Статья «Воспитательный аспект современных изменений в системе образования»
Педагогический совет на тему
«Воспитательный аспект современных изменений в системе образования»
Выступление Лобановой И.М. на педсовете по теме: «Воспитательный аспект современных изменений в системе образования»
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
(С. Маршак)
Согласитесь, это немаловажно, ведь от того, как мы взрослые воспитаем ребенка, зависит и судьба следующих поколений. Кроме того, именно воспитание детей закладывает основы восприятия ребенком окружающего мира, его отношение к другим людям, видение себя и своих ближних. Родители играют первостепенную роль в становлении человека как личности, задача школы – очень важный и требующий пристального внимания аспект в развитии и духовном процветании будущего ученика.
Воспитательная система, направлена на деятельность конкретных людей-педагогов. Невозможно воспитать в ребенке какое-либо качество, не обладая им самому.
В учительской среде с давних пор в ходу ироничная поговорка: "Ничто не ценится так дешево и не дается так дорого, как классное руководство".
Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего – это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Проблемы здоровья, поведения, учебы, взаимоотношений с одноклассниками, учителями-предметниками, организация досуга школьников и многое другое являются сферами заботы классного руководителя. Поэтому можно сказать, что он – одна из ключевых фигур в процессе развития и саморазвития ребенка, становления его мировоззрения, адаптации его в обществе. Те, кто сегодня является классным руководителем, понимают, какой большой объем работы выполняют они.
В неделю классный руководитель, как показывают наблюдения, затрачивает более 15 часов для организации полноценной внеурочной работы в классе (из расчета два-три часа в сутки): оформление документации, индивидуальные беседы с учениками, с учителями по предметам, родителями, подготовка к конкурсам, мероприятиям и т.д.
В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности и, что еще более важно, реформирование продолжается.
Этот процесс закономерен, так как образование является одним из базовых институтов государства.
Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями заставляют по–новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания
Ведь в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной схемы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика ЧЕЛОВЕКА.
Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. С точки зрения содержания воспитание классифицируется по различным основаниям. Обобщенно оно включает в себя умственное, трудовое и физическое воспитание.
В зависимости от того или иного аспекта выделяют: гражданское, идейное, политическое, патриотическое, нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое, экономическое, профессиональное воспитание и т. п. По принципам и стилю взаимоотношений выделяют авторитарное и демократическое воспитание. Рассмотрим некоторые из них.
Патриотическое воспитание направлено на распространение среди персонала конституционных и правовых норм, государственной политики, патриотических идей, утверждение в сознании чувства долга, чести, совести, любви к Родине, гордости за Отечество, готовности к его защите. Оно предполагает непримиримость к проявлениям национализма, шовинизма, сепаратизма, национального эгоизма.
Профессиональное воспитание призвано формировать систему качеств, необходимых работнику для выполнения задач, связанных со своим основным предназначением. Главным объектом здесь выступает профессиональная компетентность персонала. Его показателями являются знания, умения, навыки, психологические особенности, профессиональные позиции и акмеологические инварианты.
Правовое воспитание призвано обеспечить формирование правового сознания и культуры труда и повседневной жизни в соответствии с требованиями законов, принятых принципов и норм. Оно связано с формированием уважения к Конституции РФ, законам и правопорядку.
Эстетическое воспитание призвано развивать здоровые эстетические вкусы, представления о добре и зле, красивом и безобразном, осознание прекрасного; ощущение безвкусного, вульгарного и т. д., понимание красоты труда, культуры поведения.
Экологическое воспитание направлено на осознание природной феноменальности человека, который в полной мере несет ответственность за жизнь и условия обитания на Земле. Оно развивает активное и бережное отношение персонала к окружающей среде, природе, среде обитания.
Физическое развитие преследует цель формирования физической культуры, укрепления здоровья, развития необходимых физических качеств, здорового образа жизни.
Остановлюсь на нравственном воспитании 7 класса «А», классным руководителем которого я являюсь.
Нравственное воспитание, которое базируется на общечеловеческих и национальных нравственных ценностях, формирует сознание гражданского долга, привычку соблюдать нормы морали в быту, человеческого отношения с товарищами, бережного отношения к материальным ценностям. И в связи с этим мы с ребятами собираемся сделать социальный проект, которым хотим привлечь внимание окружающих к таким простым истинам ,как уважение к себе и тем ,кто находится рядом с нами. Ни для кого не секрет, что в современном обществе пропадают такие ценности, как уважение и внимание.
Суть проекта состоит в том, что мы с ребятами и их родителями собираемся создать агитбригаду и пройти в метро в футболках, на которых будут написаны прописные истины: «Уважайте друг друга», «Уступайте места тем, кто нуждается! А книгу можно почитать и стоя!». Все это может быть представлено иронично, но с глубоким смыслом. Этот проект выносился на родительское собрание, где родители поддержали данную идею. Может кто-то увидит это – улыбнется, кто-то – задумается, но я точно знаю, что дети моего класса, данное действо запомнят на всю жизнь. Хочу подкрепить свои слова стихотворением:
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, -
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал.
Вовек не позабудется.
Так же хочется сказать о школьном радио. В прошлом году на базе моего класса, проводился интересный эксперимент – «Школьное радио», нами были подготовлены несколько выпусков в начале учебного года, но, к сожалению, из-за отсутствия оборудования пришлось отказаться от дальнейших выпусков. А это помогло бы давать нашим детям и патриотическое воспитание (выпуски исторического содержания и правового), также можно развивать представление о добре и зле, красивом и безобразном. Рассказывать о культуре поведения. Любой выпуск может содержать информацию о спортивных достижениях школы. Может быть работа над выпусками «Школьного радио», поможет кому-то выбрать будущую профессию.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.