Реферат.Методика подготовки и проведения родительских собраний в школе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №4



Реферат.
Методика подготовки и проведения родительских собраний в школе.





Выполнила
Учитель русского языка и литературы
Дьяконова И.Н.

















Содержание:


Введение.
Родительское собрание как важнейшая форма обучения и воспитания. Актуальность темы.

Методика и организация проведения родительских собраний.

Цель проведения родительских собраний. Нормативные документы.
Виды и формы собраний.
Формы и методы проведения родительских собраний.
Подготовка и тематика.
Подведение итогов родительских собраний.


Заключение.
Тесный контакт с родителями - залог успешного воспитания достойного гражданина.


Введение

Педагоги знают, что работа с учащимися требует от классного руководителя как определенных умений, так и больших усилий, которые помогут достичь положительного результата по формированию коллектива класса.

Воспитание - это целенаправленный и сознательно организованный процесс социализации личности, который включает в себя овладение школьниками опытом в различных отраслях знаний и формирование социальных и духовных отношений как важнейших компонентов личностного развития человека.
Как сделать этот процесс наиболее эффективным?
Как привлечь к этому процессу сегодняшних родителей, которые, к сожалению, зачастую отходят от проблем обучения и воспитания?

Думаю, что продуманный подход к организации системы работы с родителями позволит не только повысить интерес к проблемам воспитания и обучения детей, но и сформировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркнет значимость встреч учителя с родителями, будет стимулировать их интерес к школе вообще.

Не секрет, что именно классное родительское собрание – наиболее эффективная форма одновременного воздействия с коллективом родителей всего класса.
Как сделать так, чтобы родительское собрание было интересно и полезно, носило познавательный характер и формировало стойкий интерес к проблемам педагогики, психологии, помогало преодолевать проблемные ситуации в воспитании детей?
Иными словами, каким должно быть родительское собрание?


Методика и организация проведения родительских собраний
Цель проведения родительских собраний. Нормативные документы.
Целью родительских собраний является:

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса.
Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по вопросам воспитания ребенка в семье и школе.
Содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение родителей в жизнедеятельность класса.
Выработка единых требований к воспитанию детей в семье и школе.

Нормативными документами по данному вопросу являются:
Закон об образовании РФ, Ставропольского края;
Конвенция о правах ребенка;
120 федеральный закон о безнадзорности детей;
Положение об общешкольном и классном родительском комитете;
План воспитательной работы школьных и классных родительских собраний:
Протоколы школьных и классных родительских собраний.

Следовательно, работа классного руководителя с родителями детского коллектива регламентируется на основании нормативно – правовых актов РФ, Ставропольского края, школы.

Виды и формы родительских собраний.
Виды:
Организационные, установочные, направленные на ознакомление с изменениями жизнедеятельности класса;
Внеплановые, посвященные чрезвычайным ситуациям, требующие коллективного совета взрослых людей;
Совместные с учениками и родителями;
Отчетные;
Тематические и информационно – просветительные;
Дифференцированные (специально приглашенная группа родителей).

Общешкольное родительское собрание проводится 1 – 2 раза в год. Основной целью его является знакомство родителей с целями и задачами работы школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями и итогами работы учебного заведения, отчет о работе общешкольного родительского комитета.
Классное родительское собрание проводится 4 – 5 раз в учебном году. На них обсуждаются задачи учебно – воспитательного процесса в классе, определяются вопросы сотрудничества родителей, подводятся итоги выполненной работы, заслушиваются рекомендации школьного психолога, отчеты о работе классного родительского комитета, отчеты слушателей родительского лектория.

Формы и методы проведения родительских собраний.
Формы:
Мастерская.
Педагогическая дискуссия.
Деловая игра.
Консультация.
Конкурс.
Практикум.
Конференция.
Праздник и день рождения.
Методы.
Словесные:
Беседа;
Рассказ.
Иллюстративные:
Работа с таблицами;
Демонстрация слайдов;
Показ диафильмов;
Просмотр учебных кинофильмов.
Практические:
Работа с тестами;
Тренинги.

Подготовка и тематика.
Подготовка родительского собрания начинается с определения его тематики и приглашения учителей – предметников, если в тематику этого собрания входит обсуждение учебных достижений. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса (с самого начала необходимо предупредить родителей, что на их индивидуальные вопросы ответы могут быть получены в ходе персональных встреч). Учитель должен благожелательно слушать, мысленно вживаясь в каждую точку зрения участников родительского собрания, углублять важные оттенки мыслей родителей, прояснять разные точки зрения, открывать возможности подхода обсуждаемого вопроса с разных сторон. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют тематику и методику проведения родительского собрания.
Психолого – педагогическое просвещение. Это может быть часть родительского собрания, на котором школьный психолог затрагивает важные вопросы психологического и социального развития детей, дает общие рекомендации, предлагает консультации определенным родителям.
В практику работы нашей гимназии вошло проведение собрания отцов, на котором обобщается опыт семейного воспитания со стороны отцов. К этому собранию готовятся газеты, обобщаются анкеты «Отец в моей жизни».Последнее собрание было приурочено к открытию в феврале 2014 г. форума отцов, организованного епархиальным общественным движением «Родительское собрание». В Спасском кафедральном соборе собрались священнослужители, педагогические работники вузов, учителя образовательных школ, воскресных заведений, представители казачества.
Проблема значения мужского воспитания в жизни детей, важности роли отцов в процессе обучения и воспитания, участие мужчин – отцов в жизни школы и детской воскресной школы звучала на форуме отцов и на собрании отцов нашей гимназии. Живую дискуссию вызвало предложение открыть кризисный центр для мужчин и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Как правило, классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, продумывает его сценарий, обговаривает основные тезисы, приглашает необходимых специалистов. Это могут быть учителя - предметники, социальный педагог, школьный психолог.
Особое внимание уделяется подготовке и проведению торжественных родительских собраний. К примеру, совместное родительское собрание с учащимися класса, на котором чествуют дедушек, бабушек, участников Великой отечественной войны.
К этому собранию целесообразно подготовить семейные альбомы «Мы память чтим», газеты, рисунки, сочинения. Пусть каждая семья представит что – то свое, памятное и интересное. Пусть приобщение к истокам подвига заставит и детей, и родителей задуматься об отношении к старшему поколению, к тем, кто когда – то спас нас от фашизма.
Глубоко убеждена, что только совместная работа классного наставника и родительской общественности способствует проведению эффективных родительских собраний. Эту точку зрения разделяют со мной и родители.

Подведение итогов.
Подведение итогов родительского собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны стать персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т.д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег – педагогов.

















Заключение.
Любой родитель по совету классного руководителя использует накопленную информацию, полученную на родительских собраниях, конференциях, индивидуальных беседах с классным наставником, в процессе общения с детьми. И здесь напрашивается главный вывод: воспитание достойного гражданина в современном обществе может быть обеспеченно лишь при самом тесном контакте с родительской общественностью.
Умение заинтересовать родителей, вовлечь их в проведение классных мероприятий способствует тому, что большинство мам и пап нашей гимназии с удовольствием идут в школу, не испытывая чувства тревожного ожидания перед встречей с учителями – предметниками или посещением родительского собрания.
Они знают, что классный руководитель перед встречей с ними оставит за дверью плохое настроение, будет предельно корректен и тактичен, не забудет похвалить их детей за самые, казалось бы, незначительные достижения (ведь в воспитании мелочей не бывает), а еще обязательно постарается решить возникшие трудности и проблемы.
Каждый педагог нашего учебного заведения искренне стремится дать понять родителям, что здесь их не судят, а стараются помочь, что у нас общие задачи, а, следовательно, для эффективного обучения и воспитания детей мы должны сотрудничать и понимать друг друга.
Обобщая сказанное, хочется отметить, что МБОУ гимназия №4 г.Пятигорска, где я работаю, по итогам 2013 года вошла в список 100 лучших гимназий России.
Список литературы:

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993.
Гин А. Приемы педагогической техники. М.: Вита – Пресс, 2002.
Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. М.: Вако, 2011.
Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.
Газета «Пятигорский городовой» №8 от 26.02.2014.







Пятигорск, 2014