Информационные технологии как средство развития информационной культуры младших школьников.


Информационные технологии как средство развития информационной культуры младших школьников.
В середине XX века потребность в обработке, передаче больших объемов информации и управлении сложными системами послужило стимулом для бурного развития теории информации.
Основу активного развития вычислительной техники заложили исследования Норберта Винера и Клода Шеннона. Можно сказать, что они стояли у истоков научно-технической революции.
«Информационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности» [20].
Если рассматривать историю развития информационных технологий, то компьютеры и компьютерные технологии еще очень молоды и находятся в самом начале своего развития. Но все же компьютерные информационные технологии сегодня преобразуют или вытесняют старые технологии работы с информацией.
Поэтому перед обществом и встала задача создания информационного общества. Под информационным обществом будем называть такое общество, в котором информация становится наиглавнейшим ресурсом, определяющим развитие, как производственных отношений, так и производительных сил.
Не следует думать, что информационные технологии появились лишь в наше время. Уже свод законов в Римской империи можно считать примером информационной технологии. В средние века возникла ИТ бухгалтерского учета, в промышленную эпоху – газеты и другие средства массовой информации. Однако нынешний этап развития ИТ характеризуется в первую очередь массовым распространением персональных компьютеров, созданием компьютерных сетей и расширением перечня оказываемых ими сервисных услуг. И если еще 20 лет назад информационные технологии относились к элитным видам производства, в наше время они превратились в массовое явление, не требующее от вовлеченных в процесс работников особо высокой квалификации. Можно сказать, что современным этапом развития информационных технологий являются информационные компьютерные технологии.
Информационные технологии в начальных классах широко стали использоваться с появлением новой техники, которая намного улучшила качество работы, возможности и показала заинтересованность в её применении. Учитель, применяя новые технологии на уроке, знакомит детей с аппаратурой и работой над ней. Дети усваивают полученные знания, которые они могут улучшить, получая дальнейшее образование, а после применять на практике [16].
Одним из направлений изменения начального образования является включение в образовательный процесс современных информационных технологий.
С древних времён человечество воспринимало учителя как человека, помогающего подрастающему поколению постичь опыт, накопленный людьми, освоить известные способы деятельности, осмыслить сложившиеся в обществе отношения и ценности, избавиться от предрассудков, стать личностью.
К учителю начальных классов всегда предъявлялись высокие требования, особенно детьми.
Не только дети, но и родители, представители общественности, известные учёные считают владение современными технологиями одним из важных профессиональных качеств учителя начальных классов.
Одним из определяющих положений является необходимость гармоничного сочетания традиций и инноваций в начальном образовании. Единственный человек, который способен реализовать это положение на практике – это учитель начальных классов. Никакие другие специалисты, освоившие новшества и готовые применять их в педагогическом процессе, не смогут получить тот результат, на который может рассчитывать учитель, изначально, а не в связи с изменившимися обстоятельствами, посвятивший себя воспитанию учеников начальных классов.
Использование информационных технологий помогает учителям перейти от объяснительно–иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Анализируя опыт использования информационных технологий на уроках можно с уверенностью сказать, что использование данных технологий позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- повысить объём выполняемой работы на уроке;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.