Социализация детей средствами театральной педагогики

Ручина Людмила Вениаминовна.
Театральная деятельность
как средство социализации учащихся.
ГБОУ СОШ № 22 г.Сызрань Самарская область
Одной из важных проблем для современного общества является социализация подрастающего поколения. Сегодня уже никто не сомневается- нынешним детям предстоит жить в мире существенно отличном от того, в котором жили их родители и воспитатели. Поэтому так актуален вопрос об изменении содержания и стиля социализации подрастающего поколения. Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. Наиболее распространенным определением является следующее: «Социализация – это процесс становления личности, обучение и усвоение индивидом ценностей, норм, установок образцов поведения, присущих данному обществу, при котором происходит адаптация в среде и постигается наука создавать новое, преобразуя самих себя, окружающий мир».
Таким образом, сущность социализации можно определить как двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны - усвоение подростками социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны - процесс активного воспроизводства подростками системы социальных связей за счет активной деятельности, динамичного включения в социальную среду. Подрастающее поколение не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки и ориентации.
Социализация – процесс становления личности, который осуществляется в различных сферах: деятельности, общении, самосознании; способность ориентироваться на общество, точно его воспринимать, преодолевать житейский уровень восприятия действительности. В результате происходит расширение и умножение социальных связей учащихся с внешним миром, что является главным условием социализации личности.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Кроме того, включение в театрализацию стимулирует способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребёнок начинает чувствовать, что логика – это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребёнок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействовать при этом фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Но самое важное – социальная направленность театральных представлений на мировоззрение юных театралов и зрителей: заставляет гораздо глубже взглянуть на жизненные проблемы, учит сопереживать персонажам постановок, воспитывает более чуткое, отзывчивое и доброе отношение к окружающим.
Что такое драматургический материал? Это ситуация с определённым конфликтом, который герои пьесы пытаются разрешить разными способами. Актёры – исполнители. Для того чтобы донести до зрителя радость, боль, страдания, счастье и многие другие эмоции и переживания, требуется не только актёрское мастерство, а гораздо больше – личное отношение актёра ко всему, что происходит в пьесе, они должны не проиграть, а прожить жизнь своих героев. Без этого даже самая хорошая игра не сможет донести до зрителя всю правду конфликтности. Если зритель поверил – засмеяться, заплакал, возмутился, испугался, то есть пережил вместе с актёрами ситуацию – вот тогда содержание постановки достигло своей цели. И, мы не зря трудились несколько месяцев.
Ещё  Н.В. Гоголь сказал: «Театр – это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра». Так вот, специфика нашего театра – учить добру, говорить добро, нести добро, но через социально сложные ситуации, выставляя напоказ пороки человеческих взаимоотношений. Мы надеемся, что наши спектакли помогают кому-то принять правильное решение или не совершить каких-то ошибок в жизни.
Как правило, после просмотра спектаклей начинается ажиотаж желающих стать актёрами школьного театра. Причина одна – зрители видят на сцене своих одноклассников и узнаваемых учеников своей школы старших, средних или младших классов, которые умеют нечто такое, что отличает их от других. У каждого свои причины прихода в студию: стать популярным в глазах окружающих, доказать самому себе: «Они могут, и я смогу», избавиться от комплексов и самоутвердиться для самого себя и окружающих.
Да, театральный коллектив открыт для всех желающих. Нет никакого кастинга или отбора самых талантливых – принимаются все, остаются те, кому это по-настоящему необходимо. Самые ценные актёры те, которые делает свой выбор в пользу театра осознанно, обдуманно, целенаправленно.
Главное, что занятия театром очень важный этап в жизни ребят – это преодоления себя, своих комплексов, познание своих возможностей, самовоспитание.
Тех, кто приходит в театральный коллектив и остаётся в нём до окончания школы, а иногда и дольше, никто не заставляет ходить на репетиции, учить огромные тексты, испытывать стресс во время выступлений. Нужно помнить, что игра на сцене – это непередаваемая эмоциональная нагрузка. На все трудности дети идут сознательно, потому что им это нужно. Ведь в школьном театре играют в основном те, кто не собираются становиться профессиональными актёрами, но хочет попробовать ими побыть! А я в этом помогаю.
Работая над пьесами, мы ищем и изучаем материалы по теме, разбираем с ребятами каждую роль, образы и характеры персонажей, после чего актёры уже самостоятельно ищут правильное решение своей игры, но при этом прислушиваются к советам и мнению не только режиссёра, но и коллег по сцене. Здесь нужно помнить, что театральный коллектив – это не театральный институт, где готовят профессиональных актёров. Это место, где мы, педагоги, помогаем развить творческий потенциал ребёнка, раскрыть его актёрские способности, даём каждому ребёнку возможность познать и проявить себя, сопоставляя его внутреннее состояние и характер играемого им персонажа. Роль должна не ломать, а развивать способности и задатки, коммуникативность, взаимодействие в коллективе, снимать закомплексованность и зажатость. Поэтому роли распределяются в сопоставлении типа и характера персонажа с личностными особенностями актёра. Это помогает детям, не ломая себя, найти нужный образ.
Если говорить о взаимоотношениях актёров между собой и с руководителем, тут должно быть полное взаимопонимание. Если такового не будет, то и театра тоже не будет. В коллективе не допускаю соперничества, склочности, зависти, скандалов. Чтобы этого не случалось, объясняю, почему так или иначе распределяю роли – соответствие типажа, характера, темперамента. Чтобы не было зависти, даю каждому в коллективе сыграть главную роль, пусть не в данной постановке, а следующей. И специально подбираю постановки под актёров, которым пора дать эту главную роль. Склочников и скандалистов – отстраняю. Жёстко, согласна, но в коллективе должна быть здоровая психологическая обстановка. Дружба в коллективе помогает сделать качественную постановку – в такой атмосфере спектакль получается слаженный, где никто не пытается себя выставить напоказ, а  наоборот, помогает своим партнёрам. 
Наш театр – репетиционный. Нам нравится долгий процесс подготовки к спектаклю. Несколько месяцев жизни мы проживаем, общаясь с самими произведениями. Чтобы хорошо сыграть или станцевать, тоже требуется время. Зачем торопиться, ведь театр – это ещё и место нашего общения. Пока мы всё придумываем, создаём ту или иную мизансцену с детьми, спектакль потихонечку созревает, как бы сам собой, а мы, продолжая говорить о персонажах, подходим к финалу. А финал – это долгожданная премьера, кульминация нашего долгого действа, которой заждались друзья, одноклассники, а, главное, сами артисты.
Но премьерой спектакль не кончается. Мы его показываем ещё несколько раз., у нас остаются видеозаписи, фотографии. Самое главное – мы сами становимся немного другими, этот наш опыт никогда уже нас не покинет. Ребята выступают с художественным чтением перед ветеранами, перед матерями на День матери, перед героями чеченской и афганской войн.
Адреса наших выступлений:
Детский дом г. Сызрани,
Частная школа «Кристалл»,
Общество инвалидов,
7 ОГПС МЧС,
Социальное отделение МУЗ ГБ №3,
Дом ветеранов труда,
Пансионат для инвалидов.
Мы видим, что мы нужны. Заботы и проблемы людей становятся понятнее. Появляется желание помогать людям, и ребята идут к ветеранам и престарелым людям как волонтеры. И значит, школьный театр для его артистов является не «дополнительным образованием», а самым что ни на есть главным – образованием Человека.
Театральное творчество несет в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Во-вторых, разнообразие постановочных задач (сценических, актерских, оформительских) дает возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности.
В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива.
Взаимодействие и общение между членами коллектива приводят к умению ориентироваться на товарища, более точно его воспринимать. Теоретические знания помогают преодолеть житейский уровень восприятия социальной действительности и развивают способность к рефлексии. В результате происходит расширение и умножение социальных связей с внешним миром, что и является главным условием социализации. Организуемая жизнедеятельность в воспитательной организации, в роли которой выступает театр, становится необходимым фактором развития личности, поскольку она стремится реализовать в нем свои социальные потребности – в активности, творческой самореализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева М.А. Воспитание игрой. Учеб. пособие. - М.: 2000.
2. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т - Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.
3. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. Ир> 1989
4. Ахматов Н.К., Хайдоров Ж.С. Игра как процесс обучения. Учеб. пособие. - Алма-Ата: 2001.
5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
6. Божович Л.И. О развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
7. Болдырев Н.И. Воспитание в детском доме. - М.: Просвещение, 1979.
8. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.
9. Букатов В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников :Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02: Москва, 2001. 376 c.
10.Гордин В.Э., Корчагина Е.В. Театральные технологии в обучении менеджменту в вузе// Высшее образование в России. 2010. №10. С.32.
11.Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., 2010.


15