ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
И. В. Змеева
МКОУ «СОШ № 7», г. Ревда
inna_zmeeva@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
«…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги"
А.С.Макаренко
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Об этом говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников [1].
Во все века детям прививали нравственную воспитанность, она ценилась людьми. Конечно, основы нравственной культуры закладываются в семье, родители собственным примером показывают детям, что можно, а что нельзя, что нравственно, а что – нет. И в этом смысле семья идет в ногу рука об руку со школой, т.к. целью деятельности школы является не только передача конкретных знаний в той или иной науке, но и формирование гармонической, всесторонне развитой и социально зрелой личности. Некоторые источники утверждают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица [2].
Когда мы начинали свою профессиональную деятельность, очень популярным у родителей был журнал "Семья и школа", в котором в понятной форме рассказывалось о проблемах конкретных семей, о путях выхода из той или иной запутанной ситуации. Но времена изменились. Большинство родителей заняты зарабатыванием денег, их волнует только, накормлен и одет ли их ребенок, а проблемами воспитания им заниматься некогда. Также часто наблюдаем неблагоприятную обстановку в некоторых семьях, отсутствие общих интересов и семейных традиций. Но есть семьи, где собственная профессиональная карьера родителей не ставится в ущерб будущему их детей, где родители думают о том, каким человеком вырастет их чадо, уделяется огромное внимание духовно-нравственному воспитанию ребенка.
Химию принято относить к точным наукам. Возникает вопрос: «Можно ли воспитывать нравственную культуру посредством предмета химия?» У современного учителя, неважно какой предмет он преподает, есть немало средств и методов, с помощью которых он формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения.
Приобщение к проектной и исследовательской деятельности - лишь один из методов. Остановимся на нем поподробнее.
В процессе работы над проектом "Вода-знакомая и незнакомая" обучающиеся анализировали питьевую воду (колодезную, родниковую, водопроводную) по органолептическим признакам, в этом им помогали родители и другие родственники, результаты оформлялись в виде листовки, буклета, стенгазеты.
После изучении темы "Сложные эфиры" ученики 10 класса участвовали в разработке проекта "Такой простой сложный эфир". Работая совместно с родителями, они в магазинах находили продукты или товары, в которых мог бы содержаться данный эфир, и фотографировали результат поиска. Таким образом, мы получили рассказы о 20 - 25 разных сложных эфирах иувидели, в каких разнообразных товарах они содержатся. Получились мини - проекты, по результатам которых был реализован совместный проект.
В процессе работы над проектом «Что делать с бытовыми отходами?» обучающиеся провели анализ бытового мусора, собранного в семьях за 2 дня, проверили стоянки для сбора мусора на улицах города, изготовили и развесили в микрорайоне школы кормушки из бросового материала. Также с помощью родителей был снят видеоролик, рассказывающий о вторичном использовании бытового мусора и призывающий сдавать бумажные отходы и стеклотару в специально созданные пункты. Чтобы привлечь внимание наших горожан к проблеме мусора, были созданы листовки с призывами, их размножили и расклеили на дверях подъездов в микрорайоне. Надеемся, что эта проблема не оставит равнодушными жителей нашего города.
Ребята закончили свой проект словами «Чтобы наш город был чистым, экологически здоровым, надо каждому жителю помнить, что это его дом, самим соблюдать чистоту и приучать своих детей. Сделаем наш дом чистым!» В работе прослеживается любовь к родному городу, желание сберечь красоту и чистоту для будущих поколений.
Для воспитания нравственности в МКОУ «СОШ №7» создан клуб «ПРОМЕТЕЙ», которым я руковожу уже несколько лет. Клуб посещают учащиеся с 6 по 11 класс. Это позитивные, творческие ребята, которые пишут исследовательские работы, проекты. Главная задача учителя в данном случае создать обстановку дружелюбия, сотрудничества. Старшие берут шефство над младшими, помогают им в их начинаниях, что уже создаёт атмосферу добра, взаимопонимания, взаимовыручки.
На занятиях обсуждаем темы гражданственности, нравственности, семейных ценностей, соответственно при выборе тем исследования учащиеся выбирают темы, которые касаются данного направления.
На уроках аналитической химии, когда мы изучали определение жёсткости воды, учащаяся 11 класса Батурина Елена, посещавшая клуб «ПРОМЕТЕЙ», предложила определить жёсткость некоторых видов воды, сделать выводы и поделится ими на школьной конференции, чтобы учащиеся и родители знали, где какая вода, и сделали правильный выбор.
Посещая с членами клуба конференции в УрГСХА, мы узнали, что можно определять в домашних условиях качество молока, мёда, масла, чая. Девочки тоже решили проанализировать, какие продукты продают у нас в магазинах, и самое приятное было то, что цель у них была - проинформировать учащихся и родителей, чтобы покупали качественные продукты.
Исследуя молоко, Лиза обнаружила, помимо фальсификации жирности молока, ещё на одну деталь, жирность молока определялась не через 5-6 часов как по методике, а на много позже. Выяснили, что это из-за стабилизаторов, которые увеличивают срок годности, но не приносят пользу нашему организму. В итоге выяснили, что лучше всего покупать молоко: «Кировского», «Шиловское» и «Отличное». Лена, определяя качество мёда, сделала памятку для покупателя.
Понимая, что семья, дружба-это самое главное и ценное девочки нашего клуба готовят родным и близким индивидуальные и полезные подарки своими руками. Это растительная косметика и аромасвечи. Так приятно слушать, как они трепетно подбирают цвета, запахи, маски для самых близких людей. В эти минуты думаешь и понимаешь, какая у нас замечательная молодёжь, сколько в них творчества, любви, заботы.
Узнав, что вода в Екатеринбурге очень загрязненная, у Оли взыграли патриотические чувства и она решила протестировать воду в Ревде. Вот как она сама говорит об этом: « В марте 2011г. Я была на конференции в УрГСХА «Молодёжь и наука 2011». Меня заинтересовала работа старшего преподавателя Шевцовой Татьяны Ревовны, которая проводила биологическое тестирование воды. Результаты по г. Екатеринбургу были не утешительны, и мне захотелось узнать, какая же вода у нас в Ревде. В интернете я не нашла материал о токсичности вод в Ревдинском бассейне. Но я нашла комментарий Александра Ульянова, главного государственного санитарного врача в Ревдинском районе и городе Дегтярске, о состоянии воды. Тогда я решила попробовать самой проанализировать воду своей малой Родины. И как было радостно и приятно когда она выяснила, что вода в Ревде всё-таки лучше.
Обучение — только один из компонентов личностного развития. Новая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.
Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний.
Учитель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика или химика, а прежде всего, всесторонне развитую личность.
Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- М. : Просвещение, 2009. – 23 с. - (Стандарты второго поколения).
Потаповская, О. М. Семейное духовно-нравственное воспитание: возможность и необходимость педагогического сопровождения [Электронный ресурс] / О.М. Потаповская. – Режим доступа: http://classnyj-chas.ucoz.ru/publ/2-1-0-5