Статья Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к выпускнику педагогического колледжа


Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к выпускнику педагогического колледжа
Дамдинова Б.Н., преподаватель
истории и обществознания
В статье изложены проблемы взаимоувязывания требований профессиональных и образовательных стандартов в практике реализации основной профессиональной образовательной программы специальности 44.02.03. Педагогика дополнительного образования
Ключевые слова: профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых, федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Квинтэссенцией образования является проблема качества деятельности преподавателей, их квалификации и компетентности. Для нас эта проблема обусловлена требованиями профессионального стандарта педагога и содержанием подготовки выпускников колледжа.
Федеральные государственные образовательные образовательные стандарты среднего профессионального образования(ФГОС СПО) декларирует о необходимости учета требований работодателей при формировании и реализации основной профессиональной образовательной программы специальностей. Работодатели сегодня указывают на требования профессионального стандарта педагога. Перед нами возникла проблема взаимоувязывания требований профессиональных и образовательных стандартов. Ключом к решению указанной проблемы является сравнительный анализ профессионального стандартов и ФГОС СПО педагогических специальностей.
Образовательные стандарты отражают требования к квалификации выпускников на качественно ином языке, чем профессиональные стандарты. Ряд требований ФГОС СПО соответствуют высшему уровню квалификации и не могут быть полностью сформированы в процессе получения среднего профессионального образования(например, способен применять современные… способен эффективно организовывать…). Акцент в образовательных стандартах сделан на компетенциях в обеспечении информационной основы деятельности педагога и на компетенциях по организации учебной деятельности, но не представлены требования к результатам подготовки в области личностных качеств педагога.
В дидактических единицах ФГОС СПО специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования не отражены такие трудовые действия, как проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации; формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде; освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью; разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка; формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения. Также в стандарте не указаны в качестве дидактических единиц необходимые умения: создавать в кружке, секции и т.п. разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей(законных представителей) и педагогических работников; находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися; необходимые знания - основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях; научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки;разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик; формировать детско-взрослые сообщества. Таким образом, как говорится в Концепции модернизации педагогического образования, отсутствуют связи между изучением учебных дисциплин и потребностями реальной образовательной организации.И это предполагает введение в учебный план специальности дополнительных курсов за счет часов вариативной части для подготовки студентов, отвечающих требованиям профессионального стандарта педагога.
В свою очередь Концепция развития дополнительного образования детей РФ предъявляет свои требованияк работающим в данной системе:- превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности.
-персонализация
-разновозрастной характер объединений
-вариативный характер оценки образовательных результатов
-интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом.
Анализ существующих требований к квалификации и компетенциям педагога показал, что требования образовательных стандартов к выпускнику педагогического колледжа не соответствует требованиям профессионального сообщества к педагогу в силу, думается, объективных причин. Таких как требования к компетенциям в образовательных стандартах прописаны в большей степени не на основе профессионального стандарта, а на базе общих требований к квалификации выпускника со средним профессиональным образованием.