Конспект урока чтения в первом классе Читай! Умей!Живи ярко!


ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №90
КОНСПЕКТ К ПЕРВОМУ УРОКУ НА ТЕМУ
(УРОК ДЛЯ ПЕРВОГО КЛАССА.НА УРОК ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИГЛАШАЮТСЯ РОДИТЕЛИ).-356235254635 «ЧИТАЙ! УМЕЙ! ЖИВИ ЯРКО!»
0 «ЧИТАЙ! УМЕЙ! ЖИВИ ЯРКО!»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
УЧИТЕЛЬ-МЕТОДИСТ
ДОБРЯНСКАЯ ИНЕССА ВАЛЕНТИНОВНА
АВГУСТ 2016
Эпиграф к уроку:
«Читать — мыслить,
читать — чувствовать,
читать — жить».
В. А. Флёров
Цели урока:
● соотнести содержание урока с индивидуальными особенностями учащихся в контексте разной степени начитанности и разным уровнем читательских умений детей;
● учить ребёнка самостоятельно, добровольно находить, выбирать книгу-собеседника, учить полноценному общению с книгой;
● способствовать поддержанию стойкого интереса к книге, чтению;
● учить соотносить действия героев книг с жизненной ситуацией;
● развивать стремление к чтению на основе увлекательной игровой ситуации;
● развивать связную речь, ассоциативную память, образное, логическое мышление, воссоздающее и творческое воображение у детей;
● прояснять в ходе обсуждения первичные читательские впечатления учащихся;
● мотивировать учащихся на активную деятельность, в ходе которой происходит обретение знаний через опыт проживания событий, ситуаций;
● способствовать созданию ситуации успеха, доверию учащегося к учителю, друг к другу, атмосферы осознанного и естественным образом организованного познавательного процесса;
● развивать умение слушать и слышать друг друга, вступать в диалог;
● следить за степенью эстетического переживания детей;
● поддерживать и направлять эмоциональную реакцию детей на увиденное, услышанное, прочувствованное;
● формировать у детей современное мироощущение и мировоззрение, расширять кругозор;
● способствовать поддержанию в семье систематического и полноценного общения с книгой;
● воспитывать чувство прекрасного через общение с книгой.
Оборудование:
● ИКТ. Презентация к уроку. Видео «Возьмите в руки книгу, дети!»;
● Текст сказки А. Лопатиной « Живые книги»;
● Листы бумаги для оригами, цветные карандаши, фломастеры;
● Цветные изображения книг, фей, читающих животных;
● Карточки с заданиями;
● Аудиозапись «Дыхание жизни», «Торжественный марш».
Ход урока
I. Приветствие от учителя.
(Звучит торжественная музыка-фон)
Первый раз в первый класс
Вчера лишь тебе говорили – малыш,
Порой называли – проказник.
Сегодня уже ты за партой сидишь,
Зовут тебя все – первоклассник!
Серьезен. Старателен.
Впрямь – ученик! Букварь.
За страницей – страница.
А сколько вокруг
Замечательных книг...
Великое дело – учиться!..
(Р. Фархади)
— Здравствуйте, дорогие мои ученики-первоклассники, уважаемые родители, друзья! Дети, я — ваш первый учитель, рада приветствовать вас в стенах нашей любимой школы № 90 города Донецка, которая, надеюсь, станет и вашим домом. Сегодня за парты впервые сели десятки тысяч первоклассников. А в будущем вы станете врачами, космонавтами, экономистами, президентами, министрами, сталеварами, металлургами, шахтёрами — нашей с родителями гордостью и опорой. А начинается всё сегодня, за партами. Начинается ваш самый главный в жизни труд — учёба!
Как вы думаете, чему мы с вами будем первым делом учиться? (Дети отвечают).
Ученик:
Кто чему научится
Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!
I I. Работа со слайдами о читающих животных. Мотивация.
Учитель:
— Как вы думаете, дети, а кошки, собаки, медведи могут читать?
( Учащиеся отвечают).
—А давайте посмотрим на фотографии, которые были сделаны нашими агентами скрытой камерой.
( Учитель показывает слайды, читающих животных).
— Попробуем узнать, о чём же читают наши меньшие братья- животные.
(Под каждым слайдом напечатаны слова. Дети читают их и узнают, что интересует кошек, собак, кроликов,медведей).


СО-БА-КИ И ИХ ДРУ-ЗЬЯ.

КА-КИ-Е БЫ-ВА-ЮТ
КРО-ЛИ-КИ.
— Теперь, ребята, встречаясь на улице с собачкой или кошечкой, помните, а вдруг это грамотное животное. И теперь, зная, что некоторые животные умеют читать, как вы думаете, надо ли нам с вами учиться хорошо читать?
Ученик:
Читайте, дети!
Читайте, мальчишки!
Девчонки, читайте!
Любимые книжки
Ищите на сайте!
В метро, в электричке
И автомобиле,
В гостях или дома,
На даче, на вилле –
Читайте, девчонки!
Читайте, мальчишки!
Плохому не учат
Любимые книжки!
Ученица:
Не всё в этом мире
Легко нам даётся,
И всё же упорныйИ мудрый – добьётся
Того, к чему доброе
Сердце стремится:
Он клетку откроет,
Где птица томится!
И каждый из нас
Облегчённо вздохнёт,
Поверив, что мудрое
Время – придёт!
И мудрое, новое
Время – придёт!
(Н. Пикулева)
III. Словарная работа. Определение значения слова «библиотека».
1.Учитель:
— Ребята, а слышали вы когда-нибудь такое слово как библиотека? (Дети отвечают).
— Какие вы молодцы. Знаете ли вы, что это слово означает? (Дети выдают свои версии).
— Если заглянуть в такую специальную книгу как словарь, а именно, толковый словарь, то там мы обязательно найдём отгадку на это слово:
Библиотека—это:
-Учреждение, в котором собираются и хранятся книги, журналы и газеты для общественного пользования.

-Собрание книг для чтения, научных занятий и т.п.

-Помещение для хранения книг; книгохранилище.

-Комната, кабинет с книгами для занятий.

-Название серии книг, родственных по типу или предназначенных для определенной категории читателей.
— Вот сколько разных значений, а слово одно. А ещё я вам открою тайну. Если слово библиотека разделить пополам то получим, что оно состоит из двух слов….кто догадался какие это слова? ( библи и тека).
— А что такое Библия? Кто знает? ( Дети отвечают)
— А слово тека — это собрание. Вот и получается — собрание книг.
— Наверное, вы, дети, теперь легко догадаетесь, кто такой библиотекарь.
(Дети отвечают).
2. Чтение детьми стихотворения.
1-й ученик
Приходи к нам, Человек!
Каждый день и каждый миг
В городах и селах
Шелестят страницы книг
Грустных и весёлых.
Огоньки библиотек
Светятся повсюду,
Приходи к нам, человек,
Приобщиться к чуду.
2-й ученик
Взять поможем высоту,
Путь найти в тумане.
Мы – на лоцманском посту,
В книжном океане.
Двадцать первый прибыл век –
Не забудь об этом.
Приходи к нам, человек,
За волшебным светом.
3-й ученик
О, сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой,
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…
(О.Тиммерман)
IV. Чтение учителем сказки (или рассказ учителем сказки А. Лопатиной
«Живые книги»). Работа со сказкой (прогнозирование).
Учитель:
— Вот сейчас, ребята, мы и почитаем с вами сказку, которая называется
«Живые книги». ( Учитель читает или рассказывает сказку, останавливаясь в тех местах, где необходимо детям спрогнозировать отдельные ситуации).
«Живые книги» А. Лопатина
Наша бабушка Ирина, так звали старенькую библиотекаршу посетители библиотеки. Все любили бабушку Ирину, а больше всех ее любили книги. Они не говорили ей о своей любви, но бабушка Ирина догадывалась об этом без слов.
— Здравствуйте, мои родные, — здоровалась она со всеми обитателями библиотеки.
— Что ты так шумишь? — спрашивала она, снимая с полки популярный детектив с разорванной обложкой. — Жалуешься, что тебя читатели чуть не разорвали? Ничего, мы тебя полечим, и ты снова будешь изумлять всех своими жуткими тайнами.
— Ах ты, моя сказочная умница, — ласково обращалась бабушка Ирина к книге сказок, — давай-ка я тебя поставлю на выставку «Здравствуй сказка», поучишь наших деток мудрости. Не горюй, что твое название от старости почти стерлось, ты у нас все равно самая молодая — ведь сказки никогда не старятся.
Так разговаривала бабушка Ирина с книгами, и они ее прекрасно понимали. Бабушка Ирина любила все книги без исключения. Она не только подклеивала порванные страницы и корешки, составляла каталоги и следила за порядком на полках. Частенько, когда библиотека уже закрывалась, она снимала с полок книги, которые почему-то не пользовались спросом, и читала их.
— Им так грустно, беднягам, если их никто не читает, — застенчиво объясняла она коллегам, а те в ответ лишь посмеивались или недоуменно пожимали плечами.
Зато во всей библиотеке никто лучше бабушки Ирины и не знал, о чем говорится в той или иной книге, и не мог лучше нее сделать подборку книг по теме. Бабушка Ирина любила не только книги. Еще больше она любила читателей, особенно самых маленьких. Сердце ее радостно билось, когда какой-нибудь мальчуган нерешительно заглядывал в дверь библиотеки, и она всегда торопилась ему навстречу:
— Здравствуй, дружок. Ты молодец, что зашел к нам — здесь у нас столько всего интересного, — приветствовала она маленького посетителя. При этом глаза ее лучились такой радостью, что мальчишка сразу переставал робеть и деловито спрашивал:
— А фотографии самолетов у вас есть?
Словом, бабушка Ирина была душой и сердцем библиотеки. Но однажды сердце это решили отправить на покой. Из центрального библиотечного управления пришел приказ, что все работники городских библиотек старше такого-то возраста должны освободить рабочие места для молодых и отдыхать себе спокойно на пенсии. А бабушка Ирина была намного старше указанного в приказе возраста.
Все были возмущены таким несправедливым приказом, но бабушка Ирина, улыбнувшись, сказала:
— Не волнуйтесь, дорогие, я к вам буду приходить в гости. И вечера «Встреча с книгой» по-прежнему буду вести. Это даже хорошо, что так все получилось. Теперь я смогу больше времени уделять своей домашней библиотеке.
Надо сказать, что у бабушки Ирины в квартире была огромная домашняя библиотека, которой пользовались жители всех окружающих домов. Когда бабушка Ирина была на работе, она оставляла ключ от комнаты с книгами молодой студентке Лиде, обожавшей книги не меньше, чем сама бабушка. И девушка становилась хозяйкой в ее библиотеке.
Увидев, что бабушка Ирина совсем не расстроилась, работники библиотеки успокоились и разошлись по домам.
— Дети, как вы думаете, а что случилось дальше? (Дети прогнозируют ситуацию, после чего учитель продолжает читать или рассказывает дальше)
Все успокоились, но только не книги. Они страшно разволновались, и как только библиотека закрылась, подняли невообразимый шум.
— Кто теперь будет ласково разговаривать с нами!? — восклицали одни.
— И о нас совсем позабудут! - жаловались другие, те, которые читала одна старенькая библиотекарша.
— И кто будет рассказывать всем о том, что мы самые мудрые? - вздыхали книги сказок.
Книги жаловались и охали, пока одна из книг — о каком-то важном генерале, выигравшем много сражений, не приказала громким командным голосом:
— Тихо, успокойтесь, мы должны выработать план. Объединившись и действуя по плану, мы обязательно добьемся, чтобы бабушка Ирина никогда не ушла из нашей библиотеки.
И книги дружно принялись разрабатывать план. Каких только предложений не было в этом плане: от имени всех книг написать письмо в центральное библиотечное управление; переселиться всем в квартиру бабушки Ирины и даже с помощью живой воды вернуть бабушке Ирине молодость.
Выслушав все предложения, книга о генерале решительно произнесла пункты боевого плана:
— Ребята, попробуйте представить себя на месте книг. Представили?
Хорошо. А теперь подумайте, какие пункты боевого плана придумали книги? (Дети прогнозируют пункты плана, после чего учитель продолжает читать или рассказывает дальше)
1. Волшебники из книги сказок оживляют всех книжных героев;
2. Герои книг разбирают библиотеку по кирпичику, грузят все кранами на машины и вместе с разобранной библиотекой переезжают к дому бабушки Ирины;
3. Во дворе ее дома они стремительными темпами строят новую библиотеку;
4. С помощью живой воды они дарят бабушке Ирине бессмертие и просят ее вечно заведовать новой библиотекой.
В этот момент дверь библиотеки открылась, и в нее вошли бабушка Ирина и ее молодая соседка Лида.
— Добрый вечер, мои дорогие, — как всегда, ласково приветствовала бабушка Ирина книги, — я приведу к нам свою лучшую подругу — студентку Лиду. Вечером в библиотеке никого нет, вот я и решила познакомить ее с вами.
Книги с любопытством разглядывали девушку, а бабушка Ирина неторопливо начала рассказывать ей о каждой из них. Слушая бабушку, Лида ласково проводила кончиками пальцев по корешкам книг, как бы стараясь запомнить их получше, и книгам это было очень приятно.
Когда уже совсем стемнело, и бабушка Ирина и Лида собрались уходить, из книги волшебных сказок неожиданно выпорхнула маленькая Фея.
Увидев Фею, бабушка Ирина совсем не удивилась и сразу ее узнала: она очень любила сказку, в которой жила Фея, и помнила ее наизусть. Слегка смущаясь и робея, Фея рассказала бабушке Ирине про план, который придумали книги. Старушка долго смеялась, а потом серьезно сказала:
— Я вам очень благодарна, мои дорогие, но думаю, не стоит переносить библиотеку на новое место: наши читатели привыкли к старому, и им это может не понравиться. Лида будет заботиться о вас не меньше, и вы даже не почувствуете разлуку.
Бабушка Ирина ласково посмотрела на книги и добавила:
— Да я и не прощаюсь с вами. Завтра на нашу «Встречу с книгой» придут самые маленькие читатели, и мы с Лидой будем принимать гостей.
Тогда маленькая Фея протянула бабушке Ирине свою волшебную палочку и попросила:
(дети прогнозируют ситуацию, после чего учитель продолжает читать ил рассказывает дальше) Тогда примите от всех нас в подарок вот эту палочку. Стоит лишь прикоснуться волшебной палочкой к книге, как она сразу же оживет, и сама расскажет нам о себе. Это очень удобно, когда вы совсем состаритесь и не сможете читать.
На следующий день на вечере «Встреча с книгой» маленькие читатели с восхищением наблюдали за старенькой библиотекаршей. Подобно настоящей волшебнице
она прикасалась к книгам своей волшебной палочкой, и ожившие герои сами рассказывали малышам удивительные сказки и истории.
V. Игра Фея книг. Микрофон.
— Понравилась сказка? А теперь представьте, что к нам сегодня на урок заглянула Фея Книг и Чтения. (Учитель показывает изображение Феи Книг и Чтения).

— Девочки, кто из вас хочет побыть Феей Книг и Чтения? (Несколько желающих выходят перед классом и готовятся отвечать на вопросы ребят).
— Возьмите микрофон и попробуйте задать любой интересующий вас вопрос Фее Книг и Чтения. Не забывайте, что этой Фее будет приятно слышать вопросы о книгах, сказках, рассказах и приключениях. Давайте я задам первый вопрос.
— Скажи, Фея, как ты поступишь, если люди перестанут читать книги?
(или: в какой-либо стране закроют все библиотеки; или: дети перестанут читать сказки; учебники станут не нужны; книги будут рвать)
(Отвечает любая девочка, которая сообразила, как ответить на вопрос).
VI. Игра « Живые книги».
Учитель:
— Какие вы молодцы, дети. Фея настолько растрогалась, что подарила нашему классу свою волшебную палочку, которая будет нам помогать на уроках совершать чудеса. ( Учитель показывает волшебную палочку).
— А хотите сейчас же проверим свойства волшебной палочки? ( Дети, конечно, соглашаются)
— Вы не забыли, как представляли себя разными книжками, когда составляли боевой план в сказке о живых книжках? Настало время, чтоб весь наш класс ненадолго превратился в живые книги. (У детей на партах картинки книг, у каждого своя. Эти картинки разрезаны на паззлы).— Дети, у вас на партах картинки книг. Однако они не целые. Их надо собрать как паззлы. (Каждый ребёнок собирает свою картинку).


Учитель:
—Дорогие живые книги, приготовьтесь ответить на вопросы, как только я прикоснусь к вашей картинке-книге волшебной палочкой. А вопросы будут звучать так:
— Здравствуй книга, ответь, о чём ( или о ком) в тебе рассказывается?
(Ребёнок фантазирует в соответствии с содержанием картинки)
— Как только я притронусь волшебной палочкой, книга оживёт и расскажет, о чём или о ком в ней рассказывается и какое её название. (Второй вопрос к книге) Какое твоё название? (Ребёнок придумывает название своей книги).
Учитель прикасается волшебной палочкой, книги оживают и рассказывают о своём содержании, о том, как они называются.
VII. Беседа по иллюстрации с изображением парусника.
Учитель:
— А сейчас, дети, мы познакомимся с книгой нашего класса. (Учитель показывает большую иллюстрацию:
)
— Как вы думаете, почему так получилось, что в книге нашего класса, показан кораблик, парусник? ( Дети отвечают)
Учитель:
— Дорогие мои ученики, дело в том, что школа — это огромный океан знаний, самых разных, прекрасных, но иногда трудных, с большими волнами, а иногда и спокойной поверхностью. А вы, ученики, как кораблики отправляетесь с сегодняшнего дня в путешествие по этому океану. И только от вас будет зависеть, какие интересные события, приключения, встречи с вами будут происходить. В этом путешествии будут и спокойные, солнечные дни, а иногда океан как поднимет ваш кораблик на большие волны и начнёт раскачивать в разные стороны. Ваше дело не растеряться, а крепко держать паруса. И самое главное, никогда не сдаваться. Ведь учёба, как и морское дело — это огромный труд. И вот когда вы, проплавав в океане знаний, почувствуете, что многое узнали, вы испытаете огромную радость познания!
VIII. Оригами «Кораблик»
Учитель:
— А сейчас, дети, давайте создадим каждый свой кораблик, разукрасим его в самые яркие цвета и придумаем название своему кораблю.
(Дети вместе с учителем и помощниками складывают кораблики по схеме, разукрашивают его, с помощью родителей подписывают. Звучит музыкальная тема « Дыхание жизни»). — Расскажите, как вы назвали свой кораблик? ( Дети отвечают).
— Поднимите вверх свои кораблики и мы отправляемся с вами в длительное путешествие по стране знаний. Удачным его сделает наши любовь и интерес к книгам, к чтению. ( Дети поднимают кораблики и под музыку к видео «Возьмите в руки книгу, дети!» берутся за руки).
IX. Итог урока.
1.Чтение стихотворений учениками.
Ученик
Замечательные книжки
Свежий ветер напевает,
Дальних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо-паруса!
Ученица
Посреди любой страницы,
Оживают чудеса,
Не слипаются ресницы,
Разбегаются глаза!
Все дети
Но читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись!
И тогда откроют книжки –
Замечательные книжки –
Замечательную жизнь!
2.Просмотр видеоролика «Возьмите в руки книгу, дети!»
ЛИТЕРАТУРА
1.Лопатина, Александра Александровна. Секреты мастерства:62 урока о профессиях и мастерах / А. Лопатина, М. Скребцова.- 3-е изд.- М.: Амрита-Русь, 2005.- 352 с.- (Серия « Образование и творчество»).
2. Лопатина, Александра Александровна. 600 творческих игр для больших и маленьких / А. Лопатина, М. Скребцова.- 3-е изд.-М.:Амрита-Русь, 2005.- 320 с.-(Серия» образование и творчество»).
3.Интернет ресурсы: file:///D:/Users/123/Desktop/Методическая%20копилка,%20внеклассные%20мероприятия,%20детские%20и%20школьные%20праздники%20-%20стихи,%20стишки,%20загадки,%20викторины,%20игры,%20конкурсы,%20сценарии.%20Учителю,%20воспитателю,%20родителям,%20детям.htmlfile:///D:/Users/123/Desktop/Студопедия%20-%20лекционный%20материал%20для%20студентов.html