Выступление на педсовете Личностно-профессиональные качества учителя
Личностно-профессиональные качества учителя.
Высокими остаются требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Это определяется его статусом и социальной ролью. Ведь общество доверяет учителю самое главное – воспитание и обучение подрастающего поколения. Главная задача школы – подготовить молодежь к успешной социализации в обществе; воспитать высоконравственную, духовно-богатую личность с активной гражданской позицией. Естественно, учитель должен соответствовать данным личностным характеристикам и к тому же быть хорошим профессионалом в своем деле. Известно, что больший эффект в воспитании дает не слово, а поступок, действие, поведение. Не может педагог, ведущий себя недостойно, воспитать порядочного человека. Нельзя привить добро, будучи злым.
В многогранной деятельности учителя можно выделить три основных звена: учебная, воспитательная деятельность и организация правильных взаимоотношений с учеником. Последнее осуществляется на основе психологического анализа поступков ученика: выявление направления развития личности, анализ мотивов, внешних обстоятельств и душевного состояния ученика при совершении определенных действий и поступков; анализ самих поступков, проявление отдельных свойств личности.
Существуют два основных вида отношений учителя и ученика: 1) Доброжелательное (демократический стиль), 2) Недоброжелательное (авторитарный стиль). Первый предполагает уважительное отношение к личности ученика, заинтересованность в его судьбе, педагогический оптимизм. Это постоянно проявляется в обращении к ученику, убеждении, доверии, вовлечении в интересную деятельность, отказ от фиксации отдельных проступков и т.д. Осуждение и наказание используется изредка, как исключительная мера воздействия. Второй вид отношений проявляется в неуважительном отношении к ученику, неверии в его возможности. Это ведет за собой нарушение педагогического такта, оскорбление личности, предвзятость оценок. Наиболее распространенные приемы – предупреждение, осуждение, наказание. При таком отношении к ученику у воспитателя проявляется обвинительный уклон. Он не чувствует потребности в психологическом анализе поступков ученика. А если ученик принадлежит к неблагополучной семье, это усиливает неуважение к нему, пренебрежение, неверие в то, что он может исправиться. Ученик чутко воспринимает неуважение к себе учителя. Возникает взаимная неприязнь и поведение его неизменно ухудшается. Учитель должен быть доброжелательным и внимательным, обладать великим терпением и педагогическим тактом, умением сделать психологический анализ поступков ученика.
Выстроить доброжелательный стиль общения с учеником сейчас очень трудно вследствие того, что личность ученика стала более сложной; авторитет учителя снизился. Причинами этого являются:
- Недостаточная работа педагога по совершенствованию своих личностных и профессиональных качеств;
- Многолетняя лихорадка реформирования школьного образования, вследствие которого учитель становиться все более бесправным и материально необеспеченным;
- Негативным влиянием мира денег. Молодежь не понимает, по каким правилам честному молодому человеку или девушке надлежит строить свою жизнь. Огромная пропасть между тем, чему учат детей учителя, школа, церковь и тем, что ему преподает общество денег (ценности зажиточного слоя - насилие, жестокость, вседозволенность, обогащение).Учитель оказывается порой бессильным в привитии нравственных качеств воспитанникам при огромном потоке негативного влияние средств массовой информации, окружающей повседневной жизни. Молодежь легко подвержена колебаниям, перепадам настроения, модным увлечениям. Ее может поднять и острая обида и мелкий эпизод, который царапает сердце. И здесь учитель должен быть борцом, отстаивая вечные нравственные ценности.
Осуществляя свой профессиональный рост, учитель должен разумно сочетать в преподавании новейшие информационные технологии и традиционные формы и методе обучения. Живое общение с учеником всегда актуально, притом, конечно необходимо поощрять его к самостоятельной творческой работе.
Из сказанного можно сделать вывод: 1) Государство должно проводить разумную политику в сфере образования, заботиться об учителе;
2) Учитель должен постоянно заботиться о своем личностном и профессиональном росте.