Доклад Методы организации воспитательного и образовательного процесса с трудными обучающимися
Министерство образования и культуры Тульской области
Департамент образования министерства образования и культуры
Тульской области
ГОУ НПО ТО «ПУ №12»
Доклад
Методы организации воспитательного и образовательного процесса с трудными обучающимися
Подготовил:
Мастер производственного обучения
Степанова О.А.
г. Ефремов
Методы организации воспитательного и образовательного процесса с трудными учащимисяВ последние годы в наше училище все больше приходят подростки с отклонениями в развитии, поведении, слабой успеваемостью, т.е. трудные и педагогически запущенные. Они требуют к себе особого внимания и напряженной индивидуальной работы, иначе недостатки личности усугубляются, стабилизируются, получают дальнейшее развитие, выражаясь в моральной устойчивости и потому легкой подверженности отрицательного влияния со стороны.
Глубокое и всестороннее знание психологии учащихся - одно из важнейших условий эффективности их обучения и воспитания в училище. Психологические особенности трудных подростков обусловлены образом особенностями их тяжелой жизни в детстве и воспитании в интернатах. Придя к нам чувствуется, что у ребят есть потребности общения со взрослыми, и не ко всем без исключения взрослым они относятся отрицательно. Два основных условия в аспекте сказанного определяют успех работы с трудными детьми: организация дружеских взаимоотношений со взрослыми людьми и вовлечения подростка в разностороннюю и содержательную жизнь коллектива ровесников. Позиция отвержения «плохого ребенка» в ученическом коллективе, направленные взаимоотношения со взрослыми толкают его к объединению с «себе подобными», что толкает на путь преступлений.
Неудовлетворенность своим положением, конфликтность с окружающими усиливает присущее состояние тревожности. А оно чревато нежелательными последствиями: неблагоприятно влияет на характер человека, его поведение и невроз. Человек в состоянии невроза быстрее попадает под отрицательное влияние случайных людей. Поэтому таким людям необходимо обеспечение правильных, гуманных, доверительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Определенные недостатки умственного развития трудных подростков проявляются не только в учебной деятельности, но ив их поведении. Недостаточное умственное развитие может препятствовать анализу собственного поведения и прогнозированию его последствия. Отсутствие необходимых умений и навыков самостоятельного мышления приводит к значительной внушаемости, податливости и развитию аморальной личности. Это наносит ущерб здоровью т.к. ведется неправильный режим жизни, ранее приобщение к курению, алкоголю и раннее начало половой жизни.
И если в личном окружении таких подростков нет взрослых, на которых можно положиться, вместе с которыми можно решить любую проблему, то они сразу ищут на стороне взрослого человека, который сумеет завоевать его доверие и станет старшим другом и шефом, только хорошим ли?В работе с такими детьми необходимо соблюдать ряд требований:
оптимистическое отношение к ним, в общении не напоминать о прошлых плохих поступках;
выражать доверие подростку;
строгий контроль за поведением, изоляция от аморальной среды, великий педагог Макаренко говорил «Беспомощен тот педагог, который потворствует недостаткам ученика, слепо следует его капризу, подыгрывает и сюсюкается, вместо того, чтобы воспитывать и переделывать его характер».
Все принципы учения учащихся взаимосвязаны.
Первый - ни одна черта характера подростка не может выявляться сама по себе, проявляться во взаимоотношении с другими людьми в определенных ситуациях.
Второй - объективность. Вывод о человеке нельзя делать, по мнению какого - то одного человека, даже очень опытного специалиста. Ведь при всех условиях его мнение будет личным и может быть ошибочным. Чтобы правильно понять человека, надо сопоставить мнение о нем разных, но хорошо знающих его людей. В условиях профобразования это должен делать мастер, а главное - люди, мнение которых учащиеся наиболее существенно - преподаватели, воспитатели, друзья. А так же многое говорит о человеке продукты его труда и отношение к труду.
Третий принцип - динамичность. Человек меняется всю жизнь. С возрастом меняется и характер - может, стабилизируется, появляется положительный потенциал.
Четвертый - принцип педагогического оптимизма. За слабыми и дурными сторонами человека. Всегда можно нащупать его сильные стороны, которые при надлежащем направлении можно обратить в благую цель. В борьбе с недостатками надо искать себе союзника.
Известно, что не всякий учащийся легко контактирует в беседе. И это зависит не только от учащегося, но и от взрослого. Пять главных условий определяют успех беседы.
Четкая постановка цели.
Правильный выбор времени и места беседы. Беседа на ходу обречена на неудачу, а так же неприятная беседа сразу какого - то конфликта, надо чтобы человек успокоился.
Искреннее уважение и благожелательное отношение, должен быть оптимизм в словах.
Умение не только говорить, но и слушать.
Знание индивидуальных особенностей собеседника.
Многое можно узнать, систематически наблюдая за учащимися в различных условиях его деятельности.
Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы с наблюдениями над воспитанниками, анализируя кризисы, переломы поведения. Но не в коем случае дневник не должен быть доступен детям.
Для некоторых наших учащихся характерно пренебрежительное отношение к ученью, безразличное отношение к оценкам. Злоупотребление преподавателя или мастера плохими оценками никакой пользы не дает, наоборот усугубляет сложившееся положение. В работе с трудными учащимися необходимо сочетание мер принуждения, наказания и поощрения - эго дает положительное воздействие. Это значит, что рядом с «2» в журнале мастер вполне может поставить «5» и обязательно похвалить учащегося, только коротко. Если учащийся опоздал урок, получил заслуженное замечание, но работу выполнил отлично, не допустимо, чтобы опоздание повлияло на оценку, - это повредит авторитету мастера.
Такой пример вводного инструктажа.
Учащийся мешает отвечать другому вставляет реплики - ответы. Не следует за это ставить «2», а предложить ответить вместо «споткнувшего» товарища. Наблюдения показывают, что современное поощрение влияет на таких детей положительно. Плохие отметки раздражают слабых учащихся и потом полностью отвлекают от происходящего на уроке. У некоторых учащихся реакция на плохую оценку бывает грубо вызывающей. Они отказываются ее исправлять. Здесь педагог должен внушить учащемуся, что хорошие оценки ступень к овладению профессией. Наши учащиеся часто не сразу включаются в урок, мешает невнимательность, недисциплинированность, переутомления нервной системы. Такие подростки всегда и все должны быть в поле зрения педагога. Ослабевающее внимание учащихся необходимо поддерживать ободряющими репликами, несложными вопросами и интересными заданиями, требующими концентрации мыслей. Но задания должны быть посильны, что способствует укреплению веры в свои силы. Наши ребята всегда жалуются на плохую память. Чтобы лучше запоминать материал необходимо развивать словесно - логическую память, смысловое усвоение знаний, применять образную память предметов, механизмов, выполненной когда - то работы. Большая проблема - активизация трудных учащихся. Это важнейшее условие прочного овладения профессией. Активный учащийся принимает живое участие в уроке, стремится отвечать на вопросы, поможет товарищу.
Активное отношение к знаниям заключается в стремлении к овладению профессией.
Личность человека - это сложная психологическая система, состоящая из множества взаимодействующих компонентов и все они заслуживают внимания. Исключительна, важна оптимистическая позиция педагога в воспитании. Педагогический оптимизм - одно из важнейших условий эффективности индивидуального подхода к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы.