Статья Особенности работы с трудными детьми.


Выступление на районном семинаре классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов «Особенности работы с трудными детьми»
Я работаю соцпедагогом в МКОУ «УСНГ им.О.Д.Мукаевой». Гимназия небольшая, но в ней как и в любом другом ОУ учатся дети с различным уровнем развития, который отражается в их отношении к окружающему миру. Есть и «трудные» дети и эта тема на сегодняшний день актуальна и требует особого внимания. В моей работе это чаще всего выражается в том, что дети хулиганят, употребляют алкоголь или же, напротив, замыкаются в четырех стенах своего дома, почти не выходят на улицу, ничем не интересуясь и ничего не читая. Если раньше "трудными" детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 8-11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям-дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение: "трудный ребенок".
Конечно, прежде всего, найти способ взаимодействия с «трудными» детьми. Надо, прежде всего, понять, что "трудные" дети – это не просто дети, с которыми нам, взрослым, трудно, а это дети, которым трудно. Чаще всего «трудными» становятся лишенные отцовской и материнской ласки, родительской поддержки и любви, детская душа не может развиваться нормально, она ослабевает, болеет, озлобляется и деформируется.
Только точно определяя причину проблем каждого подростка и создавая взаимное стремление их разрешения родителями, учителями, можно помочь «трудным» подросткам. «трудные» дети – дети особенно нуждающиеся в индивидуальном подходе, внимании родителей, учителей, участии всех окружающих. Это не плохие, безнадёжно испорченные ребята, а дети, требующие особого внимания и участия.
Коррекционная работа с трудным школьником — это оказание ему помощи в становлении полноценного члена общества, в реализации его индивидуального потенциала. Главная задача коррекционной работы с трудным ребенком — это его социальное самоопределение, которое зависит от организации двух условий:
1. Обеспечение включенности трудного ребенка в реальные социальные отношения.
2. Самореализация детей в процессе социального взаимодействия, т.е. предоставление возможности трудному подростку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.
У каждого классного руководителя в плане есть графа работы с трудными детьми и неблагополучными  семьями, где запланированы собрания, профилактические беседы , посещения на дому и эта работа с «трудными детьми» заслушивается на совещаниях.  В работе с трудными детьми привлекаю всех заинтересованных лиц: родителей, педгруппу  (учитель, воспитатель), психолога, правоохранительные органы, врача. Вся это система работы по профилактике правонарушений позволяет  оградить детей от негативных явлений. Воспитательная работа заключается в педагогической целесообразности организации жизни таких детей. Это и  совместные праздники, КВН, спортивные соревнования, походы    Умение создать во время общения с детьми класса атмосферу откровенности, доверительности, открытости к диалогу сотрудничеству помогают  глубже и полнее понять ребенка, условия, среду формирование личности ребенка.
Итак, задача школы в работе с трудными детьми заключается в создании особого педагогического пространства, повышенного внимания, особого воспитательного воздействия. Судьба этих детей сегодня зависит от интегрированных усилий профессионалов: учителей, воспитателей, кружководов, социальных педагогов, их тесного контакта с семьей и сверстниками.
Для школы «трудные дети» – прежде всего неуспевающие дети, это школьная проблема номер один, хотя неуспевающие и «трудные» дети неравны по содержанию понятий, так как «трудные» дети не просто и не только неуспевающие.
Мы обычно называем «трудными» тех учащихся, которые не только плохо учатся, но и также грубо нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах.
Самый важный метод работы с «трудными» школьниками – это индивидуальный подход. Он заключается, прежде всего, в нахождении ПРИЧИНЫ, вызвавшей осложненное (недисциплинированное) поведение данного ученика, а затем в разработке мер педагогического воздействия, направленных на устранение именно этой причины и на преодоление тем самым «трудного» поведения.
Индивидуальный подход решает следующие педагогические и психологические задачи:
уничтожение у школьников аффектов и неприятных эмоциональных переживаний;
перевоспитание и искоренение создавшихся у этих школьников неправильных привычных форм поведения;
повышение успеваемости.
Ранняя диагностика детей «группы риска».
Для этого в начале учебного года мы знакомимся с микросоциумами классов, из которых выделяются следующие группы детей:
дети, проживающие в неблагополучных семьях; ( обеспечение бесплатными учебниками- спонсорская помощь, бесплатное питание за счет средств Хурула)
дети, часто пропускающие уроки (встречи с родителями, беседы)
дети, воспитывающиеся в неполных, многодетных семьях; (обеспечение горячим питанием, консультации)
- дети, оставшиеся без попечения родителей; (посещение на дому)
Все эти группы детей попадают в категорию социально не защищенных детей, требующих особого внимания.
Вместе с психологом проводим социометрию с целью изучения состояния эмоционально-психологических отношений в классе и положения каждого ребенка в классном коллективе. По результатам диагностики даются рекомендации классным руководителям, продолжается индивидуальная работа с детьми, попавшими в категорию «отверженные, изолированные» Устанавливаем причины, определяющие ребенка к группе – это:
проблемы общения со сверстниками
взаимоотношения с учителем
Обращаемся для изучения процессов результатов развития личности учащихся к методикам таким как Самооценка, О тебе и обо мне, Личностный рост методика Григорьева ДВ, Кулешова ИВ, Степанова ПВ,изучение мотивов участия подростков в деятельности, ситуация выбора (методика Байбородовой ЛВ) и т.д. Все эти методики собраны в брошюре Педагогическая диагностика в работе классного руководителя составитель Панченко Н.А.