Статья «Нестандартные уроки и интегрированное обучение как условие речевого творчества младших школьников»
«Нестандартные уроки и интегрированное обучение
как условие речевого творчества младших школьников»
Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей»
математик, педагог Дж. Пойа
Развитая речь учащихся – это содержательная, связная и правильная речь, это умение грамотно излагать полученные знания и выражать свои мысли. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает, как необходимый момент целостной культуры личности. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей. Задача педагога – соединить в сознании, в чувствах детей окружающий мир и мир слов, раскрыть их взаимообусловленность.
Понимая значимость обучения чтению, приходишь к пониманию необходимости разработки оптимальных методов и форм работы с учётом возможностей и психологических особенностей младших школьников, гарантирующих качество образования. В своей практике использую комплекс тренировочных упражнений с 1 по 4 класс, влияющий на основные параметры чтения (осмысление и темп).
Упражнения, используемые для обучения чтению.
Чистоговорки, скороговорки. Развитие чёткости произношения.
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память. (разный темп чтения)
«Ускоритель чтения: «линейка», тренажёр служит для стимуляции ускорения процесса чтения, способствуя созданию эффекта «дефицита времени»
«Игра в прятки» - ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.
Элементы технологии критического мышления – диаграммы Венна, написание эссе.
Пирамида слогов (для увеличения зрительного поля)
1
2
3
3
3
2
3
Р А
М О
Д У
С И
Л Е
Х Ы Б Я
Ц У
В Ю
«Пропущённые окончания»
В быстром темпе прочитать текст с пропущенными окончаниями. (эффективен на этапе чёткого проговаривания окончаний при чтении)
Колыбель.
Однажд… отец иск….что-то на черда… Нашё.. стару… деревянн… колыбе… Она был.. очень необычн..: вс. Расписан…, резьбой украшен…
Перевёртыши.(эффективно для чтения целыми словами)
Стыдно перед соловушкой.
Оля и Лида плоши в лес. Плосе уотмтиьнелой доорги слеи они на тавру одтнуохть и побеаодть. Выунли из смкуи хелб, малсо, яцйа. Кгдоа дочевки уже закчионли оебд, неледако от них заепл соовлей.
9. Техника скорочтения “Чтение задом наперед”
Вы прочитали текст в нормальном расположении, а теперь попробуйте прочитать его задом наперед. Следите, как меняется скорость чтения. Тренируйтесь до тех пор, пока не добьетесь результата.
10. Техника скорочтения “Найди слово”
Попросите кого-то загадать и произнести вслух слово, находящееся на странице. После этого Вам нужно как можно быстрее найти это слово в тексте. Тренинг тренирует селективную способность мозга. Как и в случае с чтением школьного текста, в реальной жизни часто не нужно читать весь текст, а нужно найти важную информацию по нескольким ключевым словам.
11. Техника скорочтения методом просмотра текста
Просмотр – это метод скорочтения, во время которого ставится цель понять, что предстоит читать. Вы строите предположения и находите им подтверждения. Повторное чтение важных мест – одно из важных стратегий просмотрового чтения. При просмотре следует понять главную идею текста и понять, соответствует ли эта идея вашим целям. Отведите 10-20 секунд на просмотр каждой страницы книги. Читать нужно так быстро, чтобы во время чтения не выходить из состояния комфорта.
12.«Знакомый текст»
Предлагать ребёнку текст для чтения после того, как вы его прочитали ребёнку. Читать
знакомый текст школьнику легче и интереснее, чем совершенно незнакомый. Радость узнавания того, что читаешь, - прекрасная помощница в процессе улучшения техники чтения.
Приём «Параллельного чтения.» Взрослый читает текст вслух, а ребёнок вслед за ним – про себя, водя пальчиком по строчкам.
«Многократное чтение»
Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого чтения. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка. Однако более трёх раз не следует этого делать.
Поиск в тексте заданных слов.
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
Мы живём в новом информационном мире и ни для кого не секрет, что те методы и приёмы, которые мы использовали раньше, сегодняшним нашим школьникам уже не подходят.
Перед учителями стоит задача, как научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, продвигать его в идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивать интерес к книге, любовь к чтению.
Проблема развития речи учащихся на сегодняшний день является одной из актуальнейших в педагогической науке и должна стать главной не только на уроках русского языка, где только правила орфографии и пунктуации изучаются в достаточном объёме, но и на других уроках. Ни один предмет не может игнорировать этой проблемы, ибо язык является средством и орудием всех видов мышления и выражает сознание – прежде всего в словарном составе речи.
Можно приводить массу примеров того, как и при помощи каких упражнений происходит работа над развитием речи учащихся. Но если урок даётся традиционно, как урок трансляции знаний, когда речевая инициатива только в руках учителя, когда за урок дети произносят считанное количество слов, когда ответы односложны или вообще превращаются в кивок головы – согласие с мыслями учителя – речи не научишь и не разовьёшь. Поэтому развивать речь учащихся, используя приведённые учителем примеры упражнений и заданий, не изменив формы и структуры урока, невозможно.
Большую помощь в развитии речи обучающихся оказывает работа во время проведения нестандартных уроков (деловые игры, ролевые игры, уроки-путешествия, уроки-исследования, творчества и т.д.). Урок, который по своей структуре многократно повторяется и выполняет умственные операции, притупляет внимание, надоедает, вызывает отрицательное воздействие на эмоции, снижает эффективность трудового процесса. Из этого следует, что необходимо нарушить монотонность, разбавлять скуку яркими, необычными событиями, которые надолго бы запечатлелись в памяти и позитивно смогли влиять на процесс обучения. Нестандартные уроки – это неординарные подходы к преподаванию учебных дисциплин. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес – это катализатор всей учебной деятельности.
Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом. Система таких уроков даёт хорошие результаты в успеваемости, повышает качество знаний, позволяет успешно участвовать в предметных олимпиадах и, самое главное, активизирует познавательную деятельность, учит применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, формирует творческое мышление, так как ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо наполненный.
Многообразие нетипичных уроков позволяет применять их на разных занятиях и всех этапах образования. А использование новых технологий в процесс обучения – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволит придумывать новые интересные уроки.
Особенность современной начальной школы – интеграция знаний о развитии окружающего мира и общества у младшего школьника. Для понимания важности реализации этой особенности в обучении учителю важно знать способы отбора содержания и методику обучения на интегративной основе.
Ещё В.А. Сухомлинский считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги». Знания, приобретённые детьми в дошкольном возрасте, мало связаны между собой. Отсутствие связей между предметами и взаимосвязей в содержании приводит к результату, при котором учащиеся не всегда целостно воспринимают не только учебный материал, но и всю картину окружающего мира. Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учеником.
Интегрированное обучение – система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным предметам в единое целое, на основе чего формируется у детей целостное восприятие мира и развивается речь.
Основная цель обучения на интегративной основе – дать целостное представление об окружающем мире. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Интегрированное обучение осуществляется через интегрированные уроки и применение интегрированных курсов.
Проведение интегрированных уроков может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем. Подобные уроки особенно актуальны, так как способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам.
Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Решение этой задачи облегчается включением в учебный процесс нестандартных уроков и обучением на интегративной основе.
Список используемой литературы.
Информационно-методический журнал «Творческая педагогика» №2, 2005 год.
«Интегрированное обучение в начальной школе», Е.Ю. Сухаревская «Феникс» 2003 год
«Я иду на урок», Москва «Первое сентября», 2004 год.
«Педагогическая техника», №1 2005 год.
«Игры по обучению грамоте и чтению», Н.Н. Максимчук, Москва, «Вако» 2007 год.