Традиции подготовки и проведения родительских собраний в школе.
Традиции подготовки и проведения родительских собраний в школе.
Плох тот воспитатель детей, который не
помнит своего детства.
Эбнер Эшенбах.
Классное родительское собрание – это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса. Но часто можно наблюдать такую картину, когда на родительском собрании в классе присутствуют 5 – 6 родителей с тревожно – отсутствующим взглядом, которые обреченно ждут своей участи, а педагог с удовольствием констатирует негативные факты из жизни детского коллектива. Это приводит к тому, что уже в начальной школе родители испытывают чувство тревожного ожидания перед посещением родительского собрания, а на средней ступени обучения просто перестают на него ходить.
Как сделать так, чтобы собрание было родителям интересно и полезно, носило познавательный и просвещенческий характер? Этого можно достигнуть, если уже с самого начала работы с классом педагог будет формировать традиции проведения родительских собраний, о которых уже упоминалось выше.
Традиции подготовки и проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными. Они должны способствовать формированию культуры быть родителем, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать различные ситуации в воспитании собственных детей.
Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по – разному: типографический вариант, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи.
В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, примерные временные рамки собрания, контактный номер телефона, по которому можно позвонить и узнать информацию о собрании. Прочитав эти сроки, кто – то может сказать, что подготовка такого приглашения отнимает много времени. Однако именно такой подход к организации системы в работе с родителями поможет формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркнет значительность встреч учителя с родителями, будет стимулировать их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.
Такие приглашения собираются из года в год в архиве и могут украсить любой праздник, особенно финал учебного года или окончания школы.
Хорошей традицией родительских собраний, которая может существовать в течение всего времени обучения ребенка в средней школе, является ведение родительских дневников. Родительский дневник – это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. Дневник ведет каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям предметникам и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Родители это делают с большим удовольствием, если классный руководитель объяснил им важность и значительность для своей работы родительских рекомендаций.
На первой странице дневника родители фиксируют рост, вес своего ребенка при поступлении в первый класс; его интересы и увлечения. Любимые книжки, песенки; положительные качества характера; любимые игры и словечки на протяжении обучения в разных классах.
Вторая страница дневника посвящена размышлениям родителей о будущего своего ребенка: каким они хотят виде, что хотят в нем развить, что ему пожелать. Здесь же родители указывают фамилии людей, наиболее авторитетных и значимых в жизни ребенка. Иногда такие данные помогают решать многие проблемы, с которыми приходиться сталкиваться классному руководителю в воспитании детей.
Последующие страницы родительского дневника могут быть посвящены содержанию родительских собраний: к примеру, страницы «Народная мудрость о воспитании»,« Азбука педагогики» и другие. Вполне уместно и просто необходимо знакомить родителей с методами воспитания на примере художественной литературы, с воспитательными системами известных исторических и литературных персонажей. Азбука педагогики - это работа с родителями над их педагогическим и психологическим словарем. Что означает то или иное слово или термин, название и понятие – все это можно успешно анализировать в ходе родительского собрания.
Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания – страничка Радости. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице педагог фиксирует достижения ребенка, связанные с его обучением и воспитанием. Каждое родительское собрание начинается с того, что родители получают страничку Радости, вкладывает ее в дневник и в течение всего родительского собрания работают с ней. Классный руководитель напоминает родителям внимательно прочесть записи на страничке Радости и задать волнующие вопросы в ходе собрания или в конце его.
Страничка Радости помогает родителям больше узнать об их детях, обращает внимание семьи нате моменты, которые родители, может быть, пропустили в силу собственной занятости или невнимательности, фиксирует достижения ребенка, которые формируются в семье и проявляются в детском коллективе.
Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность. Спустя годы такой родительский дневник может стать семейной реликвией и еще долго служить в семье своеобразным педагогическим пособием по воспитанию детей.
Интересной традицией родительских собраний может стать рубрика «Зеленая лампа». С помощью этой рубрики проигрываются различные проблемные ситуации из жизни класса, школы и отдельных учащихся. Имена учащихся не называются, ситуации несколько изменяются, родителям предлагается найти оптимальный вариант решения трудной житейской задачи.
Традиции родительских собраний могут быть самыми разнообразными, но главное в них – формирование культуры человеческого общения, создание такой атмосферы, при которой хотелось бы открыто говорить о своих радостях и бедах, чувствуя доброжелательность и поддержку собеседников. Такая атмосфера на пустом месте не появится. Классный руководитель должен учить этому родительский коллектив на собственном примере.
Родительский комитет вместе с классный руководителем готовит традиционные поздравления родителям учащихся к юбилейным датам и вручает их на родительском собрании или отправляет по почте. Уместно поздравить родителей с теми достижениями, которые произошли в их карьере, в работе. Для родителей это не только приятная неожиданность, но и формирование убеждения в том, что рядом с их ребенком неравнодушный взрослый, который делает их жизнь и жизнь ребенка богаче и добрее.
Хорошей традицией родительского собрания является его рефлексия. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это высказывания родителей, выпуск «молнии», оформление коллажа, интервью и т.д.
К конце учебного года итоговое родительское собрание может заканчиваться тоже по – разному. Традиционными становятся фотографии на память всем составом родителей, награждение родителей – активистов и помощников классного руководителя и школы, создание классной книги почета, в которую ежегодно торжественно вносятся фамилии родителей, без помощи которых жизнь в классе была бы скучной и неинтересной.
Все перечисленные традиции родительского собрания приживутся только в том коллективе, где в них заинтересованы взрослые. А заинтересованными они станут тогда, когда увидят заинтересованность самого педагога.
В дневник классного руководителя
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
Тема собрания должна быть актуальной.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями, давать им возможность высказывать свое мнение и точку зрения в ходе родительского собрания, а не после него.
Родительское собрание не должно быть длительным по времени. Главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность.
Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку (новые кружки и секции в школе, клубы; детские общественные объединения и организации, службы и т.д).
В ходе собрания классный руководитель должен строго учитывать присутствие родителей на собрании, выяснить причины отсутствия отдельных родителей.
Если каждый классный руководитель заранее оповещен об отсутствии родителей на собрании, он должен сразу определить с ними строки индивидуальной встречи, не дожидаясь следующего собрания.
Готовясь к родительскому собранию, классный руководитель должен составлять его программу и перечень вопросов для обсуждения. Это поможет избежать лишних вопросов со стороны родителей и сэкономит время собрания для освещения более важных тем.
Текущими вопросами родительского собрания могут быть: - внешний вид учащихся, обучение ребенка в семье соблюдению санитарно – гигиенических норм;
- вопросы питания учащихся;
- вопросы оказания материальной помощи учащимися класса;
- вопросы организации копилки класса;
- вопросы функционирования кружков и секций на платной основе;
- вопросы отношения родителей к пропускам уроков учащимися по уважительной причине и без нее;
- ведение учащимися тетрадей и дневников;
- состояние школьных учебников;
Вопросы отношения родителей к участию детей во внеклассных мероприятиях.
Помните, положительный итог каждого собрания является благоприятной основой будущего собрания.
Литература
1.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М., «ВАКО»., 2006
15