Доклад на тему Секреты педагогического мастерства.
Секреты педагогического мастерства
(Подготовила: педагог дополнительного образования Цымбалова С.Д.)
«Творить мы начинаем не случайно,
Противясь серым будням, суете.
Есть в педагогике большая тайна,
Но эту тайну не храни в себе.»
В системе дополнительного образования, в отличие от школы, есть прекрасная возможность уделять достаточно внимания обучающимся, у которых есть проблемы с учёбой. У нас есть возможность вести индивидуальную работу с детьми.
Учёба в творческом объединении- это не развлечение. Педагог должен уметь заинтересовать, увлечь, поразить, удивить детей, чтобы образовательный процесс поглотил и стал для ребёнка интересным. Обучение может стать игрой, но не забавой. А для этого педагог должен обладать большими знаниями, мастерством, проницательностью, пониманием. Быть чутким и внимательным человеком, знающим возрастные и индивидуальные особенности детей.
Главное в работе педагога- любовь. Любовь к человеку, к природе, окружающему миру должна быть заразительной. Видя заинтересованность педагога в своём деле, дети тоже проникаются чувством любви, и это помогает им преодолевать те трудности, с которыми они сталкиваются на пути освоения и овладения навыками прикладного искусства. Весь учебный процесс необходимо выстроить таким образом, чтобы дети поняли, что результаты их работы напрямую связаны с их отношением к обучению, с тем, какие усилия они прилагают для его достижения.
Мне кажется, что более эффективно личное общение с каждым ребёнком, чем простое объяснение на доске, или использование шаблонов или какого-либо другого раздаточного материала. Давая детям раздаточный материал, мы отучаем их думать. Зачем, например, напрягаться, когда дают подсказку?
Однако, в любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребёнка только фантазию или учить их только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит в конце концов загнать ученика в тупик. Нужно всегда сочетать обучение правилам техники выполнения с добавлением впоследствии элементов фантазии.
Во время занятия необходимо всегда следить за процессом восприятия детьми новых знаний, стараться вовремя сделать «передышку», или переключиться на отвлечённую тему, чтобы дети не утратили интерес к данной теме.
Всю информацию, полученную детьми во время занятий, необходимо повторять и закреплять в течение всего дальнейшего обучения. Задача педагога- следить за работой всех обучающихся, зная их возможности,
учитывая их развитие и уровень подготовки, чтобы вовремя обнаружить и заполнить пробелы.
Часто на занятиях декоративно-прикладным творчеством приходится слышать: « Я хочу вязать( шить, вышивать».»Хорошо. Садись, будем учиться выполнению основных элементов, а затем начнём выполнять твою первую в жизни самостоятельную работу по вязанию (вышиванию, шитью)». « А я умею вязать (шить, вышивать)!» И здесь начинается воспитательная работа. Нужно спокойно, на примерах, объяснить ребёнку,
что без начальных навыков у него не получится красивое изделие, какую чувствуешь радость и гордость от сознания того, что ты САМ, СВОИМИ руками выполнил работу от начала и до конца. Что научиться не сложно, и не страшно, главное – набраться немного терпения и преодолеть самую первую трудность в овладении мастерством. От такого доброжелательного контакта и результат будет сразу виден.Надо только дать поверить ему в свои силы, преодолеть страх и неудовлетворённость в себе. Процесс вышивки или вязания длительный и монотонный, однообразный. Чтобы это не было столь заметным- важно, чтобы было постоянное общение, беседы, чтение, совместные обсуждения ил анализ каких-либо рабочих моментов, присутствие музыки на занятии.
Наконец настаёт момент, когда ребёнок говорит: «Я закончил работу!», и даже если педагог видит, что кое-где надо доработать, чтобы подчеркнуть, усилить, выделить главное, необходимо похвалить ребёнка, сказать ему, какой он молодец, какую большую работу он проделал.
Долгая, кропотливая работа у прикладников, и так трудно с ней расставаться. Поэтому у педагогов часто возникает проблема: как убедить ребёнка оставить свою работу в коллективе, в учебном учреждении. Лучше всего в начале года сразу обговорить с детьми этот вопрос. Объяснить им, что они пришли сюда, чтобы научиться выполнять декоративно-прикладные работы своими руками и делать это хорошо. Было бы идеально сказать, примерно так: « Я помогу вам. Вы будете учиться, используя инструменты и материалы ДДТ, значит ваши работы должны остаться здесь. Они украсят стены нашего кабинета, ДДТ, и тем самым оставят память о своих создателях, чтобы вновь приходящие дети могли видеть их, радоваться и вдохновляться вашими работами; чтобы у них возникло желание научиться этому искусству. Чтобы я могла ваши работы отправить на выставки, конкурсы, а вы за это получите дипломы и грамоты, как результат оценки вашего труда. При желании вы можете выполнять работы и для себя, но уже со своего материала и своим инструментом. А чтобы родители захотели вам его приобрести, они должны увидеть ваши способности и возможности, то есть увидеть вашу красивую, законченную работу. Ваша задача- удивить и поразить их. А ещё в течение учебного года мы будем к большим праздникам готовить для своих родных небольшие сувениры.»
Дети, услышав эти доводы, вправе решать и выбирать – согласны ли они на эти условия. Обычно они понимают, что сразу дома не найдутся необходимые материалы и инструменты и соглашаются с предложением педагога.
Важно заставить детей думать, рассуждать, доказывать, спорить, учиться защищать свою точку зрения, принимать разумное решение.
Можно много говорить об обучении и воспитании средствами декоративно-прикладного искусства в моём объединении «Волшебные узоры». Нестандартные и оригинальные приёмы и методы работы активизируют обучающихся, повышают интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивают быстроту понимания, запоминание и усвоение учебного материала, с учётом возраста и их индивидуальных способностей.
Чтобы наработать всё это (приёмы преподавания, умение работать с коллективом и индивидуально, методы объяснения нового материала и педагогического воздействия), мало знаний только своего предмета. Педагогу нужны время, опыт, чтобы выработать необходимые умения и навыки, чтобы стать личностью. Работа педагога бывает трудной и изматывающей, но когда видишь, что детям нравится учиться, что они делают успехи – вновь появляются силы. Быть неравнодушным к своему делу, относиться к нему творчески, не останавливаться на достигнутом, не ограничиваться шаблонными методами и приёмами в работе с детьми – вот главные принципы работы с детьми. Тогда и преподавание будет в радость, и результат положительный.
Педагог в системе дополнительного образования- это фанат своего дела, энтузиаст, фантазёр, увлекающаяся и преданная личность; он как ребёнок, радуется каждому достижению своих воспитанников; он готов, не считаясь со временем, что-то создавать, экспериментировать, творить.
13PAGE 15
13PAGE 14315
15