Разработка урока литературного чтения 3 кл У Лукоморья дуб зелёный… 
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 93»
  г. Краснодар
   Конспект урока по литературному чтению
                 для учащихся 3 класса
    «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок)
                         А.С.Пушкин
                                                         подготовила
                                                                            учитель начальных классов
                                                                       Выборнова  Оксана  Александровна    
                        Краснодар  2015
Тема урока: «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок) А.С.Пушкин
Цель урока: Познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым литературным жанром (поэма). Помочь учащимся стать читателями-исследователями, подвести их к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова,
Задачи:
          образовательный аспект:
- проверить знание детей особенностей народных сказок;
- формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп, указывать паузы и выделять логическое ударение);                                                                                                                   - анализировать текст, ориентироваться в тексте;   
- расширять словарный запас детей;
             развивающий аспект:
- способствовать развитию психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения;
- развивать умение передавать своё отношение к прочитанному через эмоции;
- развивать творческие и артистические способности учащихся;
            Воспитательный аспект:
- прививать любовь к чтению, к творчеству А.С.Пушкина и русской поэзии;
- воспитывать уважительное, толерантное  отношение к народам разных национальностей;
- воспитание положительных нравственных и коммуникативных качеств личности.
  Оборудование к уроку:
- учебник «Литературное чтение. 3 класс», Э.Кац, М., «Астрель», 2012;
- портрет А.С.Пушкина;
- баннер «У лукоморья»;
- телевизор, DVD;
- диск с м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке» (фрагмент);
- реквизит для инсценировки сказок                                          
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, проверьте вашу готовность к уроку. 
- Вы видите к нам пришли герои из разных сказок, и я хочу начать наш урок стихотворением Валентина Дмитриевича Берестова.
                         Недаром дети любят сказку.
                         Ведь сказка тем и хороша,
                         Что в ней счастливую развязку
                         Уже предчувствует душа.
                         И на любые испытанья
                         Согласны храбрые сердца
                         В нетерпеливом ожиданье
                         Благополучного конца.
- Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.
II. Проверка домашнего задания.
- Какой раздел мы закончили изучать?              / «Народные сказки»/
- Почему сказки называются «народные»? /Их сочинил, придумал народ и 
                                                передавал  следующим поколениям из уст в уста/
- Сказки каких народов мы прочитали?           /русского, литовского, 
                                                                 таджикского, китайского, казахского/
- Какие особенности присущи народным сказкам?
                                                              /Необычные герои, сказочные животные,
                                                   чудесные предметы, троекратное повторение,
                                                   постоянные сочетания слов, зачин, концовка/
- Чему учат эти сказки?
- Давайте перелистаем вновь страницы полюбившихся сказок. Проверим, насколько хорошо вы их запомнили. Вам нужно ответить на два вопроса: кто эти герои, из каких сказок они к нам пришли.
/Далее следует инсценировка сказок:
1. «Семь Симеонов»: Симеон-младшенький -  Куслов Сергей;
2. «Жаба-королева»: королевич - Кулинич Ярослав;
3. «Птица Кахна»: птица Кахна - Фомина Маша, старик -  Бикеев Слава;
4. «Иван -  крестьянский сын и чудо-юдо»: три брата -  Костенко Петя,
                                                                        Иванищев Саша, Дудукин Саша,
                                                                       Старушка – Сухова Лада;
5. «Царевна-лягушка»: Василиса Премудрая – Галащук Арина/
                  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Молодцы, вы очень хорошо знаете народные сказки. Поэтому мы можем продолжать наш путь дальше.
III. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
- Сейчас я прочту стихотворения, которые мы читали во 2-ом классе. 
Уж небо осенью дышало,                                      Опрятней модного паркета
Уж реже солнышко блистало,                               Блистает речка, льдом одета.
Короче становился день,                                        Мальчишек радостный народ
Лесов таинственная сень                                        Коньками звучно режет лёд...
С печальным шумом обнажалась 
- Кто автор этих строк?                                 /А.С.Пушкин/
- Да, это А.С.Пушкин. Родился он в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека, и мальчик рано пристрастился к чтению. На его воспитание большое влияние оказали бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А.С.Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.
- С какими ещё произведениями А.С.Пушкина, кроме стихов, вы знакомы?
- Назовите сказки, принадлежащие перу Пушкина?
- Какая особенность сказок Пушкина?    (они написаны в стихах)  
- Итак, мы знаем, что Пушкин писал стихи и сказки, т. е. поэтические произведения.
- А чем поэзия отличается от прозы?
IV. Усвоение новых знаний.
- Сегодня будем изучать ещё одно произведение А.С.Пушкина, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный».
Наверняка вы его уже читали.
- Что вы знаете об этом произведении?                                                                                   
а) - Как вы думаете, к какому литературному жанру можно отнести это произведение?                           
                                  (Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение)
- Это вступление к поэме «Руслан и Людмила».
- А что такое ПОЭМА? Кто из вас знает? Где можно посмотреть лексическое значение слова?              / В толковом словарике в конце учебника /
- Давайте посмотрим.
                                         / Дети говорят, что в словарике нет объяснения 
                                         этого слова / 
- Как быть? Где будем смотреть?
                                         / У нас есть толковый словарь С.И.Ожегова.
                                            Посмотрим в этом словаре /
Учитель делит класс на 7 команд.
- Какая группа быстрее найдет объяснение слова «ПОЭМА»?
/ Дети работают в группах.
Ученик читает: поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему./
- Будем читать про лукоморье. А что это такое?   /работа со сноской/
- Подберите синонимы и антонимы к словам НЕВЕДОМЫЙ, НЕВИДАННЫЙ.
- Какие значения может иметь слово ЗАВОДИТЬ?    /работа со словарём синонимов/
б)- Послушайте отрывок из поэмы.    /читает учитель/
 V. Первичная проверка восприятия.
- Каким поэт изобразил лукоморье?         /Сказочным, таинственным, 
                                                                   загадочным, волшебным/
- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?
                 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. Закрепление знаний.
/Чтение поэмы хорошо читающими учениками/
а) Словарная работа
- Какие непонятные слова вам встретились ?
- Объясним значение слов:
ДОЛ
МИМОХОДОМ
ПЛЕНЯЕТ
ЧАХНЕТ
ПОВЕДАТЬ
ЗЛАТАЯ (ЦЕПЬ)
БРЕГ (ПЕСЧАНЫЙ)
ЧРЕДОЙ (ВЫХОДЯТ)
б) Выборочное чтение, работа с иллюстрацией
/Поочередно учитель открывает фрагменты баннера «У лукоморья», а учащиеся находят в тексте отрывки к этим иллюстрациям/
в) Работа над структурой и эмоциональным строем текста
- Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?   /2 части/
- О чем говорится в первой части?  /Описывается, где и когда происходят 
                                                           события сказочного мира/
- Прочитаем первую часть.
- Что вы можете сказать о второй части?   /Она большая, в ней перечисляются 
                                                       герои и чудеса, которые  с ними происходят/
- Перечитаем вторую часть.
г) Работа над расстановкой пауз; выделение логического ударения
/Учитель обращает внимание детей на интонацию перечисления и расстановку пауз в последних пяти строчках отрывка/
д) Просмотр клипа
- Чтобы помочь вам ещё глубже почувствовать это произведение, посмотрите и послушайте клип.
VII.Итог.
- Вступление к какому произведению мы с вами сегодня читали?
                                                                                  / «Руслан и Людмила»/
- К какому литературному жанру относится это произведение?
                                                                                / Поэма /
VIII.Рефлексия.
- Понравилось ли вам это произведение?
- Что особенно запомнилось на уроке?
- Опишите свое настроение от прочитанного произведения.
IX.Домашнее задание.
- Выучить отрывок наизусть, стр. 83 ответить на 3-ий вопрос               
                             Список использованной литературы.
1. Ефросинина Л.А. Книгочей. Словарь – справочник по литературному чтению. 1 – 4 классы. – М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Кац Э.Э. Литературное чтение: 3 класс: учебник: Ч. 1 – М.: АСТ: Астрель, 2011.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка – М.: Рус.яз., 1988.
4. Пушкин А.С. Сказки. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
5. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. – М., 1982.	
15