Историческая викторина «Видит око далеко, а ум ещё дальше»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верх-Аллакская средняя общеобразовательная школа»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Историческая викторина
«Видит око далеко, а ум ещё дальше»














Верх-Аллак 2016

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.

Подготовительный этап.


Основной этап: проведение мероприятия.

Заключение.


Литература.

















Ведение.
Данная методическая разработка является методическим пособием для учителей истории по внеклассной работе для старшеклассников в школах. В ней собран интересный и занимательный материал разнообразный по форме и содержанию, дифференцированных с учётом возрастных особенностей учащихся изучаемых по курсу: «История России».
Каждое задание мероприятия может быть применено не только во внеклассной работе, но и на обобщающих уроках истории. Они несут в себе познавательный потенциал, воспитательные моменты. Материал подобран по мере усложнения, учитывалось, что викторина проводится после основных занятий, и он не должен утомлять учащихся.
Викторина может быть проведена в ходе недели социально – гуманитарных дисциплин и как внеклассное мероприятие.
Такие виды внеклассной работы нацелены на развитие творческих способностей личности, умение декламировать, эмоционально выражать свои чувства, а также способствуют дружбе и сплочённости коллектива ребят, ответственности каждого за свою команду. Мероприятие рассчитано как на индивидуальные, так и на коллективные формы работы.
Надеюсь, что пособие окажет помощь учителям в проведении внеклассной работы по истории.













Подготовительный этап мероприятия.
Учебным группам даётся задание подготовить инсценировку на историческую тему. Повторить темы по истории. Готовится аудитория: вывешивается название викторины на доске, готовится презентация к викторине, подбираются портреты монархов и интересные задания.
III. Основной этап: проведение мероприятия.

Историческая викторина: «Видит око далеко, а ум ещё дальше». (Занимательная история)
Цели мероприятия: 1) Заинтересовать учащихся в изучении истории.
2) Развивать их творческие и умственные способности (смекалку,
внимание, память, речь).
3) Воспитывать патриотические чувства.
Предварительная подготовка: Группам – командам даётся задание выбрать участников команд от учебных групп, подготовить инсценировку на историческую тему и нарисовать историческую газету.
Оборудование: На доске девиз мероприятия, исторические портреты русских царей и императоров, святых; интерактивная доска или проектор для демонстрации портретов.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Вступление.
Под музыку выходит ведущий и обращается к присутствующим.
- Дорогие друзья, ученики, учителя, гости и соискатели, любознательные и не очень, знатоки истории и просто любители поиграть. Сегодняшняя историческая викторина для Вас!
Наука история одна из самых увлекательных и поучительных. Великий русский историк В. О. Ключевский так писал: «История учит даже тех, кто у неё не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение».
- Для соревнования приглашаются команды 9 и 11 классов. Команды будут бороться за звание «Знатоки истории» и сладкие призы. Судить турнир будет самое справедливое и беспристрастное жюри (Представление членов жюри)
МЫ НАЧИНАЕМ НАШЕ СОРЕВНОВАНИЕ!
Первый конкурс красноречия.
- Одна из основных задач науки истории научить правильно и грамотно говорить, ведь не зря говорят, что язык разум в порядок приводит. Уважаемые участники вам даётся задание за 10 минут придумать грамотно построенную и доказательную речь на тему: «Почему необходимо знать историю своей Родины?».
(Участникам даётся время на подготовку, а в это время ведущий провозит конкурс с болельщиками).
- «Загадка, уму зарядка».
Пока команды готовятся, болельщики могут заработать для них дополнительные очки, разгадывая загадки из старинного сборника русских загадок писателя, историка и собирателя русских загадок Дмитрия Николаевича Садовникова, который впервые был опубликован в 1876 году в Петербурге.
Загадка №1. Стоит бычище проклеваны бочища. (изба)
Загадка №2. Много соседей рядом век живут, а никогда не видят друг друга. (окна)
Загадка №3. Один коптится, а другой топчится. (потолок и пол)
Загадка №4. Сквозь потолок мужик бабу поволок. (труба на крыше)
Загадка №5. Маленький, пузатенький весь дом бережёт. (замок)
Загадка №6. Что из избы не вытащишь? (печь)
Загадка №7. Маленький, удаленький по полу елозит, спины не занозит? (веник)
Загадка №8. Никогда не ест, а только пьёт; а как зашумит всех приманит. (самовар)
Загадка №9 Висит, болтается, всяк за него хватается. (полотенце)
Загадка №10 Два братца пошли в воду купаться. (ведра)
Загадка №11 От воды родится, воды боится. Меня одну не едят, а без меня мало едят. (соль)
Загадка №12 Царь видит редко, бог никогда, а мы завсегда. (ровня)
Загадка №13 Что острее меча? (взор)
Загадка №14 Что не устанешь во всю жизнь делать? (вздыхать)
Загадка №15 Без чего человеку жить нельзя? ( имя)

-Время вышло, слушаем выступление команд. Уважаемое жюри оцените выступление по пятибалльной системе.

Конкурс №2 «Чего не знаешь, того не разгадаешь?»
- Задачи бывают разные математические, физические, логические и конечно исторические, именно такие предлагаем решить вам. (Ведущий раздаёт карточки с задачами и даёт время на их осмысление и решение, попросив их предварительно прочесть вслух).
ПРОЧИТАЙТЕ ЗАДАЧИ ВСЛУХ ПО ОЧЕРЕДИ.
Требования к решению: правильность, доказательность, логичность.
Задача № 1. Княгиня Ольга то ли в 955, то ли в 957 годах отправляется в Константинополь. Для чего? Повесть Временных лет сообщает, что креститься, но обряд крещения можно было совершить в Киеве, для этого были все предпосылки: церковь Святого Ильи, да и византийские священники охотно откликнулись бы на просьбу Ольги и приехали на Русь. И тогда бы ей не пришлось совершать столь длительное и опасное путешествие в Византию. Почему Ольга отправилась в Византию?
- Целью визита Ольги являлась попытка установить династический брак (женить Святослава на дочери Константина VII Феодора). Предполагается, что Святослав даже был в составе делегации в возрасте 15 – 17 лет. Византийцы долго обдумывали предложение Ольги (или делали вид), затем вежливо отклонили его. Ольга уехала обиженной и оскорбленной. После этого события Святослав направил все силы на борьбу с Византией.
Задача № 2. В 980 году Владимир Святославович делает попытку приспособить языческих богов и верование к новым условиям государства и на этой основе проводит языческую реформу. В Киеве ставятся деревянные идолы шести богов во главе с Перуном, главным божеством, по мнению Владимира. Но эта реформа не прижилась. Почему? Ведь не новая незнакомая религия предлагалась славянам, а традиционная, можно сказать родная.
- Князь Владимир, возможно и не зная об этом, пытался повторить опыт римских императоров, которые наряду с итальянскими богами пытались узаконить и богов присоединенных провинций, но у них ничего не вышло. Не получилось и у князя Владимира. Потому что единому государству нужен бог объединяющий все племена (у каждого племени свои приоритеты). Такой религией стало христианство.

Задача № 3. Пётр I в своё царствие при назначении на высшие церковные посты в России осознано отдавал предпочтение священникам - малороссам (украинцам). Почему? Вспомните, как Пётр I относился к церкви и Европе?

- Пётр I мало доверял великороссам – архиереям, потому что они считали себя приверженцами старины, были противниками всего нового, особенно идущего с запада. А украинские священники были ближе к западу и лояльнее к власти.

Задача №4. Николай II, по мнению многих историков и современников, не был способен управлять государством: давка на Ходынском поле, позорно проигранная война с Японией, Первая мировая война, две революции, отречение от престола. Но, несмотря на все просчёты и причастность к гибели населения, пусть даже косвенную, русская православная церковь причислила его к лику святых, Почему?
-Николай – II причислен к лику святых, как страстотерпец, пострадавший за то, что не возглавил белое движение из – за нежелания проливать кровь ни в чём не повинных людей, которые могли пойти за ним на смерть.

Задача №5.Большевики, не были уверены в своей победе на выборах в Учредительное собрание, В. И. Ленин незадолго до Октября писал, что это собрание « будет не с нами». Однако официально продолжал выдвигать лозунгом революции «Мы за созыв Учредительного собрания!». Почему ленинцы не отказались от этого лозунга?
- Идея созыва Учредительного собрания была очень популярна в народе. Это хорошо знали большевики, поэтому заранее знали, что У.С. не будет новой формой власти, но продолжали демонстрировать свою демократичность.


Задача №6. В ходе столыпинской аграрной реформы многие крестьяне сопротивлялись её проведению, даже зажиточные крестьяне не стремились выйти из общины. Почему? Ведь община во многом им была не выгодна и связывала их по рукам и ногам.
- Потому, что такова была ментальность россиян, одним из факторов складывания которой являлась многовековая общинность. Кроме того, вышедший из общины крестьянин лишался прав на собственность общины и на её поддержку случае стихийного или какого – ни будь бедствия.

-Конкурс оценивается по пятибалльной системе.
Слово жюри.

Конкурс №3. «О ком идёт речь?».
- Мы с вами знаем, как велика роль выдающихся людей в истории любого государства. Сейчас по словесному описанию вы будите должны узнать выдающеюся личность русской истории. Кто быстрее догадается, поднимите руку.

При ней была отменена смертная казнь, на основе её указа помещики получили право ссылать крепостных на поселение Сибирь за «предерзостное состояние».
Другая императрица писала о ней: «Поистине нельзя было не поразиться её красотой и величественной осанкой».
Однажды, неудачно окрасив волосы, она вынуждена была сбрить их. Придворные дамы об этом знать не могли. Тогда царица издала указ, предписывавший всем фрейлинам обрить головы и надеть парики.
После её смерти осталось 15 тысяч новых платьев. (Елизавета Петровна)
По красоте его сравнивали с Иосифом, которого фараон поставил начальником над всею египетской страной. По силе – с ветхозаветным Самсоном, по уму – с царём Соломоном, по мужеству и военным доблестям – с древнеримским императором Веспассионом.
Выиграл две замечательные битвы. В честь одной получил прозвище. Навсегда остался в памяти народной. Канонизирован. Петр I повелел перенести его мощи из Владимира в Петербург, сделав его ангелом хранителем города и основав лавру его имени.
В его честь 1725 году учреждён орден в России, а в 1942 – в Советском Союзе. Умер на 43 году жизни. (Александр Невский).
Один из внуков Александра Невского. В борьбе с другими князьями не пренебрегал никакими средствами, раболепствовал перед монголами, задаривал жён ханов и вельмож.
Огнём и мечём, опустошал Тверское княжество. По его настоянию митрополит Феогност отлучил от церкви и проклял всех жителей Пскова. При нём митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву.
По версии Карамзина, своё прозвище получил в связи с тем, что всегда носил сумку с деньгами, одаривая нищих. В его правление началось возвышение Москвы. Со времени его правления, великое княжение на Руси становится наследственным правом московских князей из его династии. (Иван Калита)
Родился в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. По описанию жития, любовь к богу проявил ещё, будучи в утробе матери, на службе во время богослужения ребёночек в утробе матери запел, да так громко, что услышали окружающие.
Семья разорилась и переехала жить в Московское княжество. Основал пустынь на берегу реки Кончуры, которая в дальнейшем стала самым знаменитым и почитаемым в России монастырём.
Пользовался огромным авторитетом. По преданию, Дмитрий Иванович получил его благословение перед Куликовской битвой. Его ученики основали много знаменитых монастырей.
По словам церковных песнопений «Светильник многосветный Русской земли», её великий заступник, её «похвала миру благое украшение».В 1452 году причислен к лику святых. (Сергий Радонежский)
Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Был дважды, казалось смертельно, ранен. После второго исцеления его врач писал: «Проведение сохраняет этого человека для чего – то необыкновенного, потому, что он исцелился от двух ран, из которых каждая смертельна».
Имел почти все русские награды. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине, неоднократно сопровождал короля Швеции в поездках по России.
В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) в его честь был учреждён орден трёх степеней. (Фельдмаршал Кутузов М. И.)
Государственный деятель. Родился в семье крупного чиновника. Около 20 лет работал в частных железнодорожных обществах. Был министром путей сообщения, финансов, председателем Совета министров.
Под его руководством введена винная монополия, проведена успешная денежная реформа. Возглавлял делегацию на переговорах с Японией по итогам войны 1904 – 1905 гг. (С. Ю. Витте)
- Конкурс оценивается. Подводятся итоги.

Конкурс №4. «Восстановите порядок».
- На доске и на карточках у команд написаны слова, в которых перепутан порядок букв. Расставьте буквы по порядку и получите слова из петровской эпохи.
1. трукер (рекрут)
2. сабелясма (ассамблея)
3. яблатиа (баталия)
4. гилокилеи (коллегии)
5. пемияри (империя)
Объясните значение данных слов.

Конкурс №5. «Не нужен учёный, а нужен смышленый».
- разгадаем ребусы. Каждой команде даётся по ребусу и время на разгадывание.
1. Здесь зашифровано древнеславянское выражение, ставшее пословицей и обозначающее гибель кого – либо или чего-либо. (погибаша, аки обри)

2.В этом ребусе скрыто ставшее крылатым выражение, встречающееся в Ипатьевской летописи. (лучше лечь костьми на Родине, чем жить в почёте на чужбине).

3.Афоризм из Ипатьевской летописи. (не в силе бог, а в правде).

4.Афоризм из Ипатьевской летописи. (Не поморив пчёл, мёду не съесть).

Оценка конкурса.

Конкурс №6. «Домашнее задание».
-Заранее командам было дано творческое задание, придумать инсценировку на историческую тему. Выступление команд.

Жюри выставляет оценки конкурсантам.

Конкурс №7. «Знание + внимание».
Вариант - №1
Соотнесите имя с историческим прозвищем.
«Выборный всею землёю человек» а) Василий Шуйский
«Тушинский вор» б) Иван Болотников
«Полуцарь» в) Лжедмитрий – I
«Самозванец» г) Кузьма Минин
«Вор и заводчик всех злых дел» д) Лжедмитрий II
1 – г; 2 – д; 3 – а; 4 – в; 5 – б.
Вариант - №2
Соотнесите имя с историческим прозвищем.
«Тишайший» а) Владимир
«Блаженный» б) Фёдор Иванович
«Красное солнышко» в) Алексей
«Тёмный» г) Иван III
«Государь всея Руси» д) Василий
1 – в; 2 – б; 3 – а; 4 – д; 5 – г.
Вариант - №3
Соотнесите имя с историческим прозвищем.
«Грозные Очи» а) Михаил Фёдорович
«Боголюбский» б) Даниил
«Красный» в) Дмитрий
«Московский» г) Андрей
«Кроткий» д) Иван
1 – в; 2 – г; 3 – д; 4 – 6; 5 – а.
Вариант - №4
Соотнесите имя с историческим прозвищем.
«Косой» а) Всеволод
«Старицкий» б) Владимир
«Гордый» в) Александр
«Невский» г) Семён
«Большое гнездо» д) Василий
1 – д; 2 – б; 3 – г; 4 – в; в – а.
Вариант № 5
Соотнеси имя с историческим прозвищем.
Миротворец а) Александр- I
Освободитель б) Александр – II
Жандрам Европы в) Александр - III
Благословенный г) Николай- I
Великий д) Пётр - I
1 – в; 2 – в; 3 – г; 4 - б; 5 – д.

- Выставление баллов за конкурс.
Конкурс №8. «Точность вежливость не только королей».
1.Соотнесите даты и события исторического периода.
1605 - 1606 а) Освобождение Москвы от интервентов
1610 - 1613 б) Восстание под предводительством Хлопка
26 0ктября 1612 в) Правление Лжедмитрия I
1606 -1607 г) Семибоярщина
1607 -1610 д)Восстание под предводительством Болотникова
1606- 1610 е) Попытка Лжедмитрия II захватить власть
1603 ж) Правление Василия Шуйского
Ответы: 1 - в; 2- г; 3- а; 4- д; 5- е; 6- ж; 7- б.
2.Соотнесите даты и события исторического периода.
1727 - 1730 а) Правление Екатерины I
1725 -1727 б) Правление Петра II Алексеевича
1741- 1761 в) Правление Елизаветы Петровны
1730 - 1740 г) Правление Екатерины II
1756- 1763 д) Правление Петра III
1762- 1763 е) Семилетняя война
1762 - 1796 ж) Правление Анны Иоанновны
Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – ж; 5 – е; 6 – д; 7 – г.
3.Соотнесите даты и события исторического периода.
1662 а) Соляной бунт
1648 б) Медный бунт
1645 - 1676 в) Восстание С. Разина
1670 - 1671 г) Царствование Фёдора Алексеевича
1654 д) Воссоединение Украины с Россией
1649 е) Правление Алексея Михайловича Р.
1676 - 1782 ж) Принятие соборного Уложения
Ответы: 1 – б; 2 – а; 3 – е; 4 – в; 5 – д; 6 – ж; 7 – г.
4.Соотнесите даты и события исторического периода.
25 – 26 октября 1917 а) Вторая русская революция
1905 - 1907 б) Отречение Николая II от престола
2 марта 1917 в) Русско-японская война
Февраль – март 1917 г) Участие России в I мировой войне
6 – 7 января 1918 д) Разгон учредительного собрания
1914 - 1918 е) Первая русская революция
1904 - 1905 ж) Третья русская революция
Ответы: 1 – ж; 2 – е; 3 – б; 4 – а; 5 – д; 6 – г; 7 – в.
5.Соотнесите даты и события
1918 – 1921 а) Гражданская война
1922 б) НЭП
1918 – 1922 в) Политика военного коммунизма
1921 - 1928 г) Столыпинская реформа
1906 - 1911 д) Образование СССР
1928/ 1929 -1932/ 1933 е) Вторая мировая война
1939 – 1945 ж) Первая пятилетка
Ответы: 1 –в; 2 – д; 3 – а; 4 - б; 5 – г; 6 – ж; 7 – е;

Игра с болельщиками.
«Блюда русской кухни»
- Угадайте блюда русской кухни.1. Какой из напитков делается на отваре трав с добавлением мёда? (сбитень) 2. Какой привезённый напиток долгое время на Руси употреблялся лишь знатными людьми как лекарство? (чай) 3. Какой пищевой продукт на Руси перед попаданием на стол проходил следующий путь: сначала его доставали, затем наливали, кипятили, насыпали? (соль).4.
В одном из курганов славянского племени кривичей под Смоленском было найдено погребение воина и двух женщин. Среди вещей найденных ТВ кургане, на глиняном черепке была написана надпись «горунша». О каком продукте идёт речь? 5.Отрывок из воспоминаний об официальном приёме польского посольства великим князем Василием III, оставленных известным дипломатом Сигизмундом Герберштейном: « Меж тем, как все сели, государь позвал одного из своих служителей и дал ему .. со словами: «Дай графу Леонардо и Сигизмунду» Служитель по порядку поднёс тому и другому со словами «Граф Леонард, великий государь Василий, Божьей милостью царь и государь всея Руси и великий князь, являет тебе свою милость государеву. За подобную милость и почёт не надобно никакого другого ответа, кроме того, чтобы принять., положить его на стол и воздать благодарность государю наклонением головы. Этим самым государь выражает свою милость». О каком продукте идёт речь в воспоминании польского посла? (хлеб).

Конкурс №9 «Знаете ли вы эти слова?».
-Каждое время имеет свои приметы, в том числе и устоявшиеся выражения. Некоторые из них забываются, уходят из языка, другие меняют свой смысл, иные становятся крылатыми. Объясните смысл выражений петровской эпохи.
1. «Великое посольство». – поездка П I за границу 1697- 1698
2. «Матерь полтавской баталии»,- бой у Лесной
3. «Око государево», – должность обер - прокурора
4. «Дедушка русского флота», - ботик Петра
5. «Шведское озеро», - Балтийское море
6. «Потешные полки», - полки для детских забав
7. «Аптекарский огород», - ботанический сад

Конкурс №10 «Угадай чей портрет?».
- На интерактивной доски будут появляться портреты русских императоров и царей, вы должны угадать их по внешнему облику. Кто первым узнает -поднимайте руку. Портреты: Александра – I, Николая- II, Ивана Грозного, Анны Иоанновны, Екатерины-II, Екатерины-I, Александра-II, Николая – I, Елизаветы Петровны и др.

Конкурс оценивается жюри. Подведение итогов.

- ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! Наше соревнование закончено, сегодня мы вместе повторили пройденный исторический материал и надеюсь, что узнали новое и интересное. Хотя история хранит ещё очень много тайн. Попросим жюри подвести итоги викторины и распределить места.
Звучит туш, вручаются призы.
IV. Литература.
М. А. Субботина, И. Б. Горячева, Л. М. Добролюбова «Игры и занимательные задания по истории» - Дрофа, Москва 2003.
А. Т. Степанищев «300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней», - Дрофа, Москва 2002.
История - внеклассные мероприятия, - Волгоград 2005.
Приложение
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Названия конкурсов/№ групп
1 команда
2 команда


1.Конкурс красноречия.
5 баллов




2.Чего не знаешь, того не разгадаешь.




3. О ком идёт речь?
3 – 1 балл за каждое задание




4. Восстановим порядок.
Кто быстрее – 5,4,3,2,1 балл





5. Не нужен учёный, а нужен смышлёный.
Кто быстрее – 2 балла




6. Домашнее задание. От 1 до 5 баллов





7. Знание + внимание.
За правильный ответ 5 баллов




8. Точность - вежливость не только королей.
5 баллов




9. Знаете ли вы слова? 1 балл




10. Чей портрет?





ИТОГ













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Xђ Заголовок 115