Рабочая программа по внеурочной деятельности Я-гражданин России (5-6 классы)


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Бузаевка муниципального района Кинельский Самарской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ
С. Бузаевка__________И.А. Разоренова
«____»___________20____г. СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по учебно-
воспитательной работе
___________Н.Н. Михальченко
«____»_____________20____г. РАССМОТРЕНО
на заседании Методическогообъединения
_________/_______________/
«_____»_____________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
для 5- 6 классов
Автор - составитель:
Н.Н. Михальченко, учитель обществознания
высшей квалификационной категории
с. Бузаевка 2013г.
Пояснительная записка
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Актуальность проблемы патриотического воспитания учащихся продиктовано временем, запросами нынешних реалий, когда наблюдается глубокое противоречие между растущим в обществе интересом к сохранению, распространению и развитию национальной культуры и низким уровнем знаний культуры своего народа.
Чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны необходимо направить совместные усилия школы и семьи на формирование у детей школьного возраста патриотизма, гражданственности. Молодежь должна гордиться своей страной, ее народом, достижениями, должны стремиться сделать свою страну еще краше и богаче.
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа «Я – гражданин России» разработана для учащихся 5-6 классов, рассчитана на 2 года обучения и реализовывается в рамках внеурочной деятельности, 1 час в неделю.
Программа учитывает возрастные особенности учащихся, поэтому цели и задачи с каждым годом усложняются, а содержание расширяется и углубляется. Программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель: организация деятельности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников; создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
-формирование патриотизма, активной гражданской позиции, понимание прав и свобод личности;
-формирование представлений о малой и большой Родине, развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, освоение и развитие родного языка;
-формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
-формирование гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- семейной жизни;
-формирование творческих способностей, всестороннее развитие учащихся;
-формирование трудовой мотивации, приобретение основных навыков поведения в социуме.
формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех занятий кружка.
Программа включает в себя следующие направления:
« Я и моя семья» - семья – ячейка общества; формирование представления о семье, родословной семьи, семейных традициях и ценностях; воспитание уважения к старшему поколению.
«Я – часть общества»- воспитание толерантности, разумного альтруизма, эмпатии, милосердия по отношению к другим людям и национальностям и нетерпимого отношения к любым проявлениям экстремизма;
развитие потребностей в здоровом образе жизни; воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей.
« Я и моя Родина»- знакомство с символами Российской Федерации;
формирование потребности в изучении истории и культуры, фольклора и этнографии; воспитание патриотизма и интернационализма, уважительного отношения к Российской армии, национальным героям страны; формирование стремления к миру;
« Я – часть природы»- расширение представлений о богатстве родной природы; формирование потребности в исследовательской деятельности; привлечение учащихся к поисковой работе и волонтерскому движению; развитие желания участвовать в социально – значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды.
Формы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность и предусматривает большое разнообразие форм проведения занятий: сочинения, ролевые игры, театрализации, КТД, праздники, защита презентации, политинформация, диспуты, круглые столы, конкурсы, акции, экскурсии, часы общения, волонтерское движение и т.д. Предполагаемые результаты:
-сформированы представления о единстве семьи и школы, школы и родного края, города и республики, о единстве людей разных национальностей;
- ознакомлены с историей и традициями своей семьи, школы, Родины; ознакомлены с государственными символами РФ и РТ, знают названия главных городов России и Татарстана, названия столиц;
- учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- развита потребность учеников анализировать и оценивать собственное поведение; сформировано умение отличать хорошие поступки от плохих и истинные идеалы от ложных;
-сформировано сознательное отношение к сохранению собственного здоровья; усвоены правила безопасного поведения на дорогах и в общественных местах;
- учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста;
- накоплен личный опыт участия в благотворительных акциях, экологических инициативах, проектах.
Содержание программы:
5 класс
«Я и моя семья» (5 ч). Мамы всякие важны, мамы всякие нужны. Семейные ценности. Папа и сын. Мой дедушка на войне.
Задачи:
• расширение представления о семье, семейных ценностях;
•формирование представлений о профессиональной деятельности членов семьи;
• помощь в формировании взаимоотношений «отец-сын».
«Я – часть общества» (10 ч). Правила поведения в обществе. Кто такой «друг»? Как понять себя. Что значит быть здоровым. Добрые слова и добрые поступки. Разговор о жизни. Учение – свет.

Задачи:
• формирование норм поведения, необходимых учащимся в обществе; умения строить доброжелательные отношения со сверстниками;
• развитие потребности анализировать и оценивать собственное поведение, стремиться стать более грамотным и ответственным;
• развитие потребностей в здоровом образе жизни;
• воспитание доброты, толерантности.
«Я и моя Родина» (13 ч). Моя Родина – Россия и её символы. Заочное путешествие по Золотому кольцу России. Города и реки нашей Родины. День космонавтики. История Закамья. Мы – исследователи. Нурлатский район на карте Родины. Национальные татарские праздники. Акция «Доброе дело».
Задачи:
• знакомство с символами Российской Федерации;
• воспитание патриотизма и любви к своей Родине;
• знакомство с Золотым кольцом России, историей Закамья;
• развивать творческую активность при проведении праздников.
«Я – часть природы» (6ч). Богатства природы. Мои родные уголки природы. Красота берегов реки Черемшан. Птицы - наши друзья. Труд хлебороба.
Задачи:
• расширение представлений о богатстве родной природы;
• воспитание бережного отношения к водоемам;
• формирование потребности в исследовательской деятельности.
Формы работы: сюжетно – ролевые игры, театрализации, КТД, фольклорные праздники, защита презентации, практические занятия, кроссворды, круглые столы, конкурсы, беседы, акции, экскурсии, часы общения, КВН.
Предполагаемый результат деятельности:
• сформированы представления о символах Российской Федерации;
• расширены знания о богатствах родного края;
• сформировано желание участвовать в деятельности, направленной на улучшение окружающей среды;
• получат возможность участвовать в благотворительных акциях, исследовательской деятельности;
• будут созданы условия для саморазвития и реализации творческого потенциала личности;
• сформированы потребности в аккуратном содержании одежды, обуви, школьных принадлежностей, предметов обихода.
6 класс
«Я и моя семья» (4 ч). Мама и дочка, мама и папа. Творчество в семье. Преемственность поколений. Генеалогия – родословная семьи.
Задачи:
• формирование представлений о родословной семьи
•развитие потребностей в изучении традиций своей семьи
• помощь в формировании взаимоотношений «бабушка - мама-дочь».
«Я – часть общества» (10 ч). Законы дружбы. Поговорим о счастье. Профориентация. Изменишь себя – изменится мир. Толерантность. Понятия «терроризм» и «экстремизм». Мои знания - на пользу обществу. Взаимопонимание – залог успеха.
Задачи:
• воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей;
• познакомить с миром профессий;
• воспитание толерантности, разумного альтруизма, эмпатии, милосердия по отношению к другим людям и национальностям и нетерпимого отношения к любым проявлениям экстремизма;• формирование умения договариваться и отстаивать свои интересы через убеждение
«Я и моя Родина» (14 ч). Новые праздники нашей страны. Мужество и героизм в наше время. Герои рядом. Мы - будущие защитники Родины. Путешествуем по малой родине. Пасха. Народный фольклор. Мы против войны.
Задачи:
• формирование потребности в изучении истории и культуры, фольклора и этнографии;
• воспитание патриотизма и интернационализма; уважительного отношения к Российской армии, национальным героям страны;
• формирование стремления к миру;
• развивать творческую активность при проведении концертных программ в домах престарелых, в клубах ветеранов
«Я – часть природы» (6ч). Природа и поэзия. Проблемы загрязнения окружающей среды. Экскурсии: элеватор, река Большой Черемшан. Презентация «Люблю тебя, мой край родной»
Задачи:
• формировать умение видеть прекрасное вокруг, развитие способностей к художественно – творческому самовыражению;
• привлечение учащихся к поисковой работе и волонтерскому движению;
• развитие желания участвовать в социально – значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды;
Формы работы: сочинения, ролевые игры, театрализации, КТД, праздники, защита презентации, политинформация, диспуты, круглые столы, конкурсы, акции, экскурсии, часы общения, волонтерское движение.
Предполагаемый результат деятельности:
- сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
-сформированы представления о единстве семьи и школы, школы и родного края, города и республики, о единстве людей разных национальностей
- ознакомлены с историей и традициями своей семьи, школы, Родины; ознакомлены с государственными символами РФ и РТ, знают названия главных городов России, названия столиц субъектов РФ;
-сформировано умение видеть красоту родного края, желание о ней заботиться и изучать;
- сформированы представления о важнейших событиях в истории; воспитано чувство гордости за Отечество, за армию и защитников Родины;
- созданы условия для развития творческого потенциала и саморазвития личности;
- развита потребность учеников анализировать и оценивать собственное поведение; сформировано умение отличать хорошие поступки от плохих и истинные идеалы от ложных;
-сформировано сознательное отношение к сохранению собственного здоровья; усвоены правила безопасного поведения на дорогах и в общественных местах.
Календарно-тематический план
5 класс (34 часа)
№ Тема занятия Форма проведения Кол-во часов
Направление «Я и моя семья» 5 ч
1
2
3
4
5 Мама лучшая на свете.
Семейные посиделки.
А ну-ка, папы! А ну-ка, мальчики!
Мой дедушка – ветеран ВОВ.
Родителей не выбирают. Концертная программа
Фольклорный праздник
КВН
Защита презентаций
Час общения 1
1
1
1
1
Направление «Я – часть общества» 10ч
6
7-8
9
10
11
12
13
14
15 Самый умный.
Мир твоей души.
Путешествие в страну Здоровья.
Я иду в гости. Правила поведения.
Главные вопросы.
Быть хорошим нелегко.
Школа добрых дел.
Каждый человек уникален и ценен.
Поговорим о дружбе. Турнир знатоков
Час ролевых игр
Практическое занятие
Театрализация
Ролевая игра
Диспут
Час общения
Акция
Круглый стол 1
2
1
1
1
1
1
1
1
Направление «Я и моя Родина» 13ч
16-17
18
19
20
21
22
23-24
25
26
27-28 Золотое кольцо России.
Символы российских городов.
Защитники Родины.
Символы России.
День космонавтики.
Виртуальный музей.
Исследовательские работы «Мои земляки - герои войны».
Города и реки России.
Помоги ближнему. Кроссворд
Защита презентаций
Конкурс рисунков
КВН для мальчиков
Час общения
Час общения
Конкурс презентаций
Викторина
Акция 2
1
1
1
1
1
2
1
1
2
Направление «Я – часть природы» 6ч
29
30
31
32
33
34 Мой любимый уголок природы.
Как хлеб на стол пришёл.
Флора и фауна Самарской области.
Природные богатства нашего края.
Каждому скворцу скворечник.
Красота родного берега р. Кинель. КТД
Час общения
Турнир знатоков
КТД
Акция
Экскурсия 1
1
1
1
1
1
Календарно-тематический план
6 класс (34 часа)
№ Тема занятия Форма проведения Кол-во часов
Направление «Я и моя семья» 4 ч
1
2
3
4 Мама года.
Генеалогическое дерево.
Когда я стану мамой, папой.
За столом – бабушки и дедушки. Конкурс
Изготовление панно
Круглый стол
Праздник 1
1
1
1
Направление «Я – часть общества» 10ч
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 Законы дружбы.
Что такое счастье?
О дружбе, доброте, отзывчивости.
Школа вежливых наук.
У меня растут года, будет мне 17.
От самоуничтожения к самоутверждению.
Что? Где? Когда?
Терроризм и экстремизм.
Целый день – добрые дела.
Мы с тобой одной крови.
Диспут
Сочинение
Час общения
Ролевая игра
Час общения
Встреча с психологом
Интеллектуальная игра
Беседа
Акция
Час общения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Направление «Я и моя Родина» 14ч
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27-28 Горячие точки.
Праздник народного единства.
Героями славится Россия.
Пасха – христианский праздник.
Народная музыка.
Воины-афганцы.
Цветы ветеранам.
Песни о Родине.
Верно служу - ни о чем не тужу!
О чём рассказал орден?
Дорогие мои земляки…
Человек - звучит гордо!
Конституция – основной Закон.
Час общения
Час общения
Урок мужества
Театрализация
Час музыки и общения
Встреча
Акция
Конкурс
Час весёлых состязаний
Обсуждение фильма
Концертная программа
Диспут
Проект 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Направление «Я – часть природы» 6ч
29
30
31-32
33
34
С чего начинается Родина?
Природные фантазии.
Проблемы загрязнения окружающей среды.
Мы - за чистый берег Черемшана!
Люблю тебя мой край Самарский. Конкурс стихов
КТД
Диспут
Акция
Защита презентаций
Театрализация 1
1
2
1
1
Список литературы:
1.Буковская Г.В. Формирование экологической культуры школьников, М., Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2010
2. Гамаль Е.В. Герб, Флаг и Гимн России, Ростов на Дону «Феникс», 2011.
3. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. Примерные программы внеурочной деятельности. Основное образование.
4. Дик Н.Ф. Внеклассная работа в школе, Ростов – на – Дону Феникс, 2013.
5. Дереклеева Н.И. Педагогика, психология, управление, Москва «Вако», 2011.
6. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Гражданское и патриотическое воспитание, Москва «Вако», 2012.
7. Игонина Г.С., Горелова Н.А. Наша Родина – Россия, Москва «Просвещение», 2013
8. Кулинич Г.Г. Мозаика детского творчества, Москва «Вако», 2010.
9. Ромашкова Е.И. С новым учебным годом (модели досуга в школе) Москва «ТЦ Сфера», 2011.
10.Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний, Москва «ТЦ Сфера», 2012.
11. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Мозаика детского творчества, Москва «Вако», 2011.
12. Чудакова Н.В. Праздники для детей и взрослых. М., 2012.
Интернет-ресурсы
http://www.proshkolu.ruhttp:// www. pedsovet.orghttp:/ /www. metodsovetedu.tatar ru