Система подготовки осуждённых, обучающихся по индивидуальной форме, к ГИА (9,12 классы)
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ОСУЖДЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПРИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
Полякова Наталия Михайловна,
учитель математики ГКОУ ВСШ №1
Волгоградской области
E-mail: mishatever@mail.ru
Аннотация Цель данной статьи: показать дифференциацию процесса подготовки обучающихся к экзаменам с целью успешной сдачи ГИА при индивидуальной форме обучения.
Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, мотивация, индивидуальная форма обучения, личностные особенности, самоорганизация, самоконтроль.
Основной государственный экзамен в 9 классе и государственный выпускной экзамен по математике в 12 классе - это результат работы ученика и учителя на протяжении нескольких лет обучения в школе, поэтому подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса.
На экзамене по математике проверяется усвоение обучающимися учебного материала на базовом и повышенном уровнях не только на последней ступени обучения. Диапазон экзаменационных заданий достаточно широк: от задач по реальной математике, в том числе и геометрических (учебный материал 5-9 классов), до задач, требующих знаний математических определений и теорем (10-12 классов). Задания экзамена рассчитаны на то, что ученики с разными способностями и интересами могут продемонстрировать свою реальную подготовку по математике и получить удовлетворительную отметку.
Практика показывает, что подготовку к ГИА необходимо начинать не на последней ступени обучения, а гораздо раньше. Качественное усвоение учебного материала 5-9 классов – залог успешной сдачи экзамена в будущем. Кажется, что все ясно – надо работать над проблемой ГИА на протяжении нескольких лет, тогда сдача ОГЭ и ГВЭ не будет вызывать никаких проблем у обучающихся.
Но в ходе подготовки к ГИА учитель сталкивается с основными объективными трудностями:
обучающиеся учатся в обособленном структурном подразделении при лечебно исправительном учреждении непостоянно, ученический коллектив регулярно обновляется, поэтому часто возникает необходимость подготовить к экзаменам за очень короткий срок;
индивидуальная форма обучения предполагает занятия математикой (алгеброй и геометрией) в пределах 16-17 минут один раз в неделю;
из-за низкого уровня знаний и длительного перерыва в учебе обучающихся испытывают затруднения при усвоении нового материала;
отсутствие у обучающихся мотивации к изучению математики и необходимости, по их мнению, ее дальнейшего применения.
Для преодоления сложившихся трудностей и эффективной подготовке обучающихся к экзамену учитель должен решить сложную педагогическую задачу – добиться того, чтобы все ученики достигли обязательного уровня усвоения учебного материала.
Многие осужденные обучающиеся находятся в дискомфортном положении при решении задач среднего уровня, не справляются с ними, у них развивается чувство собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, и в итоге непосещения учебных занятий. В связи с этим в условиях нашей школы, как правило, не приходится говорить об ориентации на максимальный объем усвоения учебного материала. Однако при решении выше поставленной педагогической задачи, связанной с ориентацией на обязательный минимум знаний, не следует ограничивать требования к малой части обучающихся. К сильным учащимся надо предъявлять требования, выходящие за данные рамки.
Дифференцированный подход и индивидуальная форма обучения являются выходом из сложившейся ситуации, они позволяют знать и учитывать уже сложившиеся индивидуальные особенности человека.
Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». [1; 23].
Работая индивидуально и дифференцированно, учитель может изучить личностные особенности каждого ученика, предлагая задания, соответствующие его интеллектуальным способностям от простого к сложному.
Это позволит:
ликвидировать пробелы по основным темам курса математики;
отработать математические навыки в соответствии с требованием стандартов образования;
развить логическое мышление, внимание;
формировать творческий, интеллектуальный потенциал;
формировать навыки оформления экзаменационных работ;
выработать у обучающихся умение концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена;
получить удовлетворительную отметку на государственной итоговой аттестации.
Для того чтобы достичь положительных результатов, автор данной статьи выстраивает подготовку к ГИА следующим образом:
на каждом уроке проводится обязательный устный счет;
включаются в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным;
в содержание текущего контроля включаются экзаменационные задачи, задачи из реальной математики;
идет обучение работе со справочным материалом (таблицей квадратов натуральных чисел, основными формулами);
итоговое повторение строится исключительно на отработке умений и навыков, необходимых для получения положительной отметки на экзамене;
проводится контроль знаний учащихся через самостоятельные работы, тесты, математические диктанты, контрольные работы, диагностические работы;
проводятся индивидуально-групповые занятия по отдельным темам, которые вызвали затруднения;
выписываются все допущенные каждым учащимся ошибки и фиксируются с целью своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала;
составляется план ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся.
Такая система подготовки к ГИА и контроля знаний, умений и навыков учащихся позволяет учителю:
постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме;
своевременно принимать меры по восполнению пробелов;
повышать мотивацию учащихся к учебе и развивать чувства интереса к предмету, удовлетворения от интеллектуальной деятельности.
Необходимо при подготовке к ГИА соблюдать следующие правила:
подбирать задания по определенной теме от простых, типовых к более сложным;
подобранный материал должен быть логически взаимосвязан, где из одного следует другое, полученные знания на одном уроке способствуют пониманию материала следующего урока;
систематически предлагать на уроках или дополнительных консультациях тренировочные тесты, выполняя которые обучающиеся самостоятельно смогут оценить степень подготовленности к экзамену;
индивидуально беседовать с учениками по вопросам, которые вызывают у них затруднения;
все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
Следуя этим правилам, у учеников формируются навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля. Цель учителя состоит в том, чтобы помочь каждому обучающемуся научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно, развивать способность мыслить свободно, без страха, творчески, стараться давать возможность каждому ученику расти настолько, насколько он способен
Очень важно при подготовке к ГИА:
психологически поддерживать обучающихся, внушать, что они справятся с заданиями;
укреплять их самооценку, не забывая хвалить при правильном выполнении того или иного задания;
переходить от легких заданий к более сложным;
делать интересный подбор заданий, понятный обучающимся, например задания из реальной математики;
разбирать задания, учитывая дифференцированный подход;
объяснять более доступными, простыми словами;
поддерживать ученика при неудачах;
подробно рассказать выпускникам, как будет проходить государственный выпускной экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена;
учитывать во время подготовки и проведения экзамена скорость протекания мыслительно-речевых процессов, продуктивность умственной деятельности.
Приведем пример дифференцированного подхода при подготовке к ГИА по теме «Проценты». Практика показывает, что задачи на проценты всегда вызывают затруднения у обучающихся.
Основные правила и типовые задачи, которые должны усвоить все обучающиеся.
Начнем с определения процента. 1 % -это одна сотая часть какой-то величины. Чтобы найти один процент от числа, надо число разделить на 100 или умножить на 0,01.
Так 1 % от 1000 рублей равен 10 рублям, а 1 % от 30 мин равен 0,3 мин.
Чтобы найти несколько процентов от числа, надо количество процентов перевести в дробь и умножить на данное число.
Чтобы найти 13% - подоходный налог от зарплаты в 15000 рублей, надо 13 % перевести в дробь и умножить на 15000. 0,13∙15000=1950 (рублей).
Очень часто в задачах по математике приходится находить изменение (уменьшение или увеличение) какой-либо величины на какой-то определенный процент. Например,
1 кг яблок летом стоил 40 рублей, а зимой повысился на 37 %. Сколько стоит 1 кг яблок зимой? Для решения данной задачи надо: 40+0,37∙40=54,8 (рублей).
До распродажи футболка стоила 500 рублей. Сколько стоит футболка, если распродажа составила 18 %? Аналогично, 500-0,18∙500=410 (рублей).
Типовые задачи, которые решаются, используя правило нахождения процентов от числа.
Железнодорожный билет для взрослого стоит 720 рублей. Стоимость билета для школьника составляет 50% от стоимости билета для взрослого. Группа состоит из 15 школьников и 2 взрослых. Сколько рублей стоят билеты на всю группу?
В городе N живет 200 000 жителей. Среди них 15% детей и подростков. Среди взрослых жителей 45% не работает (пенсионеры, студенты, домохозяйки и т.п.). Сколько взрослых жителей работает?
Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна 12 500 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?
Тетрадь стоит 24 рубля. Сколько рублей заплатит покупатель за 60 тетрадей, если при покупке больше 50 тетрадей магазин делает скидку 10% от стоимости всей покупки?
Задачи, обратные предыдущим. Необходимо по числу, соответствующему определенному проценту, найти целое число.
Чтобы найти целое число по его процентам, надо число, соответствующее части, разделить на проценты, выраженные десятичной дробью.
Подоходный налог от заработной платы Ивана Ивановича составил 2600 рублей. Какова заработная плата Ивана Ивановича?
Так как подоходный налог составляет 13%, то 13=0,13. 2600: 0,13=20000 (рублей).
Аналогичная задача, которая решается в два действия. Цена на электрический чайник была повышена на 16% и составила 3480 рублей. Сколько рублей стоил чайник до повышения цены? Здесь надо понимать, что первоначальная цена, с которой сравнивается новая, составляет 100%, значит, новая цена равна 116% или 3480 рублей. 3480:1,16=3000 (рублей ) - первоначальная цена.
Типовые задачи, которые решаются, используя правило нахождения числа по его процентам.
Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы Мария Константиновна получила 9570 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Марии Константиновны?
В школе французский язык изучают 124 учащихся, что составляет 25% от числа всех учащихся школы. Сколько учащихся в школе?
Студентами технических вузов собираются стать 27 выпускников школы. Они составляют 30% от числа выпускников. Сколько в школе выпускников?
Третий вид задач на нахождение процентов одной величины от другой.
Чтобы найти сколько процентов одно число составляет от другого, надо первое число разделить на второе и результат умножить на 100 %. В классе 25 человек, 14 мальчиков и 11 девочек. Какой процент от численности класса составляют девочки? Для решения данной задачи надо 11:25∙100 = 44 (%)
Типовые задачи, которые решаются, используя правило нахождения процентов одной величины от другой.
Мобильный телефон стоил 3500 рублей. Через некоторое время цену на эту модель снизили до 2800 рублей. На сколько процентов была снижена цена?
Мобильный телефон стоил 6300 рублей. Через некоторое время цену на эту модель повысили до 8400 рублей. На сколько процентов была повышена цена?
Магазин делает пенсионерам скидку на определенное количество процентов от цены покупки. Пакет кефира стоит в магазине 40 рублей. Пенсионер заплатил за пакет кефира 38 рублей. Сколько процентов составляет скидка для пенсионеров?
Данные виды задач часто встречаются в ОГЭ и ГВЭ, их должны решать все обучающиеся, они относятся к обязательному минимуму обучения.
Следующие виды задач условно не входят в обязательный минимум, их можно предложить более сильным обучающимся.
Четыре одинаковые рубашки дешевле куртки на 8%. На сколько процентов пять таких же рубашек дороже куртки?
Цена холодильника в магазине ежегодно уменьшается на одно и то же число процентов от предыдущей цены. Определите, на сколько процентов каждый год уменьшалась цена холодильника, если, выставленный на продажу за 20000 рублей, через два года был продан за 15842 рублей.
Митя, Антон, Гоша и Борис учредили компанию с уставным капиталом 200000 рублей. Митя внес 14% уставного капитала, Антон — 42000 рублей, Гоша — 0,12 уставного капитала, а оставшуюся часть капитала внес Борис. Учредители договорились делить ежегодную прибыль пропорционально внесенному в уставной капитал вкладу. Какая сумма от прибыли 1000000 рублей причитается Борису? Ответ дайте в рублях.
В начале каждого урока данной темы устный счет можно проводить по следующим упражнениям.
Представьте десятичной дробью 10 %;900 %;23 %;16 %;39 %;2 %;
120%.
Найдите 1% от 300; 23;144; 3,56; 234546.
Найдите 2% от 265; 4567; 6; 8,2; 600.
Как можно проще находить 5%, 10%, 20%, 25%,50%, 75% от любого числа?
С целью контроля при изучении данной темы и при подготовке к ГИА можно предложить обучающимся следующие задачи:
На пост главы администрации города претендовало три кандидата: Журавлёв, Зайцев, Иванов. Во время выборов за Иванова было отдано в 2 раза больше голосов, чем за Журавлёва, а за Зайцева — в 3 раза больше, чем за Журавлёва и Иванова вместе. Сколько процентов голосов было отдано за победителя?
Смешали некоторое количество 21 процентного раствора некоторого вещества с таким же количеством 95-процентного раствора этого же вещества. Сколько процентов составляет концентрация получившегося раствора?
В 2008 году в городском квартале проживало 40000 человек. В 2009 году, в результате строительства новых домов, число жителей выросло на 8 %, а в 2010 году на 9 % по сравнению с 2009 годом. Сколько человек стало проживать в квартале в 2010 году?
Семь одинаковых рубашек дешевле куртки на 2%. На сколько процентов десять таких же рубашек дороже куртки?
Список литературы:
Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т.8, 1950.
В. Козлович, А. Крючков «Индивидуальный подход и воспитание дисциплинированности у заключенных». Москва. 1969 г.
ФИПИ 2017 официальный сайт [электронный ресурс]:- Режим доступа URL: https://oficialnyi-sait.ru/fipi-oficialnyi-sait/ [Дата доступа: 18.01.2017].