар», «одарённость», «талант», «индивидуальность»? Обратимся к словарю:«Дар» – 1.Что-либо ценное, важное, чем человек наделён от природы ; - 2.высокая степень одарённости; талант, дарование; умение способность к чему –либо.«Одарённость» – уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием ( Френсис Гальтон). Бывает «художественная» и «практическая». Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Одарённость может быть специальной (один вид деятельности) и общей (к разным видам деятельности) или в их сочетании.«Талант» - дар, полученный от бога или следствие врождённых, генетически обусловленных особенностей человека.Очень часто путают понятия «одарённость» и «талант».Одарённость – это общая способность , раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. А талант –это , скорее, необычная способность в какой-либо узкой специфической области. Безусловно, довольно часто одарённые дети могут быть и талантливыми одновременно. Одарённость многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одарённости, в основном придерживаются определения одарённости, которое было предложено американскими учёными. Суть его в том, что одарённость ребёнка может установлена следующими параметрами:выдающие способности;потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности;Одним из пунктов одарённости служит речь и словарный запас Все дети разные от природы и, наблюдая за ними, можно заметить, что один и тот же ученик (ученица) ведёт себя по-разному в различной ситуации, у разных педагогов, со своими сверстниками. Каждый ребёнок уникален, со своим собственным миром, со своим восприятием окружающего мира, но в тоже время и индивидуален (темперамент, характер, эмоциональный фон, увлечения и т.д.) Гении в природе рождаются редко, но талантливых детей достаточно. Бесталанных людей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками, возможностями.Задачи учителя: раскрыть природные способности ребёнка , помочь ему познать мир своим путём, не только в неформальной обстановке, но и на уроке;научить учащегося спрашивать Как раскрыть природные особенности ребёнка на уроке ?1.Хорошо организованный урок – залог положительного эмоционального и физического благополучия и раскрытия природных данных детей.2.Создание атмосферы добра, творчества (иногда через игровые моменты )3.Создание комфортного психологического климата, что является одним из условий общения Учитель – Ученик.4.Уважайте ребёнка, поддерживайте его, даже если он не прав!5.Щадите его самолюбие, будьте щедры на похвалу!6.Поощряйте любой успех ребёнка в достижении учебного процесса. С одарёнными детьми работать интересно, но в тоже время и сложно, т.к. они имеют более высокие интеллектуальные способности, желание учиться, имеют активную, познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, умственного труда В учебной деятельности моя работа по данному направлению основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углубленному изучению русского языка и литературы. В своей работе я использую следующие формы:1.Подготовка презентаций, сообщений;2.Организация в сотрудничестве с педагогом дискуссий и диалогов на уроке;3.Организация учебной деятельности в группе;4. Опорные сигналы, схемы. На уроках развития речи мы пишем сочинения разных типов, в том числе и сочинения- описания. В классе из 25 учащихся занимаются в художественной школе - 6 человек, которые иногда сопровождают свои работы рисунками. Работая над различными жанрами текстов дети определяют, в каких произведениях поэтов и писателей мы встречались с тем или иным жанром. Учащимся нравится инсценировать фрагменты произведений, участвовать в конкурсах сочинений, чтецов, рисунка. Одна из форм урока – интеллектуальная игра, в которой наиболее творческие ребята сами подбирают материал к уроку, задания различного уровня.