Разработка урока литературного чтения 3 кл У Лукоморья дуб зелёный…

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93»
г. Краснодар












Конспект урока по литературному чтению
для учащихся 3 класса
«У лукоморья дуб зелёный» (отрывок)
А.С.Пушкин





подготовила
учитель начальных классов
Выборнова Оксана Александровна










Краснодар 2015


Тема урока: «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок) А.С.Пушкин

Цель урока: Познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым литературным жанром (поэма). Помочь учащимся стать читателями-исследователями, подвести их к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова,

Задачи:
образовательный аспект:
- проверить знание детей особенностей народных сказок;
- формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп, указывать паузы и выделять логическое ударение); - анализировать текст, ориентироваться в тексте;
- расширять словарный запас детей;

развивающий аспект:
- способствовать развитию психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения;
- развивать умение передавать своё отношение к прочитанному через эмоции;
- развивать творческие и артистические способности учащихся;

Воспитательный аспект:
- прививать любовь к чтению, к творчеству А.С.Пушкина и русской поэзии;
- воспитывать уважительное, толерантное отношение к народам разных национальностей;
- воспитание положительных нравственных и коммуникативных качеств личности.


Оборудование к уроку:
- учебник «Литературное чтение. 3 класс», Э.Кац, М., «Астрель», 2012;
- портрет А.С.Пушкина;
- баннер «У лукоморья»;
- телевизор, DVD;
- диск с м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке» (фрагмент);
- реквизит для инсценировки сказок







Ход урока

I. Организационный момент
- Ребята, проверьте вашу готовность к уроку.
- Вы видите к нам пришли герои из разных сказок, и я хочу начать наш урок стихотворением Валентина Дмитриевича Берестова.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

- Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

II. Проверка домашнего задания.
- Какой раздел мы закончили изучать? / «Народные сказки»/

- Почему сказки называются «народные»? /Их сочинил, придумал народ и
передавал следующим поколениям из уст в уста/

- Сказки каких народов мы прочитали? /русского, литовского,
таджикского, китайского, казахского/

- Какие особенности присущи народным сказкам?
/Необычные герои, сказочные животные,
чудесные предметы, троекратное повторение,
постоянные сочетания слов, зачин, концовка/
- Чему учат эти сказки?

- Давайте перелистаем вновь страницы полюбившихся сказок. Проверим, насколько хорошо вы их запомнили. Вам нужно ответить на два вопроса: кто эти герои, из каких сказок они к нам пришли.

/Далее следует инсценировка сказок:
1. «Семь Симеонов»: Симеон-младшенький - Куслов Сергей;
2. «Жаба-королева»: королевич - Кулинич Ярослав;
3. «Птица Кахна»: птица Кахна - Фомина Маша, старик - Бикеев Слава;
4. «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»: три брата - Костенко Петя,
Иванищев Саша, Дудукин Саша,
Старушка – Сухова Лада;
5. «Царевна-лягушка»: Василиса Премудрая – Галащук Арина/

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Молодцы, вы очень хорошо знаете народные сказки. Поэтому мы можем продолжать наш путь дальше.

III. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
- Сейчас я прочту стихотворения, которые мы читали во 2-ом классе.

Уж небо осенью дышало, Опрятней модного паркета
Уж реже солнышко блистало, Блистает речка, льдом одета.
Короче становился день, Мальчишек радостный народ
Лесов таинственная сень Коньками звучно режет лёд...
С печальным шумом обнажалась

- Кто автор этих строк? /А.С.Пушкин/

- Да, это А.С.Пушкин. Родился он в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека, и мальчик рано пристрастился к чтению. На его воспитание большое влияние оказали бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А.С.Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

- С какими ещё произведениями А.С.Пушкина, кроме стихов, вы знакомы?

- Назовите сказки, принадлежащие перу Пушкина?

- Какая особенность сказок Пушкина? (они написаны в стихах)
- Итак, мы знаем, что Пушкин писал стихи и сказки, т. е. поэтические произведения.
- А чем поэзия отличается от прозы?

IV. Усвоение новых знаний.
- Сегодня будем изучать ещё одно произведение А.С.Пушкина, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный».
Наверняка вы его уже читали.
- Что вы знаете об этом произведении?

а) - Как вы думаете, к какому литературному жанру можно отнести это произведение?
(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение)
- Это вступление к поэме «Руслан и Людмила».

- А что такое ПОЭМА? Кто из вас знает? Где можно посмотреть лексическое значение слова? / В толковом словарике в конце учебника /
- Давайте посмотрим.
/ Дети говорят, что в словарике нет объяснения
этого слова /
- Как быть? Где будем смотреть?
/ У нас есть толковый словарь С.И.Ожегова.
Посмотрим в этом словаре /
Учитель делит класс на 7 команд.
- Какая группа быстрее найдет объяснение слова «ПОЭМА»?
/ Дети работают в группах.
Ученик читает: поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему./

- Будем читать про лукоморье. А что это такое? /работа со сноской/
- Подберите синонимы и антонимы к словам НЕВЕДОМЫЙ, НЕВИДАННЫЙ.
- Какие значения может иметь слово ЗАВОДИТЬ? /работа со словарём синонимов/
б)- Послушайте отрывок из поэмы. /читает учитель/

V. Первичная проверка восприятия.
- Каким поэт изобразил лукоморье? /Сказочным, таинственным,
загадочным, волшебным/
- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VI. Закрепление знаний.
/Чтение поэмы хорошо читающими учениками/
а) Словарная работа
- Какие непонятные слова вам встретились ?
- Объясним значение слов:
ДОЛ
МИМОХОДОМ
ПЛЕНЯЕТ
ЧАХНЕТ
ПОВЕДАТЬ
ЗЛАТАЯ (ЦЕПЬ)
БРЕГ (ПЕСЧАНЫЙ)
ЧРЕДОЙ (ВЫХОДЯТ)
б) Выборочное чтение, работа с иллюстрацией
/Поочередно учитель открывает фрагменты баннера «У лукоморья», а учащиеся находят в тексте отрывки к этим иллюстрациям/
в) Работа над структурой и эмоциональным строем текста
- Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? /2 части/
- О чем говорится в первой части? /Описывается, где и когда происходят
события сказочного мира/
- Прочитаем первую часть.
- Что вы можете сказать о второй части? /Она большая, в ней перечисляются
герои и чудеса, которые с ними происходят/
- Перечитаем вторую часть.
г) Работа над расстановкой пауз; выделение логического ударения
/Учитель обращает внимание детей на интонацию перечисления и расстановку пауз в последних пяти строчках отрывка/
д) Просмотр клипа
- Чтобы помочь вам ещё глубже почувствовать это произведение, посмотрите и послушайте клип.


VII.Итог.
- Вступление к какому произведению мы с вами сегодня читали?
/ «Руслан и Людмила»/
- К какому литературному жанру относится это произведение?
/ Поэма /
VIII.Рефлексия.
- Понравилось ли вам это произведение?
- Что особенно запомнилось на уроке?
- Опишите свое настроение от прочитанного произведения.
IX.Домашнее задание.
- Выучить отрывок наизусть, стр. 83 ответить на 3-ий вопрос




Список использованной литературы.

1. Ефросинина Л.А. Книгочей. Словарь – справочник по литературному чтению. 1 – 4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Кац Э.Э. Литературное чтение: 3 класс: учебник: Ч. 1 – М.: АСТ: Астрель, 2011.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка – М.: Рус.яз., 1988.
4. Пушкин А.С. Сказки. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
5. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. – М., 1982.









15