Предметная пространственно-развивающая среда по речевому развитию детей младшей группы.


Предметная пространственно-развивающая среда
по речевому развитию детей младшей группы.
Воспитатель: Е.Н.ХмелеваФедеральные государственные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.
Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-развивающей среды в группе.
Все зоны развивающей среды в моей группе  взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе под редакцией М.А. Васильевой:
- Удовлетворять потребность малыша в движении;
- Формировать положительный эмоциональный настрой;
- Побуждать детей к активной речи.
Для развития речи дошкольников необходима организация следующих центров, стимулирующих речевую активность детей: литературный центр (книжный уголок), центр речевого развития, музыкально-театральный центр, центр сенсомоторного развития.
В период раннего детства маленький ребенок активно познает окружающий мир. И я постаралась сделать окружение для детей ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая среда помогает мне обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.
Книжный уголок.
Дети нашей группы любят, когда мы читаем книги и рассматриваем картинки, поэтому одна и та же книга представлена в нескольких экземплярах, проиллюстрированная разными художниками. Здесь много книг по программе в соответствии с возрастом, которые воспитатель читает на занятии и любимые книги детей, которые читаются по желанию детей; чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. В уголке представлены следующие виды книг:
книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
книжки-панорамы ( с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками.
Репертуар постоянно меняется. Выставляются иллюстрации к сказкам. Книжный уголок в группе находится в хорошо освещенном месте вне зоны занятий, сюжетно-ролевых игр.
Уголок речевого развитияТак как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в уголке подобраны наборы картинок:
предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных);
картинки по лексическим темам;
картинки: а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
каталог игр: а) по звуковой культуре речи («Подбери и назови», «Подбери пару», «Большие и маленькие», «Чей домик», «Чей домик?»);
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
словесные дидактические игры.
Уголок сенсомоторного развития
Для развития мелкой моторики, речи создана зона которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида («Шнурки», «Застегнём кукле пальто» и др.),   сюжетно-дидактическое панно с пуговицами «Неваляшки», разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры, стол с цветными втулочками. Своими руками изготовлено настенное панно для развития мелкой моторики (накручивание цветных пробок).
Музыкально-театральный центр.
Детям очень нравится наш музыкально-театральный уголок. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Своими руками изготовлены шумовые инструменты. С детьми провожу музыкальные игры «Угадай, на чем играю», «Что звучит», «Оркестр». Я стараюсь знакомить малышей с различными видами театра. В уголке есть ширма, театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный театр, театр кружек, разнообразные фланелеграфы, маски для игр-драматизаций, куклы бибабо.  Это стимулирует индивидуальные творческие замыслы детей. Дети с удовольствием пользуются всеми атрибутами.
В приёмной оформлена наглядная агитация для родителей, посвященная проблеме развития речи детей младшей группы, создаем папки-передвижки «Советы родителям по развитию речи ребенка», включающие в себя игры и упражнения для развития речи».
Создавая предметно-развивающую среду, я постаралась сделать ее разнообразной, яркой, красочной, информативно богатой, что обеспечивает содержательное общение педагога и ребенка.