Рабочая программа кружка Волшебная нить


Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области
«Калужская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ”
«Принята»«Утверждаю»
Педагогическим советом Директор школы-интерната №1
Протокол от 30.08.2016г. VII вида
№1 _____________/Т.И.Лисенкова/
                     Приказ от 1.09.2016г.

Рабочая программа
кружка
«Волшебная нить»
на 2016-2017учебный год
Составила Корнеева М.И.
2016г.
Пояснительная записка
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»
В.А. Сухомлинский
  Рабочая     программа  кружка «Волшебная нить»  составлена   в  соответствии  с  требованиями Федерального государственного   образовательного стандарта  основного общего образования  2009 года,  образовательной программы школы на 2014-2015 учебный год,   на  основе  практического  пособия  по  ручному вязанию   Е.Е. Трибис  «Школа вязания»  (2006 г.).
        В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
       Художественное вязание является исконным народным ремеслом. Ни один человек с самого раннего детства не обходится в своём гардеробе без вязаных вещей.
Работа кружка «Волшебная нить» способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, учащиеся смогут углубить свои знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с произведениями мастеров, традициями народных ремёсел, образцами дизайнерских разработок. Большое значение имеет обсуждение художественных выставок и работ кружковцев. Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Художественное вязание требует серьёзных знаний и умений в обращении с ручным инструментом. Одновременно с этим оно представляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Приобщение школьников к художественному вязанию – это и подготовка учащихся в рамках школы к будущей семейной жизни, и формирование культуры быта, и развитие таких качеств, как настойчивость, терпение; формирование хорошего эстетического вкуса, обогащение собственного досуга старинным и таким молодым и современным рукоделием, каким является художественное вязание.
 Цель программы- создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. 
  Задачи программы
Образовательные:
-  расширить кругозор, познакомить с историей вязания и его значением в народном творчестве;
-  научить техническим и специальным знаниями при изготовлении изделий крючком и спицами;
-  обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
-  познакомить с основами цветоведения и материаловедения;
-  обучить свободному пользованию схемами из журналов;
Развивающие:
-  развить образное мышление;
-  развить внимание;
-  мелкую (малую) мускулатуру рук;
-  выявить и развить природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка;
-  развить фантазию;
-  выработать эстетический и художественный вкус.
-  совершенствовать навыки общения.
 Воспитательные:
-  привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
-  воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, целеустремленность, предприимчивость, умение довести начатое дело до конца, корректность в отношении к работе товарищей, экономное отношение к используемым материалам;
-  привить основы культуры труда.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности(простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности(обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
 Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
-традиционные,
-комбинированные и практические занятия;
- лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
 В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу;
умение пользоваться простейшими инструментами;
знание видов и свойств  материала, овладение приемами изготовления несложных поделок;
расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
 Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся: в классе, школе.
• Участие в  районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
                                          СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
 
Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
 Надо иметь ввиду, что каждый учащийся имеет разный темп обучения и разный уровень подготовки. Это требует дифференцированного подхода к обучению, а также индивидуально-групповых занятий. Итогом прохождения курса является выставка работ учащихся.
Работа в кружке «Волшебная нить» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Работа кружка организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков, работа будет начата с более простых поделок.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка рассчитана на детей 12-16лет. Программа планируется на два года:,для группы первого года обучения – 2 часа в неделю, количество занятий 68 часов, для группы второго года обучения – 3 часа в неделю, количество занятий 102 часа. Практические занятия составляют большую часть программы.
Расписание занятий
понедельник вторник среда четверг пятница
1-я группа 2-я группа
           К концу 1-го года обучения дети должны знать:
- названия предметов и материалов, используемых в работе;
- названия видов столбиков при вязании крючком;
- правила поведения, ТБ.
- историю возникновения вязания;
- сведения о нитках, крючках;
- основные элементы вязания;
- цветовую композицию при выборе ниток;
К концу 1-го года обучения дети должны уметь:
- готовить свое рабочее место и содержать его в порядке;
- вязать ровную цепочку;
- выполнять без ошибок столбики без накида;
- выполнять под руководством педагога прибавление петель в круге, соединение их полустолбиком;
- правильно начинать и заканчивать ряд;
- вязать квадрат с ровными краями;
- уметь различать и считать в вязаном изделии ряды, столбики без накида, столбики с накидом, воздушные петли.
- соблюдать правила поведения на занятии, правила при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.
- готовить материал к работе;
- подбирать нитки по цвету;
- читать схемы;
- выполнять простые кружева крючком
К концу 2-го года обучения дети должны знать:
- названия материалов, используемые в работе;
- слова, обозначающие понятия, используемые в работе
- разновидности вязания;
. - цветовую композицию при выборе ниток;
- правила ухода за трикотажными изделиями.
К концу 2-го года обучения дети должны уметь:
- ориентироваться в схемах вязания и вязать по ним с помощью учителя;
- подбирать нужный материал для работы;
- уметь планировать последовательность и время выполнения работы;
- находить и исправлять допущенные в работе ошибки;
- оказывать помощь товарищам.
- различать виды вязания;
- выполнять изучаемые виды вязания;
- подбирать нитки с учетом цветовой композиции;
- ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам.
Тематический план
Первый год обучения (68 часа)
№ Тема занятий
Количество часов
всего теория практика
Вязание крючком
68 7 61
1 Вязание - старинный вид рукоделия. Техника безопасности при работе с крючком 1 1 2 Материалы и инструменты для вязания. Положение рук при вязании крючком 1 1 3 Что такое воздушная петля? Цепочка из воздушных петель 2 2
4 Виды петель –полустолбик без накида, полустолбик с накидом2 2
5 Виды петель – столбик без накида, столбик с накидом2 2
6 Убавление петель столбиком без накида2 2
7 Прибавление петель столбиком без накида2 2
8 Вязание по спирали 4 4
9 Вязание по кругу, правило круга 4 4
10 Вязание прямоугольника 2 2
11 Вязание овала 2 2
12 Вязание невыпуклых столбиков 2 2
13 Вязание вогнутых столбиков 2 2
14 Пышные столбики 4 4
15 Закладка для книги 4 4
16 Цветовое сочетание при вязании 2 1 1
17 Одеяло для куклы (смена цвета) 4 4
18 Вязание прихватки 4 4
19 Мотивы круглой формы 6 1 5
20 Мотивы квадратной формы 6 1 5
21 Отделочные элементы 2 1 1
22 Вязание сувениров 6 6
23 Украшение вязанных изделий, уход за ними 2 1 1
Тематический план
Второй год обучения (102 часа)
№ Тема занятий Количество часов
всего теория практика
Вязание спицами 102 7 95
1 Вязание - старинный вид рукоделия. Техника безопасности при вязании на спицах 1 1 2 Материалы и инструменты для вязания. Положение рук при вязании спицами 1 1 3 Набор петель, начало ряда 2 2
4 Виды петель – лицевые, кромочные, обозначение петель на схемах 2 1 1
5 Платочная вязка, закрытие петель 3 3
6 Квадрат лицевыми петлями 5 5
7 Коврик для куклы лицевыми 4 4
8 Виды петель – изнаночные, обозначение изнаночных петель на схемах, чулочная вязка 3 3
9 Квадрат из изнаночных петель 3 3
10 Резинка 1Х1, 2х2 - чередование лицевых и изнаночных петель 3 3
11 Жемчужная резинка 3 3
12 Английская резинка 3 3
13 Шарфик для мамы 5 5
14 Виды петель –накид, обозначение накида на схемах 4 4
15 Прибавление и убавление петель 3 3
16 Цветовое сочетание 2 1 1
17 Вязание по кругу 6 6
18 Вязание узора «Косы» 6 6
19 Знакомство с узором «рис», вязание рисунка 3 3
20 Знакомство с узором «жемчуг», вязание рисунка 3 3
21 Знакомство с узором «шахматка», вязание рисунка 3 3
22 Вязание разноцветными нитками - жаккард9 9
23 Знакомство со схемами. Вязание по схемам 9 1 8
24 Вязание варежек 6 6
25 Вязание носков 6 6
26 Отделочные элементы 2 1 1
27 Украшение вязанных изделий 2 1 1
Правила безопасности труда.
Правила безопасности труда должны быть оформлены и размещены на видном месте, чтобы обучающиеся могли видеть их во время занятий.
1.До начала работы обучающийся должен хранить рукоделие в специальной сумочке или шкатулке.
2. Крючки и спицы должны быть хорошо отшлифованы. Спицы не должны быть очень длинными, чтобы не мешать работе. Концы спиц должны быть защищены колпачками. Спицы не должны быть тупыми или слишком острыми, чтобы не поранить пальцы и не порвать нить.
3.Во время работы обучающийся должен бережно относиться к своей работе и инструментам для работы; не брать булавки, иголки, спицы и крючки в рот, не вкалывать их в одежду.
4.Во время перерыва в работе вкалывать иголки в игольницу, крючок и спицы в клубок ниток или в работу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями.
5. Передавать ножницы друг другу только с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.
6.Нельзя делать резких движений рукой с крючком — можно поранить сидящего рядом товарища.
7. Не перекусывать нитку зубами и не отрывать ее руками, а отрезать ножницами.
8. По окончании работы обучающийся должен проверить количество булавок, крючков и спиц в шкатулке, их должно быть столько же, сколько в начале работы. Сложить спицы после работы в чехол. Спицы должны храниться парами. Убрать ножницы, спицы и крючки в специально отведенное место. Убрать свою работу в сумочку или шкатулку для работы.
Литература:
1. Т.Б. Чижик, М.В. Чижик. «Самоучитель по вязанию крючком»,2005 г.
2.Н.А. Савельева. «Вязание крючком», 2004 г.
3.И.А. Андреева. Рукоделие – популярная энциклопедия,1993 г.
4.Н. Ковпак, О. Черноморская.  «Цветы, вязанные крючком», 2005 г.
5.Л.С. Пучкова. «Кружок вязания на спицах», 1988 г.
6.В.В. Козодаева.  «Вяжите сами», 1993 г.
7.Т.А. Терешкович. Рукодельница, 1992 г.
8.В.Хуг. «Вязаные цветы»,2006 г.
9.В.Хуг. «Вязаные цветы и плоды», 2006 г.
10. В. Хуг. «Цветы и фрукты круглый год», 2006 г.
11. Журнал «МОД», Рукоделие.
                              ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1.А.М. Диченскова. «Забавные вязаные игрушки»,2006 г.
2.В.И. Сидоренко.  «Игрушки своими руками»,1999 г.
3.М.В. Максимова. «Азбука вязания»,1990 г.
4.Журнал «Валя – Валентина».
5.Журнал «Диана».
6.Журнал «Рукоделие для всех».
7.Журнал «Вяжем для детей».
Список детей
1 группа
(первый год обучения)
1.Галанова Яна 5 «А» класс
2.Красикова Ольга 5 «А» класс
3.Каландарова Екатерина 5 «Б» класс
4.Устинова Александра 5 «Б» класс
5.Попелышко Ксения 5 «Б» класс
6.Арендаренко Алина 5 «Б» класс
7.Герасимова Юлия 5 «Б» класс
8.Мартынова Ксения 6 класс
9.Панова Анастасия 6 класс
10. Терехова Даша 7 «А» класс
11. Курякова Полина 7 «А» класс
12.Старикина Полина 7«А» класс
8. Михайлина Настя 6 «А» класс
9. Штракина Даша 6 «Б» класс
10. Штракина Ирина 6 «Б» класс
11. Жегунова Рита 6 «Б» класс
12. Устинова Настя 6 «Б» класс
Список детей
2 группа
(второй год обучения)
1. Михайлина Анастасия 7 «А» класс
2. Штракина Дарья 7 «Б» класс
3. Штракина Ирина 7 «Б» класс
4. Жегунова Маргарита 7 «Б» класс
5. Устинова Анастасия 7 «Б» класс
6.Азарова Светлана 8 «Б» класс
7.Новикова София 8 «Б» класс
8. Соломатникова Анастасия 8«Б» класс
9.Митрохина Кристина 9 «А» класс
10. Коврова Кристина 9 «А» класс
11. Номоконова Тамара 9«А» класс
12. Головлева Валентина 9 «Б» класс
Расписание занятий
кружка «Волшебная нить»
понедельник вторник среда четверг пятница
1-я группа 16.30 -17.10 2-я группа 15.00 – 15.40 15.00 – 15.40