Разработка проекта Кукла Крупеничка


МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ
им. А.Г. ШНИТКЕ



ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА







Проект учениц 5 класса «А»
Рябикиной Анны
Козловой Алены

Руководители проекта:
Браун И.В., Петрова Л.В.


Актуальность выбранной темы.
Кукла издревле сопровождала человека на протяжении всей его жизни. Когда-то в старину, на Руси было большое многообразие кукол. Это и куклы-игрушки для детей, и куклы, с помощью которых передавались обряды из поколения в поколение, и куклы-обереги.
В наше время полки детских магазинов игрушек радуют взор разнообразной кукольной продукцией. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют. Но самой любимой куклой будет только та, которая сделана своими руками, а также она может стать самым лучшим подарком родному человеку. Пусть в ней не будет четко нарисованных черт лица, симметричных линий, но зато в ней будет что-то, от чего теплеет взгляд и сердце наполняется нежностью.
Сегодня почти утрачено искусство кукло-творчества, а вместе с тем и традиции. А раньше кукла рассматривалась как эталон рукоделия. По куклам судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Идея проекта.
Познакомиться с историей появления куколки «Крупенички», заинтересовать слушателей, чтобы каждому захотелось узнать о ней больше, сделать её своими руками.
А самое главное нам очень хотелось преподнести нашим любимым мамам подарок на день матери, который в нашей стране отмечается ежегодно в последнее воскресенье ноября.

Цель проекта.
Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям, сделать куклу-оберег Крупеничку.
Провести творческий вечер (праздник) и преподнести подарок куколку Крупеничку мамам.

Задачи, поставленные для реализации проекта.
Посещение мастер-класса по изготовлению куклы «Крупенички».
Фотосессия на мастер-классе.
Проведение праздника с вручением подарка мамам.

Вид проекта.
по содержанию – информационно-творческий.
по количеству участников – коллективный.
по продолжительности подготовки: ноябрь – декабрь 2013 года.


1
ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Первым делом мы всем классом отправилась в Центр развития творчества детей и юношества (ЦРТДиЮ) г. Энгельса. Черникова Ирина Николаевна познакомила нас с историей возникновения куколки Крупенички, а также провела с нами мастер-класс по ее изготовлению.


мастер класс в ЦРТДиЮ

Также, заинтересованные этой темой, мы искали информацию о народных куклах в интернете.

2
ЭТАП – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ
«Крупеничка» – это куколка, приносящая достаток и благополучие в дом. Традиционно эта кукла наполнялась гречихой, что означало сытость и богатство, а также рисом – самое дорогое зерно, на праздник, перловкой – на сытость, овсом – на силу. К концу XIX века для наполнения стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились «Зерновушки» и «Горошинки». Эта кукла – старинная насыпная игрушка.
Основой куколки являлся небольшой мешочек, который наполнялся зерном, при этом женщины пели песню или читали молитву.
Крупеничка считалась главной куклой в семье. Первые горсточки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на самом видном месте в красном углу. Славяне верили: если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным. Во времена же неурожая из куклы понемногу брали зерно и употребляли в пищу.
Эта кукла не была игровой, в ней была сила веры, земли, теплых рук, которые её изготовили. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Она должна была принести владельцу благополучие, здоровье, радость.

3
ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

Материал для поделки:
Для изготовления куколки Крупенички на мастер-классе у нас были заготовки: заранее сшитый мешочек (тело куколки), лоскуток ткани в клеточку для юбки (понёвы), шитье для фартучка, материал зеленого цвета для рукавов (рук), два треугольных лоскута разных размеров яркой ткани для косынки, тесьма под косынку, красная тесьма для пояса, гречка, прочная нитка красного цвета, ножницы.

Процесс изготовления:
Делаем донышко у мешочка. Для этого собираем верхний край гармошкой. и прочно закрепляем ниткой, лишние кончики нити отрезаем.
Выворачиваем мешочек на другую сторону и расправляем. Насыпаем в него крупу, уплотняем, постукивая куколкой о поверхность стола.
Перевязываем мешочек красной нитью нечетное количество раз (3 или 5), оставляя в хвостик 1,5-2см. Получился мешочек с хвостиком.
Берем лоскуток ткани в клеточку, оборачиваем вокруг тела, соединяя сзади внахлест, закрепляем юбку сверху крепкой белой ниткой.
Берем материал для фартучка, закрепляем крепкой белой ниткой.
Берем лоскут зеленой ткани и скатываем плотно на его концах трубочки – руки. «Надеваем» шубу на тело куколки, повязываем поясок из красной тесьмы.
На голову повязываем платок меньшего размера, поверх него накладываем тесьму, концы которой должны завязываться сзади ниткой также нечетное количество раз.
Сверху повязываем треугольную косынку большего размера, так, чтобы концы её завязывались сзади.
4
ЭТАП – ИТОГОВЫЙ

Творческий вечер прошел в теплой, доброй и нежной атмосфере. В адрес наших любимых мам звучали различные поздравления и пожелания. Кульминацией праздника, конечно же, стало вручение самых необыкновенных подарков – наших замечательных куколок Крупеничек.



Проект социально значимый, так как целью работы было: преподнести мамам подарок, сделанный своими руками.



Данный проект был нам очень интересен. Во время работы над куколкой мы смогли осуществить свои творческие идеи. Просто прекрасно провели время все вместе, классом.



После проведения виртуального путешествия в кукольный мир появился интерес к предложенной теме: многие захотели изготовить кукол в подарок еще своим бабушкам, тетям, сестренкам.
При повторном анкетировании мы сделали вывод, что трудились над проектом не напрасно. Мы очень довольны своей проделанной работой.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Приложения:
Приложение 1. Анкеты участников.
Приложение 2. Презентация проекта.














Приложение 1



1. Что вы знаете о куколке Крупеничке?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что значила эта кукла в славянской семье?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Была ли Крупеничка игровой куклой?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Чем наполняли раньше этих кукол и чем в наше время?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Знаешь ли ты, как изготавливается и из каких материалов куколка Крупеничка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие чувства вы испытываете, когда делаете что-то своими руками? Хотелось бы вам попробовать самим изготовить эту куколку?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________




«КУКОЛКА КРУПЕНИЧКА»Рисунок 1Описание: att_16694.jpgВОПРОСЫ АНКЕТЫ Заголовок 115