Презентация на тему : Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтения 4 класс


Формирование читательской компетенции на уроках литературного чтенияУчитель начальных классов Солдатова И.В. «Привить ребенку вкус к чтению –лучший подарок, который мы можем ему сделать»                                                                                                             Сесиль Лупан Читательская компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, предоставленную в звуко - буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Цель уроков по литературному чтению -  воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя. Задачи:- развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;- развитие читательской компетентности учащихся через организацию урока по литературному чтению,  литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;- стимулирование творчества детей. "Нет наслаждения книгой, - говорил С. Соловейчик, - нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге - это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли,-  вот чтение". Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Направления:1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях,  их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.), знание элементов книги. В работе по данному направлению учащиеся  работают со справочной литературой, словарями,  часто посещают библиотеки.4.  Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. * Этапы читательской подготовки{69CF1AB2-1976-4502-BF36-3FF5EA218861}Подготовительный1 классНачальный2 классОсновной3 классЗаключительный4 класс Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать. Формы работы:беседы – дискуссии (в ходе таких бесед дети вдумываются в текст, вглядываются в книгу, «проникаются» мыслями автора)С целью интенсификации бесед – дискуссий в уроки включаются приёмы инсценирования и устного словесного рисования.В ходе словесного рисования дети воображают прочитанное и как бы видят его наяву, без труда не только назовут тему любого эпизода или ситуации, но и представят детали изображаемого, цвета, формы, звуки и обстоятельства.конкурсы сочинений на заданную темуэлементы драматизации «Дерево вопросов».Вопросы, представленные в виде «дерева», разделяют на 3 вида.1 группа – вопросы с поверхности, ответы на эти вопросы лежат на поверхности текста : Кто? Что сделал? Куда? Где?2 группа – ищет ответы на такие вопросы, которые можно найти только между строк: Почему? Как? А что, если?3 группа – суть этих вопросов – связать текст с жизнью, опытом обучающихся Приёмы анализа литературного произведенияАнализ образа конкретного героя (текст письменный и устный)Создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов к тексту (развитие мыслительных процессов). Составление детьми вопросов к тексту аналитического характера. Восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации. Критическое осмысление текстов.Рассказ от имени героев (речевое развитие)Работа с иллюстрациями к произведению.Театрализация.  И.А.Крыловжурнал Русский писатель детствоповести басни пьесы 1 роман первые шаги учебыВеликий баснописецО вреде дурных привычекО свойствах человеческого характераВысмеивал человеческие пороки и недостаткиЛесть, ложь, глупость, хвастовство, жадность * Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо.1 строка – Басня2 строка — ироничная, сатирическая3строка — высмеивает, обличает, учит4 строка — «А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».5 строка – мораль Комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки).Литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности): знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях.Тесты по изученному произведению, теме, разделу.Тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного.Диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности.Контрольные работы для проверки умений работать с книгой. « Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться»    Э.Тоффлер