Урок по теме Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского Тёплый хлеб

Открытый урок по литературе в 5 классе.
Пучкова Ольга Владимировна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
им.Героя Советского Союза Шелаева А.С.
город Киров Калужской области


Тема: Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».
Урок № 2.
Цели урока:
образовательные: формирование навыков выразительного чтения, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения; освоить обучающимися в ходе изучения произведения «Тёплый хлеб» систему разграничений понятий «добро-зло» как одну из составляющих антитезы; проследить путь героя к осознанию и исправлению ошибки;
развивающие: развивать в учащихся умение размышлять над поступками героев и их последствиями; развивать речь при составлении устного рассказа;
воспитательные: помочь учащимся в осознании необходимости формирования следующих чет характера: доброты, отзывчивости, ответственности за свои слова и поступки.
Оборудование: интерактивная доска, презентация , УМК «В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин.Литература.5класс.2часть.Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение», 2013»
Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Ход урока
1.Организационный момент.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Чтение учителем отрывка из произведения «Тёплый хлеб»(звучит звук вьюги)
«..Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца- так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни.Ревела, обезумев, метель..А к ночи на деревню пал мороз».
Вопросы:
Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?
Кто автор этой сказки?
Понравилась ли вам сказка К.Г.Паустовского?
Во время каких эпизодов вы
огорчались?
волновались?
радовались?
вздохнули с облегчением?
3.Актуализация и пробное учебное действие.
-Ребята, давайте проверим, насколько хорошо вы знаете содержание произведения. Проверим это с помощью кроссворда. Если правильно разгадаем его, то по вертикали появятся ключевые слова нашего урока.
Вопросы кроссворда. Слайд 1-10
Нищие. Те, кто побирается, просит «Христа ради» ( Христарадник)
Какой масти был конь Мальчик? (Вороной)
Как называется деревня, где происходит действие сказки? (Бережки)
Кто жил в сенях у Панкрата? (Сорока)
Сколько лет назад на округу напал такой же лютый мороз?(Сто)
Почему замерзла вода в мельнице? (Мороз)
Профессия Панкрата? (Мельник)
Почему Филька жил с бабушкой? (Сирота)
4.Целеполагание
-Ребята, перед нами ключевые слова «добро» и «зло». Давайте попробуем определить, о чем мы с вами будем говорить на уроке. (Учащиеся пробуют сформулировать тему урока) Слайд 11
-А подзаголовком к теме урока послужат слова «В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души».
Словарная работа с ключевыми словами урока
-Ребята, а как вы понимаете слово «добро»?...... «зло»?( учащиеся должны привести конкретные примеры)
-Давайте обратимся к «Толковому словарю» С.И. Ожегова и узнаем точное определение этих слов. Слайд 12
Эпиграфы к уроку. Слайд 13
-Эпиграфами к нашему уроку являются:
«Сумел ошибиться-сумей и поправить»(Пословица)
«Доброта-бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить и невозможна сама жизнь» (К.Г.паустовский)
(Эпиграфы читают учащиеся , к работе над ними мы возвращаемся в конце урока)
5.Осмысление содержания.
Работа с эпизодами сказки.
Кто же такой Филька? Слайд 14.
-Ваши впечатления об этом герое?
-А что о Фильке нам рассказал К.Г.Паустовский? ( чтение цитат из текста)
Учитель: Оказывается неспроста Филька недоверчивый и сердитый, трудно и голодно живётся ему, как и другим жителям деревни. В это время и происходит роковая встреча мальчика с конём.
Филька и конь. Слайд 15.
Словарная работа ( проводит 1-я группа учащихся): круто посыпанный солью (хлеб), наотмашь(ударил), христарадник
Работа с текстом ( стр.69-71) « Зима в тот год стояларека застыла до самого дна».
-Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде?
-Почему он так поступил? (Конь помешал ему есть хлеб)
-Давайте проследим за последовательностью действий Фильки.( находим ключевые слова-глаголы: закинул..закричал.. ударил).
-Как поступил Филька?
-Ребята, в жизни зло не уходит никуда, оно возвращается бумерангом. Как отразился поступок Фильки? На ком? ( учащиеся зачитывают цитаты из текста).
Конь: «слеза скатилась из глаз»
Природа: «засвистел ветер; мело и хлестало;»..и т.д.
Люди: замерзли колодцы, мельница не могла работать
-Была ли похожая ситуация в округу когда-либо?
История бабки . Слайд 16
Чтение текста ( стр.71-72)
Вопросы:
Почему 100 лет назад «упал» страшный мороз на деревню?
Почему Филька заинтересовался рассказом бабки?
Найдите ключевые цитаты, характеризующие состояние Фильки? (стр.71)
Отчего умер мужик, обидевший инвалида?(От охлаждения сердца)
Как объяснить эту болезнь?( В прямом значении «замёрз, умер от переохлаждения»; в переносном-« сердце стало холодное, равнодушное, ледяное»)
Может ли Филька заболеть этой болезнью? Почему?( Даже прозвище «Ну тебя» говорит о равнодушии; его поступок по отношению к коню- о бессердечии. Поэтому Филька вполне может заболеть «охлаждением сердца»)
Почему бабка не винит , не упрекает Фильку, а рассказывает ему эту историю? ( Чтобы он сам осознал, что совершил ужасный поступок).
6.Физкультминутка. Песня кота Леопольда «Если добрый ты». Слайд 17.
7.Осмысление содержания( продолжение).
Филька и Панкрат. Слайд 18.
Словарная работа( картуз, ватник, сердитый на работу, нашкодил)-проводит 2-я группа учащихся.
-Кто такой Панкрат? (Ответы подтверждаются цитатами из текста).
-Почему Филька за помощью отправился именно к нему?
-Найдите ключевые слова, характеризующие состояние Фильки по пути к Панкрату, при разговоре с мельником.( стр. 73,74).
-Что нужно сделать Фильке, чтобы исправить свою ошибку и спасти деревню? (Зачитываем слова Панкрата на стр.73 « Изобрести спасение от стужи.потреплет и простит».)
Примирение. Слайд 19
Просмотр фрагмента мультфильма «Тёплый хлеб» (1мин 10 сек)
-Прав ли Панкрат, когда говорит: «Филька не злой человек».
-Как изменился Филька?
8.Обобщение нового с помощью приема «Лестница». Слайд 20.











Выступление 3-й группы: к каждой ступеньке приводят цитату из текста.
Выступление 4-й группы: цветовой фон каждой ступеньки, доказывают, почему выбрали такой цвет.
9.Работа с эпиграфами. Слайд 21.
-Какой эпиграф, по вашему мнению, наиболее связан с темой урока?
10. Памятники Доброты. Слайд 22.
-Ребята, я хочу вам рассказать о памятнике Доброты. Известный современный скульптор и художник Григорий Потоцкий решил сказать людям:«Будьте добрыми!».И создал символ Доброты, установленный им в разных странах. Памятник «Одуванчик! Был открыт 20 октября 2007 года. В 2010 году такой памятник открыт в Москве. Идея памятника состоит в том, что каждая тычинка одуванчика -это раскрытая в приветствии ладошка, на которой нарисован глаз, как символ открытого сердца. И листья одуванчика как губы, на одну из которых приземлилась тычинка вобразе ладошки сглазом.
11.Рефлексия. Синквейн «Доброта»
12.Итог урока. Выставление оценок
-Завершаем мы наш урок на доброй ноте. Предлагаю вашему вниманию видеоролик
( открываю прямо в Интернете; адрес: http:// gazeta. gorod1277. org/dobro-i-zlo/)
Если не получится, можно закончить урок словами Марка Шехтера. Слайд 24









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



злодеяние

осознание

преодоление

раскаяние

искупление

благодарность



15