«Фонетика как раздел русского языка». 6-7 классы
Магомадова Сацита Лечиевна
Модульные уроки по русскому языку с рейтинговой системой контроля знаний
Разделы: Преподавание русского языка | Общепедагогические технологии
Тема: Фонетика как раздел русского языка.
УЭ – 1 / 1 мин.
Интегрирующая цель:
Расширить знание о звуках речи.
Количество гласных и согласных звуков.
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Оборудование:
учебник русского языка, рабочие тетради, технологические карточки.
Входной контроль 3 мин.
Цель: Определить исходный уровень знаний о звуках речи.
Запишите в тетради дату, название темы и цель урока.
Повторение предыдущего материала (устная беседа).
Задание №1.
Сколько гласных звуков в русском языке?
Сколько согласных звуков в русском языке?
Назовите гласные звуки.
Назовите сонорные звуки.
Назовите парные согласные звуки по звонкости и глухости.
Назовите звуки, которые всегда бывают мягкими.
Назовите звуки, которые всегда бывают глухими.
Назовите звуки, которые всегда бывают твердыми.
Назовите шипящие звуки.
За каждый полный и правильный ответ 1 балл.
Задание №2. Запишите номера правильных суждений.
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в начале слова.
Буква ю дает звук [а].
Звуки [ж] [ш ] могут быть мягкими.
Звук произносим, букву пишем.
За каждый полный и правильный ответ 1 балл.
УЭ-2 / 8 мин.
Цель: Закрепить знания, полученные по звукам речи.
Задание №1: Сосчитайте количество глухих согласных звуков, которые есть в загадке: Чашечка горошку рассыпана на дорожку.
Задание №2: Определите количество звонких согласных звуков в поговорке: Без копейки рубля нет.
Какие слова получатся, если заменить в них глухие согласные парными звонкими?
Задание №3: Кора, слой, шар, толк, сверь.
За каждый полный и правильный ответ 2 балл.
УЭ-3 / 10 мин
Цель: проверить смекалку учащихся.
Задание №1: Отгадайте, о каком звуке идет речь в стихотворении:
Один, в кромешной темноте,
Согласный звук бредет.
Другие рядом, но – не те.
Все дальше он идет.
Его ты выведешь на свет,
Когда поймешь, в чем тут секрет.
Задание №2: Попробуйте догадаться, кто герои басни А. Сумарокова, если они произносят такую фразу:
О как, о как нам к вам, к вам, боги, не гласить!
Задание №3: Решите пропорцию:
[в] = [з,]
[ф] [?]
Я ?А = О
За каждый полный и правильный ответ 3 балл.
УЭ-4 / 6 мин.
Цель: Проверить правило написания буквосочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ.
Задание №1: Добавьте однокоренные слова и запишите их, как указано в образцах:
Кость – о косточке , трость, горсть, весть.
Рука – ручка , река, ночь.
Начинать – начну , уточнить, улучшить, кончить.
Бетон – о бетонщике , камень, барабан, бакен.
Винт – о винтике , бант, бинт, куст, зонт.
Печь – о печнике , помощь.
Задание №2: Запишите слова тремя группами: 1) с ь для обозначения мягкости согласного; 2) с ь в неопределенной форме глагола; 3) с разделительным ь.
Затишье, тоньше, вьётся, косьба, соловьиный, деньги, сыновья, молотьба, ручьи, беречься, пью, сельдь, перья, меньше, зажечь, серьёзный, просьба, письменный, помощью, вскользь.
За каждый правильный и полный ответ 1 балл.
УЭ-5 / 7 мин
Цель: Закрепить знания учащихся о разделе русского языка.
Задание №1: Отредактируйте затранскрибированный текст:
[ж и л и б и л и д э в я т с о г л а с н ы х з в у к о в о н и б и л и н е т а к и е к а к в с е к а ж д о е у т р о о н и вы х о д и л и н а б е р е г м о р я и п ы т а л и с п е т]
За каждый полный и правильный ответ 6 баллов.
УЭ-6 Домашнее задание и подведение итогов урока / 2 мин.
Параграф 49-62 и творческое задание:
Многие люди, когда закрывают глаза, «видят» гласные буквы цветными. Попробуйте «увидеть» с закрытыми глазами буквы А, О, У, И, Ы, Э. Для этого произнесите вслух звуки, которые обозначаются этими буквами. Нарисуйте эти буквы на альбомных листах цветными карандашами.
УЭ-7 Рефлексия 3 мин.
Какое значение для тебя лично имеют знания, полученные сегодня на уроке?
Как ты усвоил материал?
Получил ли ты прочные знания или нет?
С интересом ли ты работал или нет?
Нравится ли тебе работать с модулями?
Где ты допустил ошибки?
Удовлетворен ли ты своей работой?
Была ли работа вялой, неинтересной?
Понравился ли тебе урок или нет?
Если вы заработали:
68-51 баллов оценка «5»
50-45 баллов оценка «4»
44-39 баллов оценка «3»
38-33 баллов оценка «2»
Если у Вас менее 33 баллов не отчаивайтесь и изучите еще раз материал.