Методическая разработка раздела «Технологии создания и преобразования информационных объектов» базового курса информатики и ИКТ на 1 курсе


Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Большеболдинский сельскохозяйственный техникум
Методическая разработка раздела
«Технологии создания и преобразования информационных объектов»
базового курса информатики и ИКТ на 1 курсе
преподавателя информатики и ИКТ А.М. Боровковойс Б-Болдино
2012 г
1.Пояснительная записка:
Переход России к рыночной экономике внес значительные перемены в структуру занятости населения, что повлияло на роль и функции специалистов среднего звена. Основными приоритетами сегодня являются мобильность, конкурентоспособность. Поэтому, в настоящее время основная задача учебных заведений, реализующих ступень среднего профессионального образования обеспечение подготовки конкурентоспособных специалистов на основе развития профессиональных, творческих и социальных компетенций.
ГБОУ СПО «Большеболдинский сельскохъозяйственный техникум» реализует профессиональные образовательные программы базового уровня, очной формы обучения по специальностям: 110809 «Механизация сельского хозяйства», 110801 «Товароведение и экспертиза качества Потребительских товаров». Особое внимание техникум уделяет совершенствованию содержания образования, внедрению в учебный процесс инноваций, современных педагогических и информационных технологий, обеспечивающих высокое качество обучения и выпуск конкурентоспособных специалистов.
Одним из путей повышения профессиональной готовности студентов, как будущих специалистов к практической профессиональной деятельности – является использование в образовательном процессе информационных технологий. Ознакомление с информационными технологиями студентами всех специальностей осуществляется при изучении дисциплин «Информатика и ИКТ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Дисциплина «Информационные технологии» для специальности являются учебной дисциплиной математического и естественнонаучного цикла, которая обеспечивает подготовку молодых специалистов, знающих особенности применения компьютерной техники в сфере образования и применения новых информационных технологий в учебном процессе.
Учебная дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» изучается на 3, 4 курсах всех специальностей в зависимости от учебного плана. Она формирует знания и умения в области информационных технологий, необходимые для будущей трудовой деятельности выпускников техникума. А умение результативно использовать компьютерную технику в своей работе становится неотъемлемым показателям квалификации современного специалиста.
Цель изучения дисциплины является формирование у студентов практических навыков по использованию средств автоматизации в профессиональной деятельности.
Задачами изучения дисциплины являются:
-возможности информационных технологий и их использование в профессиональной деятельности;
-основные принципы построения систем ;-
- особенности функционирования информационных систем в системе проф. деятельности;
-обзор основных программных средств в соответствии со специальностью;
-назначение и составные части прикладных программ;
-использование программного обеспечения для решения профессиональных задач;
-работа на персональном компьютере для получения и обработки информации;
-оформление специфического документооборота;
-отправление документов адресату по сети Internet.
Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» изучается на 1 курсе и предназначена для изучения информатики и информационно-компьютерных технологий в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Учебная дисциплина играет подготовительную роль к изучению дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) информатика и ИКТ изучается в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При освоении специальностей СПО технического и социально-экономического профилей информатика и ИКТ изучается как профильный учебный предмет: СПО – 95 часов. На освоение программы учебной дисциплины отводится:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 124 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часов;
самостоятельной работы обучающегося 29 часов.
В основу изучения дисциплины положено содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание программы учебной дисциплины представлено пятью темами:
– информационная деятельность человека;
– информация и информационные процессы;
– средства информационно-коммуникационных технологий;
– технологии создания и преобразования информационных объектов;
– телекоммуникационные технологии.
Содержание каждого раздела включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практикумов с использованием средств ИКТ.
2.Цели и задачи раздела
Изучение учебной дисциплины ориентировано на достижение следующих целей:
•освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
•овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
3.Психолого-педагогическое обоснование
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства» в разделе требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы предусматривает что техник – механик должен обладать 10 общими компетенциями, одной из которых является ОК5. «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам деятельности большинство из которых требуют знания и умения грамотного использования технологии создания и преобразования информационных объектов.
Правильно отметить, что дисциплина Информатика и ИКТ является связующим звеном между общеобразовательным и профессиональным циклами дисциплин, при освоении программы учебной дисциплины у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.
Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности использования ИКТ для профессионального роста.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В результате освоения выбранного раздела учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
•осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
•иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
•создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
•посматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
•осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
•представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
•соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
•эффективной организации индивидуального информационного пространства;
•автоматизации коммуникационной деятельности;
•эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
В результате освоения выбранного раздела учебной дисциплины обучающийся должен знать:
•назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
5. Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации.
Раздел учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» изучающий технологии создания и преобразования информационных объектов является практик ориентированным, т.к. из 28 часов отведенных на изучения раздела 20 отводится практическим работам. При планировании изучения тем раздела учитывается необходимость рациональной организации самостоятельной внеаудиторной работе учащихся(на 28 часов аудиторной работы предусмотрено 11 часов самостоятельной работы)
Данный раздел предусматривает рассмотрение понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
В процессе изучения данной темы студенты должны изучить возможности настольных издательских систем, динамических (электронных) таблиц. Иметь представление об организации баз данных и системах управления базами данных различного назначения, программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах.
Учащиеся должны научится, создавать и обрабатывать текстовые документы, электронные таблицы, графические и мультимедийные объекты, использовать системы управления базами данных и различные возможности динамических таблиц, формировать запросы для работы с электронными каталогами для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
Реализации процесса обучения по тематике данного раздела осуществляется по следующему принципу:
Вся учебная деятельность строится на основе конкретно сформулированных учебных целей. При изложении теоретического материала используются презентации, возможности интерактивной доски.
После изучения теоретической части учебной единицы проводится практическая работа, по результатам которой оценивается уровень усвоения студентами учебного материала. Выполнение практической работы сопровождается использованием инструкционно - технологической карты. Основной целью использования которой является систематизация полученных знаний и определение основных задач и этапов деятельности, которые необходимо выполнить учащемуся в течении занятия.
Основными формами обучения являются:
• Фронтальный опрос, беседа при объяснении материала предусматривает работу со всей группой в едином темпе с общими задачами;
• Групповая работа студентов при решении задач, при выполнении информационной деятельности по обработке информации:
• Коллективная работа с группой, когда каждый выполняет свою определенную часть работы на занятии;
• Индивидуальная беседа;
• Совместная с учащимся работа на компьютере;
• Самостоятельная работа учащегося.
Контроль и оценка результатов освоения раздела учебной программы осуществляется преподавателем в процессе проведения зачетных практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий на занятии и дома.
Формы контроля образовательных результатов:
•Входной – позволяет проверить уровень ЗУН учащихся на начальном этапе изучения материала, проводится в форме тематического теста или собеседования с учащимися.
Наименование ПО К-во
час. Формы обучения и контроля
Т П Текстовый редактор Microsoft Word 2 6 Входной контроль(тест)
Приложение№1word\Текстовый редактор Microsoft Word. Входной контроль(тест).docx
Презентация с изложением теоретического материала
Приложение №2word\возможности WORD.pptxПрактические работы № 1, 2
Приложение№3
word\ПР№2.docxСамостоятельная работа с практикумом Приложение №4 word\Задания для самостоятельной работы учащихся по теме «Текстовый редактор Word».docxТематический контроль – аудиторная индивидуальная практическая работа на компьютере.
Приложение №4.1word\Тематический контроль – аудиторная индивидуальная практическая работа на компьютере..docxЭлектронная таблица Microsoft Excell2 4 Входной контроль(тест)
Приложение №5Excel\входной тест Excel.docxИзложение теоретического материала с использованием интерактивной доски SMART Board
Приложение №6
Практические работы 4,5
Приложение №7
Тематический контроль – внеаудиторная работа с рабочей тетрадью «Электронная таблица EXCEL»
Приложение №8
Excel\Электронная таблица excel.docБаза данных Microsoft Access 2 4 Входной контроль(тест)
Приложение №9 база данных\тест входной контроль.docПрезентация с изложением теоретического материала
Приложение №10
Практические работы 6
Приложение №11
Тематический контроль – аудиторная практическая работа.
Приложение №12
Презентация Microsoft PowerPoint 2 6 Входной контроль(собеседование)
Приложение №13мультимедиа\тест входной контроль.docxПрезентация с изложением теоретического материала
Приложение №14мультимедиа\создание презентации.pptПрактические работы 8,9,10
Приложение №15
Тематический контроль – аудиторная практическая работа.
Приложение №16мультимедиа\Практическая работа_ «Создание презентаций в Microsoft Power Poi.doc•Текущий – систематическая проверка и оценка ЗУН – фронтальный опрос, выполнение заданий с использованием ИКТ.
•Итоговый – комплексная проверка образовательных результатов ученика по всем ключевым целям и направлениям учебного процесса – тест по теме, выполнение зачетных практических заданий, отчеты по самостоятельной внеаудиторной работе.
Если конкретизировать процесс обучения и контроля знаний то раздел можно представить в следующем виде:
6. Система знаний и система деятельности:
Система знаний включает в себя
- общенаучные знания (философские категории (материя, движение, пространство, время) и законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания);
- знания из определенной научной области (гуманитарные науки, естественные науки, социальные науки и т.д.)
- знания профильного характера, учитывающие способности и интересы учащихся, их подготовку к будущей профессии.
Система деятельности включает:
1. Познавательная деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи. Наблюдение. Опыт. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.
Построение модели и ее проверка. Интуиция и озарение. Открытие. Естественнонаучные методы познания (теория, эксперимент); математические (логарифмирование, дифференцирование, итерация и др.); гуманитарные (литература, древние письмена, мифы, религия, научная фантастика и др.); методы чувственного познания.2. Преобразующая деятельность. Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания. Постановка задач по преобразованию реальности. Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов. Алгоритм изобретения.
3. Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.).4. Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу», «принес пользу» и т. д.).
Оба рассмотренных компонента раздела программы прописываются по каждой теме раздела как в виде двух чередующихся модулей, так и в смешанном виде.
7. Учебно-тематическое планирование по разделу
Тематический план раздела «Технологии создания и преобразования информационных объектов» учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 4 Технологии создания и преобразования информационных объектов 28 Тема 4.1
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Возможности текстовых редакторов создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. 2 1
Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. 2 1
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. 2 1
Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах. 2 2
Практические работы 20 Создание и редактирование текстового документа в среде текстового редактора. Использование систем проверки орфографии и грамматики. 2 Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий из различных предметных областей). 2 Комплексное использование текстового редактора WORD (тематический контроль) 2 Создание и редактирование электронной таблицы. 2 Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. 2 Создание и редактирование однотабличной базы данных в среде Microsoft Access. Создание формы, формирование запросов и отчетов для однотабличной базы данных. 2 Технология работы с информационными структурами – электронными таблицами и базами данных(тематический контроль) 2 Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Использование презентационного оборудования. 2 Многообразие специализированного программного обеспечения и цифрового оборудования для создания графических и мультимедийных объектов. Аудио- и видеомонтаж с использованием специализированного программного обеспечения. 2 Подготовка мультимедийной презентации на заданную тему. 2 8. Разработка занятия, наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой педагогом.
Его примерная структура:
• тема, группа, дата проведения;
• комплекс задач; место занятия в логике раздела;
• оборудование и материалы к занятию (рисунки, схемы, таблицы, слайды);
этапы (может быть план-конспект с хронометражем) и виды деятельности обучающихся;
• формы контроля и оценки результатов занятия.
9. Список литературы
Компьютерная презентация раздела программы может представлять собой: 1) паспорт программы с включением результатов апробации и примеров, раскрывающие наиболее значимые темы или разделы авторской разработки; 2) образовательный проект как модуль образовательной (воспитательной) программы.