Программа внеурочного курса по немецкому языку Занимательно о важном


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Нижнекарачанская средняя общеобразовательная школа
Принята решением педагогического совета
31 августа 2015 года ( протокол №1) «Утверждаю» ____________
Директор школы В.И. Быханова
Приказ №84 от 08.2015 года.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса «Занимательно о важном»  
в 6 классе (10-11лет)
интеллектуальное направление

Составила: Бородина И.Н.
Учитель немецкого языка
первой квалификационной категории
Нижний Карачан
2016-2017уч.год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа внеурочного курса «»  соответствует ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемым результатам начального общего образования. Программа разработана на основе «Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011(стандарты второго поколения)
«Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011.
В основу положены следующие нормативно-правовые и распорядительные документы:
1.Закон «Об образовании в Российской федерации» от29.12. 2012 года №273-ФЗ ( с изменениями и дополнениями).
2.Санитарно-эпидемилогические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4.Основной образовательной программы МКОУ Нижнекарачанской СОШ, рассмотренной педагогическим советом 31 августа
( протокол № 1) и утвержденной приказом директора школы № 84 от 31.08.2015 года.
Программа рассчитана на 0,5 часа., 1 час в неделю, что составляет 17 часов. Cрок реализации 1 год. Количество обучающихся в группе - 10-15 человек.Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы все теснее экономические, политические и культурные связи со странами мира, в том числе и с Германией. Поэтому становится необходимым диалог культур народов, где важно уметь оценивать другую культуру с позиции ценностей и норм собственной, выявлять сходства и различия и проявлять толерантность. Но немецкий язык незаслуженно вытесняется английским языком. Мотивация школьников к изучению немецкого языка выражена слабо, так как дети испытывают трудности в его усвоении.

Цель программы «Занимательно о важном»: формирование коммуникативной компетенции в основных видах деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.
Задачи:
I. Познавательный аспект.
формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства;
приобщение обучающихся к культуре, традициям страны изучаемого языка;
расширение лингвистического кругозора младших школьников;
II. Развивающий аспект:
формирование коммуникативных и социальных навыков личности через игровую и проектную деятельность посредством немецкого языка;
способствовать интенсификации учебного процесса и поддержанию мотивации к изучению немецкого языка;
развитие навыков монологической и диалогической речи;
развитие и формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
III. Воспитательный аспект:
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс внеурочной деятельности.
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность по немецкому языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Склонность к игровой деятельности и отсутствие психологических барьеров в ситуациях, требующих психологических речевого взаимодействия и ролевого перевоплощения;
недостаточное развитие произвольного внимания и логической памяти, что делает необходимым больше опираться на непроизвольное внимание и эмоционально – образную память;
быстрая утомляемость (поэтому важно переключать детей с одного вида деятельности на другой, использовать двигательную активность)
Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
Планируется проводить занятия не только в учебном кабинете, но и спортивном зале, в актовом зале, в библиотеке и на игровой площадке (в зависимости от вида деятельности на занятии).
Виды деятельности:
Речевые и фонетические разминки.
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение, литературно-художественная деятельность;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
проектная деятельность;
диалоги;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий:
добровольность участия и желание проявить себя,
сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
эстетичность всех проводимых мероприятий;
четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и уровнем овладения иностранным языком;
привлечение родителей и учащихся более старшего возраста к подготовке и проведению мероприятий с учащимися более младшего возраста;
Данная программа способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
личностные результаты – общие представления о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе, осознания языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми, знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка;
метапредметные результаты – развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника, развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи, расширение общего лингвистического кругозора младших школьников, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
предметные результаты – овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических).
В коммуникативной сфере:
I. Речевая компетенция:
- говорение - вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения;
- аудирование – понимать на слух речь учителя и одноклассников;
II. Языковая компетенция:
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков немецкого языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- распознание и употребление в речи изученных лексических единиц.
III. Социокультурная осведомленность:
- знание названия страны изучаемого языка, некоторых литературных персонажей детских произведений, стихов, песен.
В познавательной сфере:
умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных слов;умение действовать по образцу при выполнении заданий;
умение осуществлять самонаблюдение и самооценку доступных младшему школьнику пределах.
В ценностно-ориентационной сфере:
представления об изучаемом иностранном языке, как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
приобщение к культурным ценностям другого народа через детские стихи и песни;
развитие чувства прекрасного;
умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.
К окончанию обучения школьники будут
знать:
формы речевого этикета в ситуациях общения: при встрече, поздравлении и тд.;
названия, особенности празднования и формы поздравления наиболее популярных праздников;
знать детские песни и рифмовки на немецком языке;
знать немецкий алфавит и уметь пользоваться немецко – русским словарём (в том числе и в сети Интернет)
уметь:
вести элементарные диалоги в элементарных ситуациях, рассказывать о себе, своих друзьях, своих игрушках и т. д.
понимать на слух и выполнять просьбы одноклассников, указания учителя, а также понимать на слух связное сообщение учителя, построенное на изученном языковом материале;
адекватно произносить и различать на слух все звуки немецкого языка, соблюдать правильное ударение в словах и фразах;
распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы;
уметь составить рассказ из нескольких фраз на заданную тему.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательно о важном»
Я и моя семья. 2 часа
Приветствие. Знакомство. Прощание. Рассказ о себе. Интервью в парах. Семья. Хобби членов семьи. Фотоколлаж. Стихи о семье. Семейный портрет. Игра «Любопытный Буратино». Игра «Жмурки»
Школьные принадлежности. 2 часа
Начало учебного года. Сюжетно – ролевая игра «Мы собираемся в школу». Игра «Мы в школе». Игра «Найди школьный предмет». Сюжетно ролевая игра «Покупаем школьные принадлежности». Игра «Угадай слово». Песни, стихи о школе.
Собираем урожай. 1 час
Времена года. Погода осенью. Фрукты. Овощи. Игра «Угадай фрукт!». Игра «Я знаю семь названий фруктов (овощей)».
Рождественский праздник. 1 час
Традиции празднования. Атрибуты праздника. Украшаем рождественскую елку. Подарки на Рождество. Поздравление. Рождественские песни.
Мамин праздник. 2 часа
Песенки о маме. Поздравление. Поздравительная открытка. Букет для мамы.
Светлая Пасха.2 часа
Пасха в Германии: традиции и атрибуты праздника. Пасхальная свеча. Пасхальный заяц. Пасхальные игры. Пасхальные песни.
Именины 2 часа
Приглашаем гостей. Праздничное угощение. Поздравление для именинника.
День святого Николауса. 1 час
Традиции и атрибуты праздника. Рождественский венок. Рождественский сапожок. Рождественские песни.
Спорт. 2 часа
Виды спорта. Игра «Снежный ком». Игра «Пантомима». Игра «Аукцион».
Мы идем на карнавал. 2 часа
Традиции празднования карнавала в Германии. Песня «Времена года». Одежда для карнавала. Готовим маску (проект).
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательно о важном».
Название темы Всего
часов В том числе Основные виды учебной деятельности
теоретических практических Я и моя семья 2 1 1 социокультурная осведомлённость ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов
активное использование речевых средств
умение работать в группе
развитие мотивов учебной деятельности
Школьные принадлежности 2 1 1 навыки говорения
активное использование речевых средств
развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества
Собираем урожай 1 1 начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, использование различных способов поиска, сбора, анализа и интерпретации информации
Рождественский праздник 1 1 навыки аудирования,
формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке
умение работать в материальной и информационной среде,
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
формирование личностного смысла учения,
освоение социальной роли обучающегосяМамин праздник 2 1 1 умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей
использование различных способов поиска в справочных источниках и сети Интернет
развитие самостоятельности
Светлая Пасха 2 1 1 навыки говорения
активное использование речевых средств
развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества
Именины 2 1 1 умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей
использование различных способов поиска в справочных источниках и сети Интернет
развитие самостоятельности
День святого Николауса 1 1 социокультурная осведомлённость ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов
активное использование речевых средств
умение работать в группе
развитие мотивов учебной деятельности
Спорт 2 1 1 социокультурная осведомлённость, восприятие языка как общечеловеческой ценности,
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Мы идем на карнавал 2 1 1 навыки аудирования,
формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке
умение работать в материальной и информационной среде,
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
формирование личностного смысла учения,
освоение социальной роли обучающегосяВсего: 17 7 10 Материально-техническое обеспечение
1. Мультимедийный проектор.
2. Персональный компьютер.
3.Переносной экран.
4. Подборка презентаций, видео, аудио материала, в том числе и из Интернет сети.
Список литературы
Немецкий язык. Примерные программы на основе Федерального компонента госуд.образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2009 – 46с.
Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2009. – 380с. – (образование в документах и комментариях).
Баженова, И. С. DeutschfürdieAnfänger / И. С. Баженова. – М., 2000.
Варфоломеева, И. М. Раздаточные материалы по немецкому языку  / И. М. Варфоломеева. – М., 2005.
Гальскова, И. Д. Немецкий язык для детей / И. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М., 1996.
Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 204 с.
Горбушина О.В. Обучение иностранному языку в начальных классах: Методические рекомендации для учителей иностранных языков. – Курганский ИМЦ, 2006. – 60 с.
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: 2010.
Добровольская, Д. О. Немецкий язык – детям / Д. О. Добровольская, Н. Н. Марко. – М., 1991
Райнеке Ю.С. Игры на уроках немецкого языка в начальной школе: Методическое пособие. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 158 с.
Якимкина, В.Г. Увлекательные игры на уроках немецкого языка: методическое пособие/ В.Г.Якимкина.- М.:Дрофа, 2007.
Яцковская, Г. В. Добрый день!  / Г. В. Яцковская, Н. П. Каменецкая. – М., 1994.
«Занимательная азбука: книжка в картинках на немецком языке», Н.В. Богданова, издательство: СПб., Каро, 2004г.
Трубицина О.И. Читаю и пишу по-немецки сам / Учебное пособие по немецкому языку для младших школьников – Санкт-Петербург: КАРО, 2006
Шмакова Е.Ю. Немецкий язык. Прописи. М.: Дрофа, 2007
Юдина Е.И. Немецкий язык в детском саду. 100 уроков-сценариев и рабочая тетрадь - Санкт-Петербург: КАРО, 2007
Siegfried Büttner, Gabriele Kopp, Josef Alberti «Tamburin 1» Max Hueber Verlag. 2004
Интернет – ресурсы
http://www.deutsch.3nx.ru/viewtopic.php?p=3158http://deutsch-lernen-mit.narod.ru/kinder/http://www.tvzavr.ru/Uroki-tetushki-Sovy-Nemetskii-alfavit-dlya-deteihttp://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,80007/Itemid,118/http://englishschool12.ru/video/vip/9276/khobbi_i_obrazovanie/nemeckij_jazyk/uc him_cveta_na_nemeckomhttp://www.solnet.ee/games/g1.html#nemhttp://festival.1september.ru/articles/312548/