Урок математики для 3 класса (УМК «Школа России») по теме «Квадратный дециметр»


Слайд 1. Урок математики в 3 классе (УМК «Школа России»)
Учитель: Фадеенко Валентина Ивановна, учитель начальных классов Ямальской школы-интерната С(П)ОО , с.Яр-Сале Ямальского района Тюменской области ЯНАО.
Тема: «Квадратный дециметр»
Цели: знакомство учащихся с новой единицей измерения площади – квадратным дециметром.
Задачи:
Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление о применении новой единицы измерения, её связи с квадратным сантиметром.
Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, вычислительные умения, навыки измерения длины и площади.
Воспитывать умение работать в команде, усидчивость, аккуратность, последовательность, учить планировать и оценивать свою работу.
Оборудование.
Для учителя: мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер с программой Power Point, карточки для устного счета.
Для учащихся: учебник «Математика» 3 класс, часть 1, под ред. Моро и др., линейки, конверты с фигурами (прямоугольники 3х4 см и 10х10 см), нэтбуки на каждого ученика.
Ход урока
Организация на урок.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
У нас с вами урок математики.
-А что мы на этом уроке делаем?
Итак, мы начинаем!
А чтобы быстро считать,
Задачи без труда решать,
Нам надо себя тренировать.
В математике любая работа
Не обходится без устного счёта.
-берём нэтбуки, открываем программу Pen Input.
(Все готовы? Показываем только ответы.)Карточки
6*8=48 35:7=5 96-35=61
7*9=63 81:9=9 27+14=41
-Молодцы!
II. Проверка домашнего задания.
-Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Что такое площадь?
-Площадь какой фигуры мы уже умеем вычислять?
-В каких единицах измерения мы вычисляли площадь?
-Когда вы в последний раз встречались с вычислением площади? (в домашнем задании).
-Домашнее задание у вас было связано с единицами измерения длины и площади.
-Итак, проверим д/з.
Слайд 2.
№4 3м 9дм=39дм 4см 8мм=48мм
56см=5см 6мм 25мм=2см 5мм
Слайд 3.
№6(3)
-Как найти площадь и периметр квадрата со стороной 9 см?
-Каким еще способом можно было узнать периметр? Какой способ проще и короче?
-Чем отличается площадь от периметра?
-В каких единицах вы измеряли площадь?
-В каких единицах периметр?
-Как мы называем такие числа? (именованные числа).
III. Самоопределение к деятельности.
-Мы не случайно вспомнили с вами про именованные числа, единицы измерения длины и площади, эти знания нам пригодятся на уроке.
-Итак, сегодня мы продолжим говорить о площади прямоугольника, и познакомимся с новой единицей измерения площади, новой меркой.
Слайд 4. Первое задание на смекалку и внимание.
-Разделите числа на 2 группы:
3см, 5л, 2дм, 46, 4мм, 100, 18см, 2дм, 2.
(числа можно разделить на именованные и обычные числа; по щелчку выделяются обычные числа, по второму исчезают);
-А на какие еще группы можно разделить данные числа? (числа, обозначающие длину, объём и площадь).
-Какая группа самая малочисленная? (число, обозначающее объём)- по щелчку выделяется единица объёма, по второму щелчку исчезаем, а остальные единицы разделяются на 2 группы. (длина и площадь)
-Запишите в тетради числа, обозначающие длину, по порядку возрастания: от самого маленького до самого большого. А затем переведите дм в см, см в мм.
Проверка (по щелчку)
4мм, 3см, 2дм.
3см= 30мм 2дм=20см
Слайд 5.
-Кто может прочитать единицы площади?
-Какие могут быть стороны прямоугольника с площадью 18см ? (2см и 9см; 3см и 6см; 18см и 1см)
-С какой единицей площади мы уже знакомы?
-Начертите в тетради 1 квадратный сантиметр. Что вы начертили? (квадрат со стороной 1см)
-А о какой единице площади из названных мы еще подробно не говорили?- по щелчку исчезает 18кв.см.
Слайд 6. –Попробуйте сформулировать тему урока?
-Давайте составим план урока: как мы будем изучать новую единицу измерения.
Слайд 7.
Познакомиться с квадратным дециметром.
Узнать, как он связан с квадратным сантиметром.
Учиться решать задачи с использованием новой единицы площади.
-Вот по этому плану мы и будем работать сегодня.
IV. Изучение нового материала.
-Давайте вспомним, какими способами можно измерить площадь прямоугольника? (разделить ни кв. см с помощью палетки; наложением фигур, приложением мерки; измерить длину и ширину и перемножить данные).
-Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столе конверты с фигурками. Достаньте из конверта прямоугольник и самостоятельно найдите его площадь. Можно советоваться с соседом.
-Давайте вспомним, что нужно для этого сделать? (измерить длину и ширину, умножить).
Слайд 8. – Итак, мы узнали площадь прямоугольника. Она равна 12 кв.см.
-В каких единицах мы измерили площадь данного прямоугольника?
-А теперь возьмите из конверта квадрат. Давайте вычислим площадь квадрата. Как это сделать?
-Чему равна сторона квадрата? (10 см)
-В каких еще единицах можно выразить 10 см? (1 дм)
-Запишем в тетрадь 10 см = 1дм.
-Значит большая мерка – это квадрат со стороной 1 дм. Посмотрите в тетрадь на начерченный вами маленький квадрат. Сравните с большой меркой. Подумайте и скажите, как в математике мы назовём квадрат со стороной в 1дм? (1 кв.дм.)
-А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)
-Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки? Посмотрите вокруг и назовите такие предметы.
Слайд 9.
-А давайте посчитаем, сколько кв.см поместится в 1кв.дм. Как это можно сделать? (разделить большой квадрат на кв.см и посчитать; мы знаем, что сторона большого квадрата 10см, можно умножить 10 на 10).
-А какой способ легче и быстрее? (перемножить 10 на 10)
-Посчитайте. (100кв.см)
Слайд 10. –Запишем в тетрадь: 1кв.дм – 100кв.см
-Итак, что мы сейчас узнали? (как кв.дм связан с кв.см)
-А третий пункт нашего плана: научиться решать задачи, используя новую единицу площади. Этим мы займемся после небольшой разминки. Сделаем упражнение для глаз.
Слайд 11. Физминутка для глаз.
V. Закрепление нового материала.
-Для чего мы учимся решать задачи?
-Прежде чем мы решим задачу, давайте вспомним, для чего нужна единица измерения площади в 1кв.дм?
-Раз уж мы пришли к выводу, что зеркала удобнее измерять в кв.дм, то попробуем посчитать площадь одного такого зеркала.
Слайд 12. Решим задачу. С.66 №3.
-Высота зеркала прямоугольной формы 10дм, а ширина 5дм. Чему равна площадь зеркала?
Слайд 13. Проверка.
VI. Закрепление ранее изученного материала.
-Для того, чтобы научиться быстро решать задачи на умножение и деление, нужно хорошо знать таблицу умножения и деления. Сейчас проверим, кто уже хорошо выучил таблицу?
Работа с нэтбуками:
1.файл «Умножение – тренажер» (проверяем деление на 9).
2.файл «Умножаем и делим» (проверяем таблицу умножения).
VII. Итог урока.
-Скажите, нам удалось выполнить запланированное на уроке?
-Что нового вы сегодня узнали?
-Что вам понравилось делать больше всего?
-А в чем были трудности?
Вы молодцы!
VIII. Домашнее задание.
-Дома вы еще раз повторите новый материал и закрепите умение находить площадь прямоугольника – С.66 №2.