Выступление на методическом объединении Организация исследовательской деятельности на уроке.


Думать легко, действовать трудно,
а превращать мысль в действие –
самая трудная вещь на свете
И. Гете
Организация исследовательской деятельности на уроке.
Здравствуйте уважаемые коллеги.
На листочках у вас на столах дайте определение понятию – исследование (формулировка может быть произвольной)
Обсудите сформулированные вами понятия в группе и выберете одно (или дополните), которое на ваш взгяд точно отражает понятие, или сформулируйте новое.
На доску—понятие исследование.
Исследование (в широком смысле — как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.
Исследовательская деятельность – творческая, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Однако учебное исследование школьника так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы, содержащиеся в данной схеме:
выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
выработку гипотез;
поиск и предложение возможных вариантов решения;
сбор материала;
анализ и обобщение полученных данных;
подготовку и защиту итогового результата.
Технология исследования может применяться на уроке со всеми выше указанными операциями.
Исследование выполняется в ходе изучения всей темы или проводится за 2-3 урока и основной этап в структуре урока - исследование - построение знаний. На этом этапе ученики ведут поиск решения своей собственной познавательной проблемы, делают самостоятельные открытия. Но нередко возникает вопрос: зачем добывать знания в ходе самостоятельного исследования, если гораздо проще взять их готовыми из учебника. Это верно, но не один учебник не даст в готовом виде умения самостоятельно мыслить и решать проблемы. А для этого необходимо моделировать структуру урока - исследование и содержание деятельности учащихся на каждом его этапе.
1 группа – представить структуру урока – исследования.
Структура учебной исследовательской деятельности :– выявление и постановка проблемы исследования;
- предварительный анализ имеющийся информации
– формулирование гипотезы;
– планирование и разработка исследовательских действий;
- сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;
– организация информации
- представление результатов работы
- общие выводы
- сопоставление полученных результатов с аналогом
Одним из результатов исследовательской деятельности на уроке является формирование общеучебных умений – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний. Необходимо систематически кропотливо работать над тем, чтобы учащиеся могли ясно и четко формулировать понятия, задавать вопросы, ставить цель, планировать, выдвигать гипотезы и т.д.
Полученный детьми в результате этой работы опыт станет хорошей базой для развития исследовательских способностей.
2 группа - составить перечень приемов, способствующих развитию исследовательских способностей .Исследовательские способности Приемы
Умение видеть проблемы Посмотрите на мир чужими глазами
Продолжи рассказ
Составить рассказ от имени другого персонажа
Составить рассказ, используя данную концовку
Сколько значений у предмета?
Назовите как можно больше признаков предмета
Увидеть в другом свете и др.
Умение выдвигать гипотезы Упражнения на обстоятельства
«Если бы …»
Найдите возможную причину события
«Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен) и др.
Умение задавать вопросы Угадай, о чем спросили
Найди причину события с помощью вопросов
Задай вопрос герою произведения
Вопросы машине времени и др.
Умение давать определения понятиям Что это? Загадки
«Объясни инопланетянину»
Описание объектов
Характеристика
Разъяснение посредством примера
Сравнение. Различение и др.
Умение классифицировать Четвертый лишний
«Чем отличаются (похожи) эти предметы»
Дихотомическое деление (деление пополам)
Задания на классификацию с явными ошибками и др.
Умение наблюдать Упражнения на развитие внимания и наблюдательности
«Кто пропал?», «Найди отличия»
Умение экспериментировать Мысленный эксперимент
Эксперименты с реальными объектами
Умение высказывать суждения, делать умозаключения и выводы Проверка правильности утверждений
Индуктивные и дедуктивные умозаключения
Умозаключения по аналогии
«Что на что похоже?», «Как люди смотрят на мир».
Умение создавать тексты Методика работы с текстом
Дом с колоннами
Кластеры и др.
Важным этапом исследовательской деятельности на уроке является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала.
3 группа – составить описание , кластер, таблицу и т.д. и представить основные методы исследования .
Представление результатов работы в группах.
Исследование, проведенное на уроке учениками, требует сопоставления полученных результатов с неким аналогом ( т.е. согласование позиций): совпали наши выводы с оценками специалистов или нет?
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным для учащихся решением, с открытием нового знания и предполагает наличие некой проблемы, некоего противоречия, которые нуждаются в изучении и объяснении. А.И. Савенков
Рефлексия
Практически каждый урок мы заканчиваем рефлексией. Обсудите в группе и предложите по одному вопросу от группы на рефлексию. Обменяйтесь, дайте ответ.