Методическая разработка – конспект педагогического совета на тему «Система оценки результатов обучающихся в условиях введения ФГОС»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Никольского

заместитель по учебно-воспитательной работе
Маркова Ольга Ивановна






Тематический педсовет

«Система оценки результатов обучающихся в условиях введения ФГОС»








Тематический педсовет
«Система оценки результатов обучающихся в условиях введения ФГОС»
Цель: совершенствование системы оценки образовательных достижений обучающихся.
План педагогического совета:
Вступление. Общий обзор изменений в системе оценке.
Практическая работа «Разбор ситуаций»
Представление опыта работы.
Практическая часть. Упражнение «Словесное оценивание ученика».
Подведение итогов.
Решение педагогического совета.

Вступление. Общий обзор изменений в системе оценке.
Уважаемые педагоги! Тема нашего педагогического совета «Система оценки результатов обучающихся в условиях введения ФГОС».
Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные отметки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, ведь у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения, да и содержание образовательных программ усложняется, уровень компетентностных требований по всем предметам повышается от класса к классу.
-В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся 'понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы. В практике работы школы используются отметки и оценки.
«Оценка» - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика). Оценка предшествует отметке.
Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки.
-А можно ли научить не оценивая?
«Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись»
(В.А. Сухомлинский)
«Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения косвенными, а с другой - насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Вот это-та радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок»

(Ш.А. Амонашвили)
-Таков разброс мнений о школьной оценке в психолого-педагогической науке.

-А, каково ваше мнение? (высказывания по кругу, ведущий передает фигурку ученика (нарисованную) и отвечает тот, кому перешла фигурка).
-Спасибо. Даже маленьким детям полезна оценка – в виде подкрепления (поощрения) верного поведения и наказания за неверное. Овладеть же серьезными навыками, не получая регулярной информации о том, как идет процесс обучения, практически невозможно. Поэтому, составляя календарно-тематические и поурочные планы, мы с вами проектируем не только содержание учебного материала, методы и средства обучения, но и контрольно-оценочный компонент с указанием времени и форм контроля и оценки, уточнением того, какие качества знаний учащихся будут подвергаться контролю и оценке.
- Мы сегодня попробуем разобраться, как влияет оценка знаний на результат обучения.
Внутренняя оценка  это оценка самой школы (ребенка, учителя, школьного психолога, администрации и т. д.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся, в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
Внешняя оценка  оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. (ГИА, мониторинги)
В соответствии с ФГОС ООО и НОО основным объектом системы оценки результатов образования выступают требования Стандарта, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Для оценки результатов применяется принцип критериального оценивания, предполагающий предъявление учителем к каждой работе (до её выполнения учеником) критериев оценки, отражающих цели учебного задания.
Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Диагностика результатов личностного развития проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). Предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ. Оценка может проводиться в ходе различных процедур (проверочные работы по предметам или комплексные работы на межпредметной основе). Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов ООО является защита итогового индивидуального проекта.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Оценка достижения этих результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Формы и методы контроля школы
Урочная деятельность
Промежуточная аттестация – это все виды аттестации обучающихся во всех классах, кроме государственной итоговой аттестации (ГИА).
Промежуточная аттестация подразделяется на:
годовую;
четвертную и полугодовую;
текущую.
Годовая промежуточная аттестация обуч-ся 1-го класса проводится на основе контрольных диагностических работ.
Формы контроля:
устная проверка (устный ответ на вопросы в форме рассказа, беседы, собеседования, зачет, проверка техники чтения и др.);
письменная проверка (домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и др.);
комбинированная проверка (сочетание письменных и устных форм).
Внеурочная деятельность:
участие в выставках, конкурсах, соревнованиях;
активность в проектах и программах;
творческий отчет и др.

-Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития.
-Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
-Инструментом для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений ученика служит портфель достижений.
Портфель достижений – это специально организованная подборка работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях.
В портфель достижений учеников начальной школы  включаются следующие материалы.
Выборки детских работ формальных и творческих;
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.);
Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
  Практическая работа «Разбор ситуаций»
Ответу по кругу.
Ситуация 1
Учитель проходит по рядам, пока ученики «изучают» свои самостоятельные работы. Один из учеников закричал: «Почему у меня «3», а у Вани «4», а все сделано одинаково?», и учитель убеждается, что «да, одинаково».
Как вы поступите в данной ситуации?
-О возможности ошибиться учитель должен помнить. Это необходимо довести до сведения обуч-ся. Каждый (учитель и ученик) имеют право на ошибку, право на взаимоконтроль и право на исправление, пока идет обучение. После того, как справедливость отметки перестает вызывать у ученика сомнение, отметки выставляются в журнал (затрачивается 20 секунд – по секунде на фамилию). Вся работа над ошибками займет 5-10 минут, но зато каких! Все в деле! При такой демократической системе раздачи проверочных работ возникает возможность вызвать интерес к работе над ошибками и усилить обучающий эффект контроля. Обучающий эффект самопроверки «по горячим следам», пока все живо, интересно более высок по сравнению с сообщением результатов, отодвинутых во времени, когда ученик успеет отвлечься другими событиями, позабудутся конкретные вопросы и сложности, с которыми он столкнулся на контроле. (выдать образец правильного выполнения и др.)
Кстати, в школьном положении о промежуточной аттестации отмечено, что в ходе текущего контроля педагог не может оценить работу ученика оценкой «2» при выполнении самостоятельной работы обучающего характера. Пометка-провокация (когда учитель умышленно допустил ошибку) один из дидактических приемов, воспитывающим важнейшие качество личности - умение отстаивать свою точку зрения.

Ситуация 2
После ответа ученика учитель говорит: «А теперь оцени свой ответ».
Ученик: «У меня было такое-то задание. Я справился с ним полностью – вот на доске все изложено. И справился без ошибок и самостоятельно. Думаю мое решение достойно «пятерки»
Учитель: «Нет, я не согласен – за такое решение не более «четверки». Садись».

Прокомментируйте действия учителя.

-На практике мы наблюдаем следующую картину: учителя не комментируют отметку, либо в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Это не верно. Более того, комментарии часто носят краткий, свернутый характер.
Ведь смысл комментирования отметок, а если быть точным - оценочных суждений учителя, заключается:
во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика,
во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним,
в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.
Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Учащиеся параллельно с учителем ведут оценку своих знаний, и очень часто собственная оценка и оценка учителя не совпадают. Примечательно, что чем хуже учится ученик, тем реже он соглашается с учительской оценкой. Несовпадение собственной оценки с учительской у средне- и слабоуспевающих учащихся говорит о неадекватности их самооценки, завышенном представлении о собственных познавательных возможностях. Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому или к открытому конфликту, в ходе которого учащиеся оспаривают справедливость отметки.

Ситуация 3
Объявление учителя: «Я смотрю, как вы подготовились к уроку – кто забыл принести линейку, сразу ставлю «два». А ты, Никитин, сегодня получишь за вчерашнее поведение».
Прокомментируйте действия учителя.

-Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. Оценка не должна быть орудием мщения за любые ученические прегрешения. Разноуровневая работа над содержательной частью каждой темы, накопительная система оценок в течении нескольких уроков с последующим выставлением отметки позволит учителю быть объективнее в оценке успехов своих учеников.

Представление опыта работы (выступления учителей).
-Сомнения относительно целесообразности оценки в школьной жизни вызваны недостаточно ясным представлением о тех функциях, которые она играет в учебной деятельности школьников и непониманием тех отрицательных последствий, к которым может привести ее изъятие из употребления.
Функции оценок в учебном процессе.
Обучающая:
дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык;
способствует прибавлению, расширению фонда знаний;
Воспитательная:
обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником, родителями и классным руководителем;
способствует формированию навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;
Ориентирующая:
формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке;
Стимулирующая:
оказывает воздействие на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; оценка воздействует на личность в целом;
Диагностическая:
фиксирует общий уровень подготовленности и динамику успехов ученика в различных сферах познавательной деятельности
Проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя:
позволяет учителю получить информацию о качестве учебного процесса;
Личностно-ориентированная - формирование адекватной самооценки:
формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителей и одноклассников;
негативные воздействия ведут к формированию низкой самооценки, вселяют неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе.
Социальная - изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся:
положительная оценка укрепляет социально-психологические позиции школьника, благоприятно влияет на отношения с другими учениками.
негативная - ведет к снижению учебной мотивации, активности и успешности;
необоснованная похвала «отличников» может вызвать негативное отношение к ним со стороны сверстников.

Практическая часть. Упражнение «Словесное оценивание ученика».
-Рефлексия – это обязательный этап урока, на котором каждый ученик высказывает свое отношение к прошедшему уроку, оценивает свою работу, а учитель выражает свое отношение к проделанной работе учеников, свое эмоциональное состояние.
Эта практическая часть касается именно этого этапа урока.
Выступление психолога школы.
Практическая часть. Упражнение «Словесное оценивание ученика».
Работа в группах.
1 задание. Составить список слов и выражений, которые вы употребляете на уроке, если довольны работой ученика.
2 задание. Составить список слов и выражений, которые вы употребляете на уроке, если недовольны работой ученика.
Педагоги записывают на листах и прикрепляют на доску с помощью магнита. Обсуждение. Одинаковые убираем.
Анализ анкетирования учеников.

Результаты опроса учащихся школы с 3 по 11 класс.
Вопросы:
Какие слова или выражения говорит тебе учитель на уроке, если доволен твоей работой? Ответы учеников:
Молодец
Умница
Хорошо
Отлично
Молодчина
Рада за тебя
Горжусь
Умничка
Молодец, ты умница!
Молодец, Мила, «5»!
Совершенно верно, молодец, хорошая работа.
Дневник принеси
Вот можешь, когда хочешь
Молодец, Сергей
Молодец, Данил
Хорошо, делай дальше

-Какие из высказываний вы бы убрали?

Какие слова или выражения говорит тебе учитель на уроке, если не доволен твоей работой? Ответы учеников:
Невнимательная
Плохо, очень плохо
Недовольна
Ленивый
Могла лучше
Я тобой недовольна
Не очень хорошо
Сидоров, дай дневник
Все, докладную пишу на тебя
Выходи из класса
Садись два
Звоню родителям
-Предлагаем составить словарь «Слова и выражения, для словесной оценки ученика» из оставленных высказываний и предложить другие варианты.
Результат практической работы. См. Приложение 1
Подведение итогов педсовета
Таким образом, оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:
Оценивание является постоянным процессом.
Оценивание может быть только критериальным.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.
Оценивание должно быть выстроено таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся.

-Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм оценки и ее организация - это важнейшая  задача  педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё  это должно  быть  продумано  учителем при подготовке  к  уроку. Следует  продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого  учителя  должна  быть  своя  система  оценки, она  должна включать  разнообразные  средства и приёмы работы, чтобы учащиеся  понимали,  что учитель постоянно контролирует их успехи,  уровень  и  качество  овладения  знаниями.

«Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается»

Решение педагогического совета:
Применять различные методы и формы контроля.
При оценивании учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Оценивание проводить на критериальной основе.
Комментировать отметки на каждом уроке.
Особое внимание уделять последнему этапу урока – рефлексии, используя в работе словарь «Слова и выражения, для словесной оценки ученика».
В следующем учебном году продолжить работу по совершенствованию системы оценки образовательных достижений обучающихся.

Приложение 1
Слова и выражения, для словесной оценки ученика
Молодец
Умница
Хорошо
Отлично
Молодчина
Рада за тебя, Маша
Горжусь
Умничка
Молодец, ты умница!
Молодец, Мила, «5»!
Совершенно верно, молодец, хорошая работа.
Молодец, Сергей
Ты (имя), сейчас на правильном пути
Великолепно
У тебя получилось это дело
Просто замечательно
Супер!
Ты делаешь это очень хорошо
Это намного лучше, не расстраивайся
Я счастлива видеть такую твою работу
Сегодня ты делаешь это, Маша, значительно лучше
Ты близок к истине
Именно так!
Это лучшее из того, что у тебя получалось, Ваня!
Поздравляю, ты справился
Это то, что надо
Я знала, ты сможешь сделать это
Ты сделал это лучше меня, спасибо
Я вижу ты стараешься и скоро у тебя все получится
Так держать!
Необыкновенно!
Прекрасно!
Великолепно!
Прекрасный ход мыслей!
Сенсационно!
Замечательно!
Фантастика!
Как красиво у тебя получилось!
Ты прав
Мне нравится ход твоих мыслей, Витя
Большое тебе спасибо за работу
Ты превзошел сам себя сегодня
Чудно
Это твоя победа, Антон
Ты настоявший мастер
Сердечна рада за тебя
Грандиозно
Красивая мысль
Я верю в тебя
Ты расстроил меня сегодня, Андрей
Я недовольна тобой
Жаль, что ты не сдержал своего слова
Я надеюсь, что .
Я огорчена тем, что
И все-таки, я верю
К твоим способностям надо приложить труд, и тогда
Хочется верить, что
Я рада, когда ты..
Я переживаю за тебя.
Я рада помочь тебе