Рабочая программа по искусству в 8 классе по программе под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Урусовская средняя общеобразовательная школа
Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено»
Руководитель ТГ
__________Липатова Н.Г./
Протокол № 1от
«26» августа 2016 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УР
________________Самсонова Е.В./
«29» августа 2016 г.
«Утверждено»
Руководитель
_____________/Шуршина Н.И./
Приказ № 210 - О
от «31» августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству , 8 класс
Родькиной Надежды Николаевны,
учителя , I категории
Принято на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от «30» августа 2016 г.
2016 – 2017 учебный год
Требования к уровню подготовки обучающихсяиметь представление о значении искусства в жизни человека;
понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных (пластических) искусств, музыки, литературы, театраи кино;
использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
№ п/п Название разделов Количество часов
1 Искусство в жизни современного человека
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
3
2 Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
7
3 Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
7
4 Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Художественно-творческая деятельность обучающихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
10
5 Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
8
Итого 35
Формы организации учебных занятий
Лекция,
Рассказ,
Беседа,
Экскурсии,
Объяснение и другие
Основные виды учебной деятельности
Фронтальная;
- Самостоятельная работа с учебником,
беседа,
ответы на вопросы,
индивидуальная;
Календарно – тематическое планирование
Количество часов:
Всего 35час; в неделю 1 час.
Планирование составлено на основе примерной программы « Искусство 8 – 9 классы», под редакцией Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской. 3-е издание, доработанное,
Москва, Просвещение, 2011.
Учебник: «Искусство 8- 9 класс» , Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская , Москва «Просвещение», 2011 год
№ п/п Наименование раздела и тема урока Количество часов Использование ИКТ Повторение изученного/подготовка к ОГЭ, ЕГЭ Календарные сроки
план факт
Тема 1. Искусство в жизни современного человека. 3 презентация 1 Искусство вокруг нас.
1 Понятие искусство 6.09 2 Художественный образ – стиль – язык.
1 презентация 13.09 3 Наука и искусство. Знание научное и знание художественное.
1 20.09 Тема 2.Искусство открывает новые грани мира. 7 4 Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.
1 презентация Устное народное творчество 27.09 5 Зримая музыка.
1 презентация живопись 4.10 6 Человек в зеркале искусства: жанр портрета.
1 видеоряд пейзаж 11.10 7 Портрет в искусстве России.
1 Зарубежные мастера 18.10 8 Портреты наших великих соотечественников. Как начиналась галерея.
1 25.10 9 Музыкальный портрет
Александр Невский.
1 презентация Обряды, русские народные праздники 15.11 10 Портрет композитора в литературе и кино.
22.11 Тема 3. Искусство как универсальный способ общения. 7 11 Мир в зеркале искусства.
1 презентация Произведения отечественного и зарубежного искусства 29.11 12 Роль искусства в сближении народов.
1 6.12 13 Искусство художественного перевода – искусство обще-ния. Как происходит передача сообщений в искусстве?
1 презентация Знаки и символы в натюрмортах, пейзажах, в жанровых картинах 13.12 14 Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.
1 презентация росписи, мозаики и миниатюры, графика и живопись, карикатура 20.12 15 Художественные послания предков. Разговор с современником.
1 презентация Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога 27.12 16 Символы в жизни и искусстве.
1 презентация 10.01 17 Музыкально-поэтическая символика огня.
1 презентация 17.01 Тема 4. Красота в искусстве и жизни. 10 18 Что есть красота.
1 презентация 24.01 19 Откровенье вечной красоты.
1 презентация Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия 31.01 20 Застывшая музыка.
1 презентация скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.
7.02 21-22 Есть ли у красоты свои законы.
2 14.02-21.02 24 Всегда ли люди одинаково понимали красоту.
1 28.02 25 Великий дар творчества: радость и красота созидания.
1 Женские образы в произведениях художников. 7.03 26 Как соотноситься красота и польза.
1 14.03 27 Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве.
1 21.03 Тема 5.Прекрасное пробуждает доброе. 8 28 Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер). 1 презентация Поэтизация образа матери.
4.04 29 Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. 1 Крупнейшие художественные музеи страны 11.04 30 Искусство как модель для подражания. 1 18.04 31-32 Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. Подготовка к промежуточной аттестации 2 презентация Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. Сказка в театре и кино. 25.04
2.05 33 Идеал человека в искусстве. Воспитание души. 1 16.05 34-35 Исследовательский проект
2 23.05