Обобщение опыта по проблеме: «Межпредметные связи в преподавании географии». 
@Черепина Наталья Ивановна,образование:  ЧИГУ им. Л.Н. Толстого, 1987,квалификационная категория: первая, педагогический стаж: 22 года Обобщение опыта  по проблеме: «Межпредметные связи в преподавании географии».    ТЕМА:  «Межпредметные                                                              связи    в  преподавании      географии». Цели и задачи:   развитие у учащихся познавательных интересов,    стремления к самостоятельному поиску знаний,  формирование познавательных интересов    учащихся средствами самых различных учебных    предметов в их органическом единстве. осуществление творческого сотрудничества    между учителями и учащимися. изучение важнейших мировоззренческих проблем    и вопросов  современности средствами различных    предметов и наук в связи с жизнью.      определяется,  с  одной  стороны,  интенсификацией  процесса  гуманизации  образования,  а  с  другой – интегративным  характером  развития  науки,  техники  и  производства,  определившим  потребность  современного  общества  в  специалистах  широкого  профиля,  владеющих  системными  и  функциональными  знаниями  о  мире,  месте  и  роли  в  нём  человека  и  обладающих  творческим,  системным  стилем  мышления.    Актуальность  данного направления В современной школе выявляют несколько направлений и уровней интеграции: Появление новых курсов, циклов уроков, объединяющих материал ряда предметов с сохранением их независимости существования в системе обязательных предметов Появление разовых «для встряски» интегрированных уроков разного уровня и более эффективного характера.  элективные курсы как формы реализации межпредметных связей    Коммерческая  география География  Ставропольскогокрая Экология Нетрадиционные  формы  проведения интегрированных уроков  урок - экскурсия Урок - сказка Урок - конференция Подготовка всех типов уроков очень трудоемка и требует согласованных действий учителей: постановка общих целей и задач разработка своих предыдущих уроков в соответствии с общими планами  тщательный отбор материала всем педагогическим коллективом, готовящим интегрированный урок конструктивная совместная разработка уроков  Вопросы межпредметного содержания, направляющие деятельность школьников на воспроизведение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний и их применение при усвоении нового материала.  Межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета, но используются с определенной познавательной целью Учебный эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические (физические) явления, происходящие в них  ਁ〔<ྟྡྦрǔːϰԐ்"倇ēЂǯЂ㛌ৼїƀƁ駿fƌ2ƿǀࠀNj౧ǿȁ뀀ȅ⦨Ȇ⦨ȿ̿쎀οAutoShape 13#ࢋƿ 莩ࡿ䭐Ѓ!昑юǢЃᶲ姒깶믱쀖嚉膈蜐㊔젬ᑞ쨪鮸擒∹ᐅ讜貘뭋杘Ⱟ⠫ܒ授酤휈媄겡矲濾セ좎첢㈾䘟휨ʩ증Ӷ襦Ɀ羇罜쮂ꨫ䟂턘ⴰ縗螹爄쫚ᙽ꩔ꕸ䚔㰤䄆酭顄琨犆쐟艈㜂缲쬒毅⟂䮃㜄孑箊杽ᐷⳢˏ䭯ⓡ੧䌽쬷䋘ᨕﮕ횡턩ꈞ镅ྥ辩貙科炬ꪷ䛨ꪝ튫욃༬鵳㛙あ곗欮䢤䤰⾐摫꛲꞉李⽙㭞ᵛ葄㵐뷇㉗⤗좚屏⪬멼讞傲鑃뗷亰뉃筎ꎿܹ译ሥ蠬汣⡔ᒱ抱㼚淠靓楅ᕾ늑浐絬촃䈌夓㘆䪢炝⎍ⷨ譠퀍덩ለ᭧еȗ삘ꁛ걑惒퍜䀛꼕堖몀༶飖撜ᝂ蒫蔫琛廼㘒ꉸힾ뭏鄨䛭焎駰Э뒂湳峛釅쟎归ᅈ麽㞺ꤋ졫톶ﻛ㶖ᅴ팷쿏떌堪䓪鴈荇碃笴Ḥ鲌㞬释裱ヴ옑ↇ阣⊐ﻸ聑ࠡ现ᅣꅠᴊ硌몷?䭐Ѓ!賕㚆Эю牤⽳潤湷敲浸䑬춏썎ူ뱈떃䎨꠩甉䀫芠蠄龖띞㛱᪉莯ꛭ齉謞ᰃ덗侚餳ꙵⴖ弹噙㹰䁈坖⡜磸㡿茛ǰ捙饭懤㴶騾Ꙡ黭퐗䌮ꈡ綄આ䲚齊撗࿐䍬㫆Ↄ꺞㻡䷊蜭牉ഥ᱖䨗꒮뭼쌅叭罺羘뺾웬啻イ娼甩퉺峝ࢃ藔綺ﻫ꿠凪雇鑲ꮵ˴⁽₧옆補乁䭐ȁ-!昑юǢ།ᄀ⳰ༀ᐀␐ĀᰏЇD䀀ԀĀĀࠌ᐀༰ഀ困鼀ЏЀꀀ옏᐀㸄㰄〄䠄㴄㔄㔄 㜀〄㐄〄㴄㠄㔄 㰀㔄㘄㼄䀄㔄㐄㰄㔄䈄㴄㸄㌄㸄 䔀〄䀄〄㨄䈄㔄䀄〄  Домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка сообщений, рефератов, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера.  Средства реализации межпредметных связей: Способы привлечения знаний из других предметов  фрагментарный, когда лишь фрагменты, отдельный этап урока, требует реализации связей с другимипредметами;  узловой,когда опора на знания из других предметов составляет необходимое условие усвоения всего нового материала или его обобщения в конце учебной темы;  синтезированный, который требует синтеззнаний из разных предметов на протяжении всего урока и специально проводится для обобщения материала ряда учебных тем или всего курса География и математика Связь  прослеживается  при  изучении  тем:         1. «Масштаб»        2. «План  и  карта»        3. «Глазомерная  съёмка»        4. «Определение  географической  широты,  определение  географической долготы»        5. «Особенности  климата  России» На  данном уроке  учащиеся должны  определять  тип  климата  по  цифровым  данным климатических  диаграмм,  работать  с  картами  разного  содержания,  выполнять  построения  графиков  и столбчатых  диаграмм,  читать  в  определённом  масштабе  и  анализировать  их. Химическое производство и окружающая среда География и физика Процессы  нагревания  и  излученияИспарение  и  конденсацияОбразование осадковПонятие  веса, плотностиДавление  воздуха – прослеживаются  в  следующих  темах  географии:    «Факторы, определяющие  особенности  климата  в  России» - 8 класс    «Облака» - 6 класс     «Атмосферное   давление» - 6 класс География и биология Формирование  почвенного  покрова,  растительности  и  животного  мира  в природной  зоне  и  их  взаимосвязь  становится  понятным лишь благодаря  знаниям  по  биологии.                                                     Темы:   «Живые  организмы  в  суровых  условиях  Антарктики» - 7 класс;   «Взаимосвязь растений,  животных   и  природных  условий  в  природных  зонах Русской  равнины» - 8  класс;   «Лесные  зоны  России» - 8  класс;   «Животный  мир  в Южной  Америке» - 7  класс;   «Растительный  и  животный  мир  Северного Кавказа» - 8 класс;    География  и  история - В  VI классе  учащиеся  знакомятся  с  путешествиями  Х. Колумба,      Васко  да  Гама,  Ф. Магеллана. - В  курсе  географии материков  и океанов в  7 классе изучаются  исследования  отдельных  материков. - В  родиноведческих  курсах  в  VIII – IX  классах  характеризуются     русские  экспедиции.-  В  курсе  экономической  и  социальной  географии мира  исторические  вопросы  используются  для  объяснения  формирования  политической  карты мира  и  мирового  хозяйства,   международного географического  разделения  труда. ԁ〔H栅ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿ География  и  литература           В преподавании  географии  проводятся  мероприятия  в  стихотворной  форме,  придумываются  загадки.  Порой  дети  сами придумывают    стихотворения  о природе.     При  изучении  темы «Развитие  форм   рельефа  в  результате   действия  внешних  процессов» использую  следующие  стихи При   формировании  представления  о  понятии  «выветривание»:           Солнце   жарко   припекает          И  породы   нагревает,          А   потом   мороз   ударит          И  породы   остывают          Так  всё   время   день  за   днём           К   разрушению   идём           Камень   точит,  и   вода   уж      поверьте   господа,          Много   лет   может   пройти,  гор   не      станет   на  пути.           При   формировании    представлений  о  деятельности    ледника: Ледник   давно   уж   отступил,Но  много  дел  он натворилПоверхность  сильно  изменил,Обломков массу  наносил.Моренный  создал  он  рельефИ  поразил  надолго  всех.   Цели:1. Познакомиться  с  типами   профессий.2. Определить   какой  тип  профессии  соответствует    индивидуальному   выбору.3. Выявить   какие   профессии    необходимы   для   развития    экономики нашего   региона  на  примере  некоторых   городов    Ставропольского края.                                                Задачи: 1. Дать   достоверную   информацию   об   отраслях     промышленности   и     сельского   хозяйства  некоторых      городов края  и  Георгиевского   района. 2. Формировать   у  подростков самосознание   в   выборе      дальнейшего      жизненного   пути. География, психология, технология.Урок «Человек  и  профессия» Человек -природа  Человек - техника  Человек - человек  Человек-знаковая система  Человек–художест-венный  образ  МикробиологАгрономВетеринарЗооинженерЕгерьФлористГеологПочвовед Техник – механикЭлектросле-сарьТокарьИнженер – электрикИнженер–конструкторВодительВодолазРадиотехникШвеяРаскройщикЭлектрослесар  ПарикмахерПродавецВрачУчительСоциологТренерВоспитательСледовательАдвокатИнспектор милицииПсихологМенеджер  ПрограммистМатематикФинансистКорректорБухгалтерНотариусФотографТелеграфистЯзыковедРедакторЧертёжник-картограф Художник-декораторХудожественныйреставраторАртистАктёрМузыковедТеатроведДизайнерКомпозиторМалярГравёр     Ставрополь   В  настоящее  время  в  городе  имеется   электротехникум  связи,  строительный  и  технологический  техникумы,  музыкальная,  медицинская,  техническая,  культпросвет  и  педагогическое  училища  и  4  ВУЗа:  Педагогический  и  Политехнический  университеты.  Сельскохозяйственная,  Медицинская  Академии.  Работает  целая  плеяда  НИИ,  в  том  числе  Всероссийский  Институт  Овцеводства  и  Козоводства,  Всероссийский  Институт  Люминофоров  и  особо  чистых  веществ   и  др.      Невинномысск               В  городе  действует  филиал  Ставропольского  Государственного  Университета,  Невинномысский   институт   управления   бизнеса  и  права,  Невинномысский  институт  экономики,  управления  и  права,  Невинномысский  региональный   государственный  институт   непрерывного   профессионального    образования  и  др..  Город  по  праву  считается  культурным  центром,  дворцы  культуры,  спортивные  сооружения  отвечают  самым  современным  требованиям.                                               ПЯТИГОРСК     Георгиевск и    Георгиевский район        На   территории   города   расположены   3  техникума (один  из   них  техникум   механизации  и   сельского   хозяйства), 3 ПТУ,   6  филиалов   высших   учебных   заведений: Новочеркасского  технического  университета, Московского   института    социально – культурного   менеджмента  и  сервиса,  Таганрогского   радиотехнического   университета,  Ставропольского   государственного  университета,  Ростовской  государственной   академии,  Ставропольского  технического    университета. Человек рождается на свет,Чтоб творить, дерзать и не иначе,Чтоб оставить в жизнидобрый следИ решить все трудные задачи.        Перспективные  планы. а) снизить вероятность субъективного подхода   в определении       межпредметной емкости учебных тем.б) сосредоточить внимание учителей и учащихся на узловых аспектах учебных предметов которые играют важную роль в раскрытии ведущих идей наук.в)осуществлять поэтапную организацию работы по установлению межпредметных связей, постоянно усложняя познавательные задачи, расширяя поле действия творческой инициативы и познавательной самодеятельности школьников, применяя все многообразие дидактических средств для эффективного осуществления многосторонних межпредметных связей. Рапсодия Северного Кавказа Спасибо за внимание!