Конспект Информационные войны: к вопросу о воспитании информационной культуры в современной школе
Информационные войны: к вопросу о воспитании информационной культуры в современной школе
Радченко А.А. учитель истории, обществознания и права
МКОУ Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1
Воронежская область Подгоренский район, пгт. Подгоренский
ул. Калинина дом 18
Конец XX- начало XXI века ознаменовались широким применением технологий и методик ведения информационных войн для достижения внешне и внутриполитических, а также военных целей.
Факты истории свидетельствуют о том, что приемы агрессивного информационного воздействия активно использовались в выстраивании государственной политики стран и в прошлые эпохи. Однако ученые сходятся во мнении, что в настоящее время применение информационного оружия приобретает небывалый размах и остроту. Основной опасностью такого рода агрессии является скрытый характер воздействия: во многих случаях население не ощущает, что подвергается воздействию, которое зачастую облекается в доброжелательную форму (борьба за демократию, против авторитарного режима).
К тому же арсенал методов воздействия в информационной войне достаточно непредсказуем и гибок, соответственно необыкновенно трудно выработать оборонительную тактику противодействия информационным атакам.
В той или иной мере говорить о своеобразной «вакцинации» общественного мнения против информационной агрессии можно только в плане воспитания особого рода культуры восприятия информации, поступающей по разным каналам средств массовой коммуникации. При этом наибольшее значение такая работа имеет в образовательных учреждениях среднего звена – школах. Как показывают факты новейшей истории, молодежь в большинстве случаев является основной социальной группой, придающей коммуникативный резонанс информационной кампании. Именно молодежь наиболее управляема посредством агрессивной политической рекламы и прежде всего вследствие несформированности своих интересов. В связи с этим она более активно впитывает информацию, чем любая другая аудитория.
По данным исследований, когнитивный пик приходится на 14-15 лет, а после двадцати лет он резко снижается. Настоящее время характеризуется для молодежи еще и кризисом идентичности, при котором вхождение во взрослый мир, ощущается как несправедливый и неправильный, и является стрессовым, а соответственно внутри уже содержит протестные настроения. При таких условиях именно эта социальная группа наиболее уязвима для информационных атак противника. К этому можно добавить также то, что молодежь объединена в социальные сети и способна формировать свои каналы передачи информации, по которым она может транслироваться гораздо быстрее, чем через официальные СМИ, и вызывать гораздо больше доверия.
Таким образом, условия современной информационной среды требуют знания основных моделей и методик проведения информационной пропаганды, а также критичного отношения в целом к информации. Распознать направленное информационное воздействие не так сложно. Анализ научных трудов по теме исследования позволяет выделить несколько аспектов, характеризующих информационную агрессию. Среди примет применения информационного оружия на первом месте стоит использование «многоцелевого объекта для последующего коммуникативного резонанса», ключевого слова новости, при этом, как правило, в качестве лозунга выбирается некая глобальная проблема, в решении которой заинтересованы многие. Как показывает анализ фактов новейшей истории, ведущими темами остаются «демократия», «терроризм», «коррупция», «эпидемии», «экология».
Основным каналом передачи информации, как правило, становятся мировые глобальные СМИ. При этом наблюдается информационный конформизм в случаях транслирования информации национальными СМИ разных стран. Таким образом, указание одного источника информации разными СМИ (например, «по данным информационного агентства СNN») должно в первую очередь насторожить и вызвать сомнения в объективности подачи материала. При этом в ходе образовательного процесса учитель должен воспитывать культуру поиска дополнительной информации, в основе которой работа с несколькими источниками информации. Плюрализм официальных точек зрения и мнений, изложенных в различных авторских работах, увеличивает шансы получить достоверную информацию и не подвергнуться информационной атаке.
Особое внимание следует уделить анализу аудиовизуальных материалов, которые, по данным ученых, оказывают наибольшее эмоциональное воздействие (прежде всего на подсознание) и в основном обеспечивают некритичное восприятия материала. Анализ исторических данных, связанных с ведением информационных войн в СМИ, свидетельствует о преимущественном распространении информации посредством визуальных каналов массовой коммуникации, в первую очередь это фото и видеорепортажи. Подчеркнутый драматизм журналистских текстов достигается художественным и музыкальным оформлением заставок новостей и аналитических программ. Недоверие должны вызвать сюжеты, в которых фигурируют образы, содержащие общекультурные символы и мифологемы. Например, представитель оппозиции, дублирующий все элементы имиджа Че Гевары, актуализирует в восприятии аудитории идеи героической освободительной войны (См. реальные фото сообщений о событиях в Ливии 2011 г.). Или включение в репортажи красочных коллажей из флагов, лиц, протестующей мимики и жестов, обязательного присутствия женщин и детей. Единство замысла достигается использованием драматической или трагической музыки и заставки – лозунга, например, «Ливия - в огне восстания».
Особое внимание школьников следует акцентировать на данных о технике видеосъемки, технологических особенностях подачи видеоматериала. Цели ведения информационной войны определяют ракурс съемок, выбор панорам, объектов и субъектов репортажей. Камера оператора фиксирует ограниченное пространство, поэтому умело подобранный ракурс позволяет, например, создать иллюзию большего количества людей, чем есть на самом деле.
Отдельно хотелось бы остановиться на явлениях скрытой «мягкой» контрпропаганды, случаях, при которых нужный информационный эффект достигается без значительного искажения объективной реальности, только за счет применения особых техник подачи материала. Например, А.Миронов указывает на использование приема «пластиковая голова», в котором важную роль играет «эксперт», чье авторитетное мнение воспринимается аудиторией как истинное и вызывающее доверие. Интересен прием «наш человек в толпе», при его использовании центром повествования становится не главный герой события, а случайный прохожий, «маленький человек», мнение которого преподносится как «глас народа» и др.
Работа по формированию информационной культуры на уроках истории и обществознания может проводиться в виде комментирования учителем или блицобсуждения новостных сообщений. Форму общения с учениками и методику встраивания такой работы в учебный процесс выбирает учитель и это во многом зависит от уровня подготовки класса, темы занятия и др. Подобная работа с фактами текущей истории наряду с развитием общих компетенций (логического мышления, наблюдательности и др.) способствует формированию навыков поиска и обработки больших объемов информации, что в современном обществе, которое принято называть информационным, имеет особое значение.
Среди основных правил, которых необходимо придерживаться, чтобы не стать объектом агрессивного информационного воздействия, думается, внимание учеников целесообразно остановить на следующих:
Меньше всего доверять сенсационной информации.
Значимую информацию получать, пользуясь как можно большим количеством источников.
Использовать для поиска разные каналы СМИ (телевидение, радио, интернет).
Изучать комментарии и обсуждения события в новых социальных медиа (блогах, социальных сетях).
Не использовать СМИ как фон при выполнении других работ (например, по дому).
Формировать свой новостной поток, т.е. получать новости выборочно посредством аналогов традиционных СМИ в Интернете, например, на сайте первого канала выбирать только те новости, которые соответствуют индивидуальным интересам и потребностям.
Таким образом, воспитание культуры получения информации в современном мире и выстраивание собственной системы ее обработки послужит не только залогом стабильного развития школьника в личностном отношении, но и общества в целом. И в данном случае ведущая роль отводится деятельности учителя, в первую очередь учителя истории и обществознания.
Список использованной литературы
1. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы // Т.П. Воронина − М.: “Издательский отдел ЦАГИ” ,1995.
2. Манойло А.В. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны: Монография// А.В. Манойло, А. И. Петренко. - М.: Горячая линия, 2003.
3. Миронов А. Раздувай и властвуй. Миронов А. Раздувай и властвуй. Практическое руководство по технологиям "мягкой" пропаганды / М., 2001.
4. Расторгуев С.П. Информационная война// C.П. Расторгуев. - М: Радио и связь, 1999.- С. 57
5. Тереенков К. События в Ливии и цветные революции на Ближнем Востоке / Русская народная линия.- 30.03.2011.-http://psyfactor.org/lib/psywar35.htm
6. Расторгуев С.П. Информационная война// C.П. Расторгуев. - М: Радио и связь, 1999.
7. Россия у критической черты: возрождение или катастрофа. - М., 1997.