Рабочая программа по внеурочной деятельности Я-гражданин России (4 класс)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию разработана в соответствии с Законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Общая характеристика деятельности
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Формы организации внеурочной деятельности – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия:
Творческие конкурсы
Выставки декоративно-прикладного искусства
Коллективные творческие дела
Соревнования
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
Программа “Я – гражданин России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи: -формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи: -формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи: -воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи: - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи: - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи: - воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Программа рассчитана на 68 ч в год, с проведением занятий 2 раза в неделю. Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Ценностные установки:
-любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
-долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
-родная земля, заповедная природа, планета Земля;
-красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
Личностные и метапредметные результаты
Ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
Обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
В результате реализации программы ожидается:
развитие творческих способностей;
осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:
доброжелательный; порядочный; самодисциплинированный; уверенный;
терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям); внимательный к сверстникам;
аккуратный; уважительный; любящий; интеллектуальный; здоровый;
общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный;
трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др.В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.
Содержание курса
Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -28, практических -40ч.
1.“Я и я”(13ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».
Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.
2.“Я и семья”(10ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.
Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки.
3.“Я и культура”(9ч) – формирование отношения к искусству.
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.
Конкурс на лучший рецепт блинов.
4.“Я и школа”(11ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Продолжаем изучать Школьный Устав.
Школьный двор. Десант чистоты и порядка.
Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.
Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(13ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.
От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.
Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.
О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.
Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(12ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Краеведение.
Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.
Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.
Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.
Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.
Изготовление кормушек, поделок. Конкурс экологических сказок, стихов.
Тематическое планирование
№
Тема занятия
Время проведения
1
Моя семья – моя радость.
Сентябрь
2
Правила поведения в школе. Урок – игра.
Сентябрь
3
Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.
Сентябрь
4
История моего города. Экскурсия в музей.
Сентябрь
5
Законы жизни в классе. Урок – игра.
Сентябрь
6
Фотографии из семейного альбома. Презентация.
Сентябрь
7
Маленькая страна. Экологическая акция.
Сентябрь
8
Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков.
Сентябрь
9
Они защищают Родину. Конкурс стихотворений.
Октябрь
10
Проект. Правила поведения в школе.
Октябрь
11
Проект. Законы класса.
Октябрь
12
Проект. Моя семья.
Октябрь
13
Проект. Экология Земли.
Октябрь
14
Практическое занятие. Мы против вредных привычек.
Октябрь
15
Проект. Моя Родина.
Октябрь
16
Самый красивый школьный двор. Акция.
Октябрь
17
С чего начинается Родина? КВН
Ноябрь
18
Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг).
Ноябрь
19
Обязанности ученика в школе. Беседа.
Ноябрь
20
Осень в родном городе. Фотоконкурс.
Ноябрь
21
Подумай о других. Беседа с элементами игры.
Ноябрь
22
Я – ученик. Беседа с творческим заданием.
Ноябрь
23
Родной край в древности. Экскурсия в музей.
Ноябрь
24
Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.
Декабрь
25
Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.
Декабрь
26
Моя любимая мамочка. Презентация.
Декабрь
27
Школьная символика (герб, флаг)
Декабрь
28
Мой любимый город. Беседа.
Декабрь
29
Наш город. Конкурс визиток.
Декабрь
30
О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.
Декабрь
31
Самый уютный класс. Конкурс.
Декабрь
32
Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие.
Декабрь
33
Экология нашего города. Беседа.
Январь
34
День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.
Январь
35
Мы и наши права. Урок – игра.
Январь
36
Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.
Январь
37
Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.
Январь
38
По каким правилам мы живем в школе? Игра.
Январь
39
Урок милосердия и доброты.
Февраль
40
Знакомства с символами Российского государства.
Февраль
41
Мой класс – моя семья. Беседа.
Февраль
42
Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе.
Февраль
43
Ты и твои друзья. Игра.
Февраль
44
В гостях у предков. Сказочный марафон.
Февраль
45
Откуда я родом. Архивные раскопки.
Март
46
Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала.
Март
47
Загляните в мамины глаза. Праздник
Март
48
Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма.
Март
49
Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок.
Март
50
Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел.
Апрель
51
Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час.
Апрель
52
Мы все такие разные. Конкурс рисунков.
Апрель
53
Почему меня так назвали. Презентация.
Апрель
54
Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.
Апрель
55
Пожилые люди – мудрые люди. Выставка.
Апрель
56
Город, в котором я живу. Посещение музея.
Апрель
57
Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием.
Апрель
59
Флаги России. Беседа с творческим заданием.
Май
60
Богатыри земли Русской. Урок – вернисаж.
Май
61
Там, где погиб неизвестный солдат. Выставка рисунков.
Май
62
Символы нашего края.
Май
63
Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети».
Май
64
От вершины к корням. Из истории появления законов.
Май
65
Я горжусь своей страной. Презентация.
Май
Резерв-3ч
Описание материально – технического обеспечения
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовская, З.В. В стране экологических загадок – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.
9. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
10. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки М.: Просвещение, 1990.
11. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
12. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
13 PAGE 14215
15