Урок литературного чтения по теме О. Мандельштам «Муха».Эзоп «Мухи»,«Кошка и мыши»


Тема:О. Мандельштам «Муха».Эзоп «Мухи»,«Кошка и мыши»
Цель: ознакомить учащихся с произведениями О. Мандельштам и Эзопа, расширять читательский кругозор детей; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения.
Содержание деятельности учащихся: знакомство с особенностями басни как жанра, определение авторского отношения к персонажам и способов его выражения, сопоставление характеров, поступков и взаимоотношений персонажей басни, связь морали басни с собственным жизненным опытом.
Планируемые результаты
Предметные: читать произведение с соблюдением норм литературного произношения, составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне, устно иллюстрировать сюжет, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Личностные: иметь представление об общих нравственных категориях, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках, регулировать поведение в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями
Метапредметные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста, сравнивать произведения, героев, проводить аналогии, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений, корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
1.Организационный момент
2.Проверка д/з
Рассказы детей о счастливом человеке.
-Как вы думаете, какими качествами бывает наделен счастливый человек?
- А кто из вас считает себя счастливым?
3. Постановка темы и цели урока
-Откройте маршрутный лист. С каким жанром литературы мы начнем работать сегодня?(басня)
-- Вспомните, какие басни вы уже знаете.
- Я прочитаю строчки из басен, а вы назовете басню и ее автора
а) Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
«Зеркало и обезьяна»
б) – Ты всё пела? Это дело:
Так поди же попляши!
«Стрекоза и Муравей»
в) – А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
«Квартет»
4.Давайте сформулируем цели урока.
Познакомимся с. ..
Будем развивать. . .
Находить в басне
Изучение нового материала
1. Актуализация знаний.
- Вспомните, что такое басня? ВЫСЛУШИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ,
-Откройте с.66 и прочитайте статью о басне.
- На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (На сказку. )Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело. Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать.
- Что всегда есть в басне? (поучение или мораль, совет).
2.Словарная работа, первичное чтение произведений
1)Слайд Мандельштам. Словарная разминка. Чтение стихотворения шепотом, потом по ролям.
Слайд Эзоп. Считают, что первым начал писать басни Эзоп, живший в Греции в IV веке до н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают, как люди. Эзоп высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Такой литературный прием называется аллегорией. Аллегория – это иносказание. В литературе есть такое выражение «Эзопов язык». Раб Эзоп не мог в своих баснях прямо указывать на пороки господ, поэтому заменил их образы животными с соответствующими характеристиками. С тех пор язык иносказаний именуют Эзоповым.
Чтение басни шепотом, потом вслух.
2)Физминутка
3.Закрепление, работа над содержанием.
П.т.с.20 №1
- Чем похожи и чем отличаются эти произведения?(работа в парах)
- Какое из произведений можно назвать басней? Докажите.
-Какие чувства вызывает у вас Муха из стихотворения Мандельштама? Как относится к ней поэт? Докажи словами из произведения.
-Как объясняют причину своего несчастья мухи из басни Эзопа?(неосторожность;жадность)
4)п.т.с.21 №3 (самостоятельно), затем обмениваются мнениями.
-Какова же мораль басни?
5) басня «Кошка и мыши»
Словарная разминка, чтение басни шепотом, , п.т.с.21 №1 (синонимы), чтение вслух.
- Прочитайте, что делала кошка, а мыши?
- Прочитайте мораль. Чему она нас учит?
-как вы думаете, всегда ли «люди, испытав чье-нибудь коварство, не дают больше себя обманывать»?
4.Итог урока.
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем? Нужно ли изучать басни? Чему они учат?
5.Д/з.с.69 №4.5 или сочинить свою басню