Педагогическое взаимодействие по развитию здоровьеориентированной личностной позиции обучающихся – осужденных

Давыдова Алена Николаевна
ВСОШ № 6 г. Нижний Тагил
Учитель истории
Педагогическое взаимодействие по развитию здоровьеориентированной личностной позиции обучающихся – осужденных.
Сегодня на образование как на целостную структуру, обеспечивающую социализацию
личности, возложена задача сохранения здоровья подрастающего поколения. Будучи многофункциональным, наряду с основными видами деятельности – обучение, воспитание и развитие, оно призвано выполнять функции сохранения здоровья обучающихся. Соответственно, образование – как процесс – включает обучение, воспитание, развитие и здоровьесбережение.
Цель педагогического взаимодействия по развитию здоровьеориентированной личностной позиции обучающихся – осужденных является создание эффективной системы включения обучающихся в образовательную среду с целью обеспечения их успешной социализации в обществе, где первостепенную значимость имеет формирование здорового стиля жизни.
Следует использовать интерактивную модель обучения. Процесс обучения в этом случае осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающийся между собой. Преподаватель и обучающийся являются равноправными субъектами обучения.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование
жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Здоровьесберегающая педагогическая технология – это, прежде всего, элемент
специальным образом организованного педагогического процесса, в ходе решения
основных задач которого (обучение, воспитание, развитие) обеспечивается сохранение и
поддержание здоровья его субъектов в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных
ситуациях. Соответственно, интерактивные технологии следует рассматривать еще и как
модель образовательной технологии, позволяющей уменьшить отрицательное влияние
учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья обучающихся.
Обучающиеся нашей ОО имеют в большей степени социальную, в меньшей школьную дезадаптацию, что проявляется:
- в нарушении норм морали и права;
- в асоциальном поведении;
- в деформации системы ценностей, внутренней саморегуляции, социальных
установок;
- в отчуждении от основных институтов социализации (семьи, школы);
- в резком ухудшении нервно-психического здоровья;
- в несоответствии психофизического и социопсихологического состояния обучающихся к требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях – невозможным.
Что приводит:
- к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности;
- к трудностям в профессиональном определении;
- снижению уровня нравственных и ценностных представлений;
- снижению способности адекватной самооценки.
Поэтому специфика работы с таким контингентом должна включать:
- Консультативно-разъяснительная работу с педагогами;
- Мобилизацию воспитательного потенциала среды;
- Привлечение необходимых специалистов.
От педагогов в ситуациях дезадаптации обучающихся требуется повышенное внимание к
его индивидуально-психологическим особенностям, индивидуальный подход в обучении
и воспитании, создание атмосферы комфортности, а также проведение
психокоррекционной работы совместно со специалистами. В данном случае
сопровождение образовательного процесса играет исключительно важную роль и
позволяет решить проблему совместной деятельности педагога, психолога, врача.
В целом результатом формирования готовности обучающихся к здоровьеориентированной деятельности является образование соответствующих мотивов, установок и опыта, придание психическим процессам и свойствам личности таких особенностей, которые обеспечат обучающимся возможность эффективно вести здоровый образ жизни независимо от условий или динамики изменения жизненной обстановки.
Для достижения целей здоровьеориентированной деятельности необходимо задействовать целый ряд ресурсов:
- физические (соматические) – наследственность, уровень физического развития (соматометрические, соматоскопические и физиометрические показатели), уровень состояния здоровье (наличие или отсутствие хронических заболеваний), уровень неспецифической резистентности (сопротивляемости) организма, уровень физической подготовленности (показатели кондиционных физических качеств);
- психологические – уровень развития основных психологических процессов (восприятие, мышление, память, воображение и др.), и его соответствие установленным возрастным
нормам;
- духовно-нравственные – уровень развития эмоционально-мотивационной сферы, ценностных ориентаций и установок; уровень адекватности поведения требованиям социальной
среды;
- социальные – наличие и доступность услуг физкультурно-оздоровительных, коррекционно-психологических, медико-реабилитационных и иных центров и служб содействия
укреплению здоровья;
- общественно-идеологические – наличие стойких идеологических позиций в отношении
приоритетности здоровья, здорового образа жизни, поддерживаемого на всех уровнях государственной власти (федеральном, региональном, муниципальном и объектном).






















Список использованных источников:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










15