Урок на тему Защитная и декоративная отделка изделий из древесины (6 класс)

МБОУ Гордеевская СОШ
Учитель технологии: Гутников
· Александр Николаевич

План - конспект урока
Раздел №1 "Технология обработки конструкционных материалов"
Тема №1 "Технология ручной обработки древесины и древесных материалов"
Урок № 13 "Защитная и декоративная отделка изделий из древесины"
Цель урока:
1. Научить учащихся приемам декоративной отделки изделий из древесины.
2. Подвести итог изучения раздела "Обработка древесины"

Задачи:
Обучения: - усвоение учащимися знаний о декоративной отделке изделий из древесины, познакомить с видами лакокрасочных материалов и приемами работы с ними, правил безопасной работы; обобщить знания по теме: "Технология ручной обработки древесины и древесных материалов"
Развития: - способствовать развитию познавательного интереса к предмету, развивать эстетические способности у учащихся.
Воспитания: - формировать элементы технологической культуры, эстетический вкус, уважение к результатам чужого труда.
Тип урока: Комплексный ( Урок изучения и первичного закрепления нового материала; обобщение материала по теме: "Технология ручной обработки древесины и древесных материалов)
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Дидактические средства обучения: образцы изделий с декоративной отделкой, лакокрасочные материалы, кисти, валики, Ранее изготовленные изделия, предназначенные для декоративной обработки, верстаки, подкладные доски.
Опорные понятия: лаки, краски, грунтовка , шпатлевка, шпатель, дидактический материал для проведения игры "Аукцион знаний".
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты

-Стремление совершенствованию своих знаний по декоративной отделке древесины;
- оценивание своей деятельности эстетических ценностей.
- оценить результат усвоения знаний по теме:"Технология ручной обработки древесины и древесных материалов"
- понимание базовых понятий и определений темы занятия;
- распознавание видов лакокрасочных материалов и способов их применения.
-алгоритмизирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня своей деятельности;
- выработка алгоритма действий при выполнении практической работы;
- учебное сотрудничество (умение слушать товарища, договариваться, давать возможность высказаться другим)



Структура урока (технологическая карта урока) (2 часа)
№ п./п
Этапы урока
Цель этапа
Время мин.
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Формируемые УДД

1.
Организационный момент.
Активизация деятельности учащихся.

Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку.
Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию.
Личностные: мобилизация внимания, уважения к окружающим.
Регулятивные: планирование занятия.
Коммуникативные: взаимное сотрудничество учителя и учащихся на уроке.

2.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Создает условия для формирования темы и цели урока. Показывает образцы изделий, инструменты и материалы для работы.
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Сравнивают образцы изделий, знакомятся с инструментами и материалами, определяют цели и задачи урока.
Личностные: мобилизация внимания, стремление узнать новое.
Регулятивные: целеполагание, планирование деятельности.
Познавательные: умение работать с информацией, анализировать, сравнивать, выделять главное.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске, выборе и анализе информации.

3.
Актуализация знаний
Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала.

Проанализировать полученные знания и умения.
Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формируют собственное мнение и аргументируют его.
Личностные: Сознание своих возможностей.
Регулятивные: умение планировать этапы будущей практического задания.
Познавательные: анализ объектов труда с целью выполнения практической работы.
Коммуникативные: сотрудничество и общение учителя и учащихся.

4.
Первичное усвоение новых знаний.
Организовать осмысленное восприятие новой информации.

Защитной и декоративной обработкой древесины является покрытие ее поверхности лаком и краской.
Знакомит учащихся с технологическими операциями которые необходимо выполнить перед покраской изделий, знакомит с различными материалами применяемыми для этих операций: олифой, шпатлевкой, мастикой и инструментами для этих операций.
Знакомит с видами лаков и красок и технологией покраски и лакирования поверхности древесины.
Познакомить с правилами безопасности при работе с лакокрасочными материалами.
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, делают записи в тетрадь и на доске.
Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение последовательность выполнения технологической операции..
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с уверенностью в полноте и точности выражения своих мыслей.

5.
Первичная проверка знаний.
Способность к развитию познавательного интереса к теме

Задает вопросы:
-Какие операции необходимо выполнить перед покраской и лакированием поверхности древесины?
-Что произойдет если сразу нанести толстый слой краски?
-Почему окрашивать изделие можно только на подкладных досках?
-Для чего в конце работы необходимо отжать и промыть кисти и валики?

Отвечают на вопросы учителя, участвуют в обсуждении, отстаивают свою точку зрения, приводят примеры.
Личностные: осознание своих учебных возможностей.
Регулятивные: анализируют и устанавливают логическую последовательность в ответах на вопросы.
Коммуникативные: слушать, слушать и анализировать мнения собеседников.
Познавательные: применять полученные знания при выборе темы своего творческого проекта.

6.
Первичное закрепление
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний по теме занятия.

-Что такое олифа?
-Что такое шпатлевка?
Какие краски применяют и лаки применяют для покраски поверхности древесины?
-С помощью чего наносят лаки и краски на поверхность древесины?
-В каком направлении нанося лак и краски на поверхность древесины?
Объясняют анализируют, формулируют ответы, выдвигают идеи.
Обсуждают классом и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласия с решением других.
Личностные: осознание своих учебных возможностей;
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция своих знаний.
Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно и грамотно выстраивать ответы, включающие технологическую терминологию.
Коммуникативные: организовывать взаимодействие друг с другом и в целом коллективе.

7.
Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.
Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, определить пути их устранения и коррекции

Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникшим вопросам, советует помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Развивает способность у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.
Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль, самоконтроль и взаимоконтроль, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию возможно допущенных ошибок.
Личностные: осознание возможности обучения предмету.
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоенного учебного материала.
Познавательные: умение структурировать знания.
Коммуникативные: управление поведением партнера - контроль коррекция, оценка действий партнера.

8.
Обобщение знаний по теме: " Технология ручной обработки древесины и древесных материалов".
Обеспечить осмысленное усвоение знаний по теме: "Технология ручной обработки древесины и древесных материалов".
( См. приложение)

Проводит игру "Аукцион знаний". Озвучивает правила игры, вовлекает учащихся в игру.
Принимают участие в игре, следят за выполнением правил игры.
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий.
Регулятивные: оценка учащимися того что уже усвоено, осознание качества уровня усвоения.
Коммуникативные: умение слушать товарищей и самому выражать свои мысли вслух.

9.
Подведение итогов игры.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся при проведении игры

Подводит итог проведения игры, выставляет оценки в соответствии с набранными баллами, отмечает учащихся, набравших большее количество баллов
Делают анализ проведения и участия в игре.
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные: умение структурировать знания.
Регулятивные: оценка учащимися того что уже усвоено, осознание качества уровня усвоения.
Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли вслух

10.
Подведение итогов урока
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Какие затруднения у вас возникли? Дайте анализ своей деятельности на уроке. Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок.
Дают анализ своей деятельности на уроке и деятельности своих товарищей.
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: умение слушать товарищей и выражать свои мысли.

11.
Информация о домашнем задании.
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Два уровня домашнего задания:
-Стандартный: ответить на вопросы в конце параграфа 12.
Повышенный: найти примеры технологического процесса защитной и декоративной обработки деталей из древесины
Осознают домашнее задание
Личностные: умение выделить нравственный аспект поведения.
Познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов выполнения домашнего задания.
Регулятивные: составление плана и последовательности действий при выполнении домашнего задания.
Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

12
Рефлексия деятельности
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Организация рефлексии учебной деятельности на уроке.
Что нового узнали на уроке?
Какие новые понятия вы изучили сегодня?
Где можно применить полученные знания на практике?
Отвечают на вопросы. выдвигают свои идеи. Строят логические рассуждения.
Личностные: освоение личностного смысла учения, желание продолжить учение.
Познавательные: структурирование знаний.
Регулятивные: Осознание учащимися того что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли.



Приложение:
Игра "Аукцион знаний"
(Эту игра проводится на обобщающем уроке по любой теме)
Перед началом игры весь класс разбивается на команды: по рядам, по две или три парты, по списку в журнале и т. д.. Команд может быть несколько: две, три, четыре. Каждая команда выбирает себе название: "Мастера", "Команда юных умельцев", "Знатоки" и т. д.. Составляется на доске таблица (например: горизонтальные строки название команд, вертикальные колонки номера лотов) Название лотов является название тем занятий данного раздела; они могут заранее записываться на доске и учащиеся сами смогут выбирать себе их для покупки, могут выполняться в виде ромашки и тогда участники не будут заранее знать какой лот они выбирают или другие способы распределения лотов для покупки. Определяется очередность покупки лотов по договоренности или в результате жеребьевки. Каждый из участников получает по пять именных житонов.
Начало игры.
Команда, которой выпало право выбрать первый лот, после слов ведущего: " первый лот раз..." поднимают руки и называют определения, названия технологических операций, инструменты, приспособления, которые относятся к данной теме. Если команда после слов "первый лот раз"... "первый лот два"... "первый лот три" не может назвать перечисленных ранее понятий или назвала три неправильных ответа лот переходит к следующей по номеру команде. Следующая команда получает право зарабатывать очки пока ведущий не произнесет: " первые лот три" или она даст неправильных три ответа. После того как последней команде будет дано слово лот продается.
Во время ответов учащихся за правильный ответ ученик отдает именной житон, а команда получает одно очко, которое заносится в таблицу на доске, если ответил неправильно или повторил ранее сказанное, житон возвращается, а очко у команда вычитается. В случае если ни один житон не сдал и неправильно ответил, очко снимается только с команды, если у команды до этого не было очков, то все остается без изменения. Очко снимается за неправильное поведение команды во время игры (шум, разговор вслух и т. д.), и очко добавляется , если участник игры показывает знания не предусмотренные программным материалом учебного предмета "Технология". Если у участника игры закончились житоны его правильный ответ приносит команде очко, неправильный возврат житона. Когда все команды по очереди получили право покупки данного лота, по наибольшему количеству очков он продается одной из команд, если количество очков одинаковое продается сразу двум командам.
В конце игры подводится итог: По количеству оставшихся именных житонов учащимся выставляется оценка за урок. По количеству проданных лотов определяется команда победитель, которая получает приз: каждому игроку команды добавляется одно очко (забирается житон) и оценки выставляются учитывая его баллы.
15