Доклад из опыта работы воспитание осознанного отношения к своему здоровью


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 40 «Сороконожка»







Доклад из опыта работы







Миронюк Лариса Юрьевна,
воспитатель по физическому воспитанию,
1 квалификационная категория.










г. Усть-Илимск


В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека XXI века – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в дошкольном возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.
Неблагоприятные эколого-климатические условия г. Усть-Илимска приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.
Поэтому возникла необходимость вести поиск новых подходов в вопросах формирования здоровья, в организации процесса физического воспитания, в преемственности семьи и детского сада – тех социальных структур, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Проанализировав все вышеизложенное, я поставила перед собой цель: создать условия для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей на основе использования современных здоровьесберегающих технологий.
Оздоровительные задачи
Сохранять и укреплять здоровье детей.
Формировать правильную осанку и развивать все групп мышц.
Содействовать профилактике плоскостопия.
Образовательные задачи
Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость).
Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.
Воспитательные задачи
Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
Воспитывать чувство уверенности в себе.
Формировать представление о здоровом образе жизни.
Вызвать эмоционально-положительное отношение к играм, спортивным упражнениям, соревнованиям, к занятиям спортом, к совестным прогулкам.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Решая задачи сохранения и укрепления здоровья и физического развития детей, я использую различные формы организации физкультурно-оздоровительной работы.
Физкультурно-оздоровительная работа вписывается в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения в виде занятий или в качестве кружковой работы, построена в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлена на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.
В структуру оздоровительных занятий тесно вплетены различные виды деятельности:
коррекционные упражнения во время ходьбы и бега («Позвони в колокольчик», «Походим в шляпах», «Великаны и карлики» и др.),
комплекс упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета, на формирование правильной осанки, укрепление мышц брюшного пресса, голеностопного сустава и т.д.,
дыхательная гимнастика,
разнообразные виды самомассажа,
гимнастика для глаз,
подвижные игры-забавы
упражнения на релаксацию.
Синтез различных видов деятельности, соответствующий существующим научно обоснованным оздоровительным системам, подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные мероприятия нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, на формирование защитных способностей к неблагоприятным природно-климатическим факторам, т.е. я создаю условия для того, чтобы дети росли здоровыми.
Однако при проведении оздоровительных занятий обязательно учитываю самочувствие детей, их эмоциональное состояние.
С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей. Я широко использую музыкальное сопровождение на занятиях для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей.
Дыхательные упражнения в комплексном оздоровлении занимают, отнюдь, не последнее место. Одна из задач дыхательных упражнений - научить детей правильному полному глубокому дыханию. При таком дыхании увеличивается газообмен, подвижность грудной клетки и диафрагмы, массируется печень, желудок и другие внутренние органы, что благотворно действует на нервную систему. Для привлечения внимания и заинтересованности со стороны детей мы выполняем дыхательные упражнения по методике Б.Толкачева в игровой форме.
Гимнастика для глаз снимает утомление глаз и повышает двигательную активность в течение дня.
Зрительные ориентиры (пятна) по-разному воздействуют на детский организм.
Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему
настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
Синий, голубой, зелёный – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
Релаксация способствует развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр. Мы часто используем минутки покоя:
- посидим молча с закрытыми глазами;
- посидим и полюбуемся на горящую свечу;
- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
- помечтаем под прекрасную музыку.
Наряду с вышеперечисленными формами работы мы проводим с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. В каждой группе есть картотека схем этих точек, и воспитатели делают с детьми самомассаж по лечебным точкам в течение дня.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется параллельно с воспитателями и специалистами дошкольного учреждения. На первом месте стоят занятия, которые помогают выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умению определить свое состояние.
С целью освоения детьми навыков здорового образа жизни воспитатели проводят тематические занятия:
Познай свое тело.
Правила безопасного поведения.
Как победить простуду.
Соблюдай правила гигиены и др.
Воспитателю изодеятельности я подобрала и рекомендовала к использованию в работе с детьми физ.минутки и физ.паузы, способствующие развитию мелкой моторики пальцев, укреплению мышц спины, снятию усталости и напряжения. Воспитателю компьютерно-игрового класса – игры, способствующие снятию усталости глаз и укреплению глазных мышц.
Ежегодно в нашем дошкольном учреждении проводятся Дни здоровья - это форма активного отдыха детей, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Подготовка к проведению дней здоровья осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы с детьми. В подготовке дней здоровья принимает участие весь педагогический коллектив и родители.
«День здоровья» мы проводим с использованием следующих форм физкультурно-оздоровительной работы:
- Утренняя бодрящая гимнастика с элементами коррегирующей гимнастики. - Дыхательная гимнастика. - Пальчиковая гимнастика. - Гимнастика для глаз.
- Психогимнастика.
- Самомассаж .
- Закаливающие процедуры. - Беседы и рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.
- Игры-эстафеты.
- Спортивные сюжетные развлечения. - Подвижные игры с использованием атрибутов. - Экскурсии на природу. - Длительное пребывание на свежем воздухе, сон в хорошо проветриваемом помещении.
Через экскурсии в лес, походы дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботятся о своём здоровье. В лесу дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
Серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.
Наличие детей с нарушением осанки и плоскостопием в нашем детском саду потребовали проведения работы по профилактике этих заболеваний.
В ДОУ работает физкультурно-оздоровительная группа «Здоровячок», цель которой – укрепление опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста через профилактику плоскостопия и нарушений осанки и поддержание их эмоционально-положительного тонуса.
Группу «Здоровячок» посещают 15 детей старшего дошкольного возраста. Комплектование группы детей для оздоровительных занятий проводилось с учетом рекомендаций врача-ортопеда по данным медицинского осмотра, результатов проверки исходного уровня физической подготовленности.
Занятия обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий, которые носят сугубо профилактический характер.
Хочется отметить, что за период с октября 2009 г. по март 2010 г. ни один ребенок из числа детей, посещающих группу «Здоровячок», не поставлен на учет, что является результатом проводимой профилактической работы.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам.
Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей.
Традиционными в ДОУ являются спортивные мероприятия с участием родителей и детей: спартакиады, праздники, турниры.
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребёнка. Вместе составляем памятки здоровья. Родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советуем литературу.
Соответственно, для родителей оформляем в «Уголке здоровья» рекомендации, советы по физическому развитию и оздоровлению детей. Предлагаем разнообразные формы совместной работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств: информация для родителей на стендах, в папках-передвижках; консультации психолога, медиков; занятия по профилактике нарушений осанки, деформации стопы; деловые игры и тренинги; физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т. д.
Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, приобщить их к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровых детей.
Физическое воспитание строится с учетом физической подготовленности детей. С этой целью 2 раза в год проводится диагностика, что помогает прогнозировать и корректировать воспитательно-образовательную работу, осуществлять дифференциальный подход, позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.
Все усилия, направленные на сохранение, укрепления и улучшение здоровья детей и их результаты обсуждаются на педсоветах, медико-педагогических совещаниях ДОУ. На них присутствуют воспитатели, специалисты, медицинские работники. Ставится проблема: результаты диагностики физического развития и физической подготовленности детей, процент заболеваемости по группам. На основании этого выносится решение по улучшению оздоровительной работы и способы его выполнения.
Таким образом, видно, что работа не проходит бесследно. Использование комплекса здоровьесберегающих технологий в физкультурной и оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно-воспитательный потенциал. Это очень важно в воспитании здорового поколения.
И хотя впереди еще много работы, результаты убеждают, что объединение семьи и дошкольного учреждения поможет нам на практике создать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, сохранив при этом его здоровье, позволит создать в нашем ДОУ свою модель педагогики оздоровления, основанную на принципах здоровьесберегающих технологий. Все это позволит говорить не об охране или поддержании, а именно о развитии здоровья наших детей.



Библиографический список.
1. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. / Авторы составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2001. 2. Козырева О. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки // Дошкольное воспитание, №12-1998. 3. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников // Дошкольное воспитание, №11-2002. 4. Кузнецова М. Контрастное закаливание // Дошкольное воспитание, №12-2001. 5. Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет: профилактика и лечение. –М.: ТЦ Сфера, 2004. 6. Маханева М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе.- М.: АРКТИ, 2004. 7. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: «Акцидент», 1998. 8. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 9. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 10. Понаморев С.А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей до 6 лет). «Спарт» 1992. 11. Рукова М. Особенности организации занятий по физкультуре // Дошкольное воспитание, №9-2002. 12. Рунова М., Пукинская М. Активный отдых - физкультурные праздники и досуги // Дошкольное воспитание, №12-2001. 13. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста /Сост. С.С.Бычкова. АРКТИ, 2002.
















"Воспитание у детей осознанного отношения
к своему здоровью через применение
здоровьесберегающих технологий."Times New Roman