Конспект урока по математике на тему Дециметр (1 класс)

План-конспект урока
Дециметр



1.
ФИО
(полностью)
Каракаш Светлана Викторовна

2.
Место работы
МКОУ Новооронежская СОШ №4

3.
Должность
учитель начальных классов

4.
Предмет
математика

5.
Класс
1

6.
Базовый учебник
Моро «Математика», 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (Школа России) ФГОС






Тема урока: Дециметр.
Цель: познакомить учащихся с единицей измерения длины - дециметром, учить находить дм на линейке, производить измерения с помощью дециметра. Производить преобразования выученных единиц измерения длины, использовать полученные знания при решении примеров задач. Повторить изученные ранее геометрические фигуры, совершенствовать навыки каллиграфического письма цифр, развивать мышление, математическую речь, мелкую моторику, воспитывать стремление узнать что-то новое, интерес к математике, стремление заботиться о своём здоровье.
Проблема (идея) урока: дециметр- ускоритель измерения.
Задачи урока (способы достижения цели):
Личностные:
- мотивация учебной деятельности;
- формирование социальной роли ученика;
Метапредметные:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
Предметные:
- отмерять отрезок длиной 1 дм.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Регулятивные УУД:
- принимать участие в процессе, учитывая выделенные учителем ориентиры. Осуществлять контроль и самоконтроль.
КоммуникативныеУУД:
- вспомнить «правила дружбы» и «правила работы в паре и группе», строить диалог, учитывая позицию других учеников.
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: индивидуальные карточки, раздаточный материал, веры цифр, доски и маркеры, наглядное пособие, магнитофон.
Ход урока:
Актуализация знаний.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Пожелаем всем удачи-
За работу, в добрый час!

Оценивают настроения, готовности к уроку.

Начинаем наш урок с разминки для юных умников и умниц (фронтальная работа).
Сколько концов у двух с половиной палок.(6)
Апельсин разделили пополам, а потом ещё пополам. Сколько частей получилось? (4)
Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (лучи)
6 картофелин сварилось за 30 минут. За сколько минут сварилась 1 картофелина? (за 30 минут)
Назови самое маленькое двузначное число. (10)
В город ехало 2 автобуса. По дороге они встретили 3 грузовика. Сколько машин ехало в город? (2)
На одной чаше весов 5 одинаковых яблок, а на другой 4 одинаковые груши. Весы находятся в равновесии, что тяжелее : 1 яблоко или 1 груша? (груша).
Сколько я сделаю разрезов, если поделю батон на 7 частей. (6)


Устный счёт.

Чем мы занимались на прошлом уроке?
На доске однозначные и двузначные числа.
Как можно разделить на 2 группы эти числа? Назовите число единиц и число десятков, назовите число десятков и число единиц.

Учились записывать и читать числа второго десятка.
Работают устно, делят числа на 2 группы.

Игра «Назови число» (групповая и фронтальная)
1. Давайте посчитаем вместе от 10 до 20, от 20 до 10.
2. Назови в порядке увеличения числа от 7 до 20.
3. Назови в порядке уменьшения числа от 20 до 3.
2. Назови числа от числа 7 до числа 20, прибавляя 2 ( 9,11,13,15,17,19). Какие числа получились? (нечётные)
3, Назови числа от числа 20 до числа 8, вычитая по 2 (18,16,14,12,10,8). Какие числа получились? (чётные)

Хором отвечают на вопросы.
Фронтально отвечают на вопросы.

Метапредметная связь с чтением.
Выполни арифметические действия и запиши получившиеся слово (работа в паре).
Фломастером на доске.

ОЛИ+С-О+ТИ-И=


В паре на листочках выполняют вычисления и записывают ответ.

Математика нас ждёт, начинам устный счёт.

Работают с математическими веерами.

Игра «Эхо»
Я называю число, а вы, как эхо, повторяете его и называете следующее число.
Арифметический диктант (примеры и задачи устно)


Хором и фронтально выполняют устно вычисления.



Мотивация к деятельности.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности.
У каждого на столе слова: длина, объём, масса, время, температура, ускоритель измерения, кг, час, см, литр, градус.
Нужно разделить слова на 2 группы. Слева - Величины, справа - Единицы измерения величин. Их нужно расположить так, чтобы каждой величине соответствовала единица измерения.
Какие слова остались без пары? (ускоритель измерения)
Это словосочетание имеет отношение к теме нашего урока. Это ещё одна мера длины, но об этом мы узнаем позже.


Делят слова с названиями величин и единиц измерения этих величин.


Работа в парах
Давайте измерим длину парты учебником математики, тетрадью, ручкой. Почему получились разные результаты? (разные мерки)
У вас на парте находятся 3 полоски бумаги: белая, зелёная (1 см) и красная (10 см). Мы будем измерять длину белой полоски. Будем использовать для измерения зелёную и красную мерки.
Возьмите зелёную мерку и измерьте длину белой полоски. Даю вам на работу 1 минуту. Сколько зелёных мерок уложилось в полоске?(не успели)У кого нет ответа? У кого есть ответ? Почему же так вышло?
Возьмите красную мерку и измерьте длину белой полоски. На работу вам отводится 1 минута. Сколько красных мерок уложилось?(2) Почему вы не успели измерить белую полосу зелёными мерками, я же давала вам столько же времени. Какой меркой было быстрее мерить? (красной). Какая должна быть мерка, чтобы измерить быстрее? (побольше). Измерьте зелёную мерку линейкой, какой она длины? (1см). Как узнать, какой длины красная мерка? Пользоваться линейкой нельзя.(измерить зелёной). Измеряют (10 см).


Измеряют длину парты учебником, тетрадью, ручкой.
Измеряют полку разными мерками.
Делают вывод.

Это мера длины
Как её называют? Вопрос.
Чтобы тему урока узнать,
Эту запись надо расшифровать.



Физминутка.

Выполняют движения физминутки.

Работа в парах
11-1 3+9 18-7 4+13 20-4 4+8 0+19 16-1
Е-12 и-17 р-15 д-10 ц-11 м-16 т-19

Выполняют вычисления и записывают получившиеся слово.


Организация познавательной деятельности.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Дециметр. Итак, мы открыли новую мерку длины. Эту единицу назвали дециметром от латинского слова «деци» -десять, десяток.
Можно ли дециметр назвать ускорителем измерения?
Чему равен 1 дм?
На доске 10 см=1дм
1 дм=10см

Отвечают на вопросы учителя.
Повторяют правило.

Практическое задание.
Начертите отрезок длиной 1 дм.

Работа в тетради.

Предлагаю вернуться к белой полоске бумаги и измерить её.

Измеряют полоску бумаги мерками и линейкой.

Возьмите оранжевую полоску. Измерьте её длину. Что получилось?(1 дм и ещё осталось) Измерьте оставшуюся часть полоски (ещё 2 см).
Начертите отрезок длиной 1 дм 2 см.

Работают с линейкой.
Работают в рабочей тетради.

Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика.

Выполняют движения.


Закрепление и включение в систему знаний.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Самостоятельная работа.
Катя отрезала ленту длиной 7дм, Лена отрезала ленту на 2 дм меньше, чем Катя. Какой длины лента у Лены?
Запишите только решение и ответ.
Работают в тетрадях.

Предлагаю вам превратиться в волшебников и превратить см в дм и наоборот дм в см.
2дм =см 1дм 1см =см 10см =.дм
10см =...дм 1дм 5см =см 19см =..дм...см
Взаимопроверка.

Работают на листочках.




Рефлексия учебной деятельности.

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

С какой новой единицей измерения мы познакомились?
Чему равен 1 дм?
Для чего люди придумали такую единицу измерения?
Оцените свою работу (смайликами)
Мы с вами хорошо поработали. Молодцы.

Отвечают на вопросы, закрепляют.

Конверты.
Мы сегодня много работали с полосками бумаги, в конвертах много разных геометрических и есть интересное задание.
Из разных геометрических фигур предлагаю вам выложить рисунок. Тему придумайте сами.

Коллективная работа.




15