Презентация по литературе на тему И.А.Гончаров ,,Обломов


И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет помнить Обломова» Выполнила учитель русского языка и литературы«Вельжичской СОШ»Груздова Е.А. История создания романа Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. В 1849 году была написана первая часть романа. Вторая и третья часть романа были написаны И.А.Гончаровым в 1857 году в немецком городе Мариенбаде. Главная тема романа - судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но и не сумевшего найти правильный путь. Замысел романа Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Главная тема романа Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь. Идейная направленность «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».И.А.Гончаров В романе поставлены вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм. Идейный стержень романа «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни . Завязка романа В III и V гл. второй части завязывается узел события — знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку. Экспозиция романа Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию. Понятие «обломовщина» Обломовка –созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство. Обломов – «Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». «обломовщина» - это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами. Композиция романа показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Развитие действия VI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге. Кульминация романа Кульминация — XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертво­вать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Развязка романа Этому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова. Постпозиция романа В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца. Эпилог романа В эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума. Сюжет романа По поводу сюжета существуют две точки зрения. Сюжет романа Первая утвержда­ет, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова. Значение «Сна Обломова» в композиции романа Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди. Гончаров нанес удар по всей крепостной системе. Место действия романа Петербург (только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку). Язык романа Язык романа отличается легкостью и чистотой. Автор избегает украшающих эпитетов и метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40-50-х гг. Язык романа Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина? Язык героев романа Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев. Один день из жизни Обломова. Первая часть романа посвящена описанию одного дня из жизни Ильи Ильича Обломова. Герой просыпается в 8 часов, затем пьет чай, общается с посетителями, завтракает, принимает доктора и в 15 часов опять ложится спать. Нет никакого сомнения в том, что именно так лежа на диване и переругиваясь со слугой, он в основном и проводит свою жизнь. Сон Обломова Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. Однако уклад жизни в имении Обломова (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику не давали ничего делать самому), - заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть. В первой части романа Обломов главным образом лежит на диване и ничего не делает. Вторая и третья части посвящены истории любви Обломова и Ольги Ильинской. Для героя это время пробуждения: «Встает он в 7 часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки». История жизни Обломова в романе противопоставлена истории жизни его друга Андрея Ивановича Штольца. Отец Штольца, обрусевший немец, с детства воспитывал в сыне твердый и независимый характер, приучал к труду и дисциплине, поощрял самостоятельность. В отличие от Обломова, Штольц не стоит на месте и чувствует себя хорошо только тогда, когда занят каким-нибудь делом. История любви Обломова и Ольги Ильинской посвящена большая часть романа И.А.Гончарова. Поначалу глубокое и сильное чувство к «аристократически созданному существу» меняет жизнь Обломова до неузнаваемости. Образ Ольги Ильинской – творческая удача И.А.Гончарова. Её идеальный характер показан в романе психологически убедительно. Самые большие изменения происходят с Ольгой после встречи с Обломовым. Критические отклики В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором.В.Г. Белинский Критические отклики «Гончаров стремился изобразить национальную природу русского человека, народные его свойства независимо от того или иного общественного положения».А.Ф.Кони Оценка критиками специфики проблематики романа Н.А.Добролюбов: в романе «отразилась русская жизнь», «предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью», «сказано новое слово нашего общественного развития». А.В.Дружинин: Гончаров «ставит перед наши глаза целую жизнь данной сферы, данной эпохи и данного общества… чтобы… навсегда остаться в истории искусства и освещать ярким светом моменты действительности им уловленной».Д.И.Писарев: в романе «обширная, общечеловеческая задача… разрешается в явлениях чисто русских, национальных». Образ Обломова в русской критике Н.А.Добролюбов: «Обломов не тупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий. Но гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Он не прочь от деятельности – до тех пор, пока она имеет вид призрака и далека от реального осуществления»