Отделка изделий из древесины
Тема программы: «Технология обработки древесины».
Учитель: Шистка С.М.,
учитель технологии
«Раздольненская школа-лицей" №1
категория: высшая.
Тема урока: «Выжигание, выпиливание и лакирование изделий из древесины».
Цели урока
1. Образовательные цели:
1) способствовать формированию и развитию умений и навыков (специальных и общеучебных) самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
2) способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов;
3) способствовать запоминанию цифрового материала как ориентира для понимания количественных характеристик изучаемых объектов и явлений;
4) способствовать осознанию основного технологического материала;
5) способствовать формированию представления о способах соединения деталей;
6) способствовать осознанию существенных признаков понятий, технологических процессов.
2. Развивающие цели:
1) способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков);
2) способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять самое главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы);
3) способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентировки в пространстве, точности и тонкости различия цвета, формы);
4) способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук, развивать двигательную сноровку, соразмерность движений);
5) способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
6) способствовать овладению учащимися всеми видами памяти;
7) Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.
3. Воспитательные цели:
1) способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических, экономических и других качеств личности;
2) способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
4. Профориентационные цели:
1) обобщать у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
2) способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
3) развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
4) воспитывать уважение к работающему человеку.
Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
- кабинет (мастерская) трудового обучения;
- инструменты, приспособления;
- материалы;
2. Дидактическое обеспечение:
- учебник (учебное пособие);
- рабочая тетрадь;
- сборник заданий;
- дополнительная литература (словари, справочники);
- плакаты;
- таблицы;
- учебно-техническая документация (УТД): технологические карты; инструкционные карты; инструкционно - технологические карты;
- образцы объектов труда;
- образцы поузловой обработке изделий;
- материалы для контроля знаний учащихся: карточки – задания; тесты; кроссворды.
Тип урока: комбинированный.
Структурные элементы:
Целевая установка
Актуализация знаний
Мотивация
Сообщение нового материала
Закрепление изложенного материала
Подведение итогов
Планируемый результат
ОргрефлексияХод урока
I.Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Художественная обработка древесины». Существует множество разных способов художественной обработки древесины (на слайдах) Сегодня мы научимся одному из видов художественной обработки древесины – выжигание по дереву.
2. Прежде чем перейти к изучению нового материала, повторим пройденный материал. На прошлом уроке при изготовлении разделочной доски мы определили последовательность операций.
Сейчас вы должны будете выстроить этапы последовательности операций, вспомнив материал предыдущих уроков. Карточки у вас на столах. (ученики выстраивают последовательность).
А теперь проверим правильность выполнения, посмотрите на слайд., сравните свой ответ.
Молодцы, вспомнили.
3. А теперь ответьте на вопросы.
1. Как мы можем ускорить разметку большого количества деталей?
(Для разметки нескольких одинаковых деталей применяют шаблоны).
2. Перед вами лежат образцы древесных материалов. Выберите и назовите те, которые вы уже знаете.
(Фанера, ДВП, ДСП).
3. Как вы думаете, из каких древесных материалов можно изготовить разделочную доску?
(Из фанеры.)
Хорошо!
4. А почему нельзя сделать разделочную доску из ДВП или из ДСП?
(Так как они состоят из опилок с клеем, который вреден для здоровья человека и от влаги они разрушаются).
4. Повторим устройство лобзика.
Каждой команде предлагается приготовить лобзик к работе. дается время на сборку. Учитель проверяет. Включает слайд и комментирует.
На прошлом уроке с помощью лобзика мы вырезали разделочные доски и нанесли рисунки, выбранные вами. Теперь перейдем к новому виду деятельности – выжиганию.
5. Новый материал
Выжигание - один из видов декоративной отделки поверхности древесины.
Наилучшими материалами для выжигания являются древесина или фанера. Лучше всего использовать древесину мягких пород (липы, тополя и ольхи).
Перед выжиганием необходимо отшлифовать поверхность. Как и с помощью чего производится шлифовка поверхности? (Предположительные ответы учащихся.)
Вначале переводят на заготовку рисунок через копировальную бумагу. Для выжигания выпускаются специальные альбомы с рисунками; можно для этой цели использовать также рисунки из альбомов для выпиливания, из детских альбомов для раскрашивания, иллюстрации из книг и журналов.
Очень важно уметь правильно перевести рисунок на древесину. Для этого выбранный рисунок переводят на кальку или папиросную бумагу, а затем копию с помощью копировальной бумаги - на поверхность древесины, предварительно тщательно прошлифованную шкуркой.
При выжигании орнаментов и одинаковых контурных рисунков можно применять шаблоны и трафареты, выпиленные из фанеры или вырезанные из плотной бумаги. Их кладут на хорошо прошлифованную поверхность древесины и обводят карандашом.
Первые пробные рисунки надо выжигать только точками. Нанося точки более или менее густо, изменяя их размеры и глубину, можно получить переходы от света к тени, объёмность изображаемых предметов. Изделие при выжигании следует установить под некоторым углом над плоскостью стола и на расстоянии 30 - 35 см от глаз. Важно, чтобы обрабатываемая поверхность изделия была хорошо освещена.
Во время работы в результате обугливания древесины воздух в помещении загрязняется, поэтому помещение время от времени следует проветривать. При выжигании сравнительно быстро утомляется зрение, поэтому через каждые 15 - 20 минут надо делать небольшие перерывы для отдыха.
Выжигание производится с помощью электровыжигателя.
Рабочей частью выжигателя является проволока (как правило, нихром), разогреваемая электрическим током.
Необходимая степень накала устанавливается регулятором.
2. Инструктирование о правилах безопасности при выжигании
Учитель. Давайте остановимся на основных правилах при выжигании:
1) выжигать можно только по сухой древесине;
2) для получения тонкой линии электровыжигатель следует передвигать быстро.
3) для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать медленно;
4) начинать выжигание нужно с контурных линий.
5) через 10 - 15 минут работы электровыжигатель отключают на 2 - 3 минуты, помещение проветривают.
При работе с электровыжигателем необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
1) включать электровыжигатель только с разрешения учителя;
2) периодически при выжигании проветривать помещение;
3) не оставлять прибор включенным в сеть без присмотра;
4) оберегать руки и одежду от прикосновения пера;
5) во время перерыва обязательно выключать трансформатор из сети, а инструмент не класть на подставку, пока проволочка не остынет.
3. Отработка технологического приема выжигания
Учитель демонстрирует приемы работы с электровыжигателем. Затем предлагает учащимся потренироваться в овладении приемами выжигания.
III. Практическая работа
Сейчас вы приступаете к работе, учитывая правила безопасности. Изготавливаете творческий проект «Разделочная доска»
Работу по изготовлению творческого проекта учащиеся выполняют под руководством учителя с проверкой после каждой технологической операции.
IV. Итог уроков
Учитель. Выскажите свое мнение о том, что полезного, нужного вы приобрели на уроках технологии при изучении раздела по обработке древесины. Где пригодятся вам приобретенные знания и практические навыки?