Роль учителя в развитии самопознания и самосовершенствования личности
Скыба Светлана Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Йошкар-Олы» , учитель ИЗО
Роль учителя в развитии самопознания и самосовершенствования личности
Человек только сам, своими собственными усилиями, через свой положительный и отрицательный опыт способен создать своё духовное «Я». Воспитать другого – значит помочь ему пройти путь выбора самого себя наиболее достойного. Велика и ответственна роль учителя в поддержке становления личности обучающегося. В стремительно меняющемся мире важно понять, что же самое главное в воспитании сегодня. Обращаясь к классикам отечественной педагогики, можно найти много замечательных определений, остановлюсь на высказывании В.А. Сухомлинского: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что – плохого?». Этот вывод замечательного педагога стал тем стержнем, на котором выстраивалась моя воспитательная программа как учителя-предметника и классного руководителя. Эпиграфом к ней стали слова писателя В. Дудинцева: «есть такое понятие: спящая почка. У яблони ее не видно, но садовник умелой обрезкой дерева может заставить ее пробудиться, и тогда на гладком месте вдруг выстреливает новый побегИ у человека бывает что-то похожее на это явление». Главные задачи любого учителя: помочь каждому ученику узнать самого себя, поверить в себя, найти лучшее, что в нем есть, создать такие условия, чтобы в каждом пробудились «спящая почка».
Человек, как известно, существо социальное. Только в общении с другими он может познать себя. Поэтому ведущим направлением программы является воспитание культуры общения на уроках и во внеурочное время. Опыт воспитательной работы подсказал, что одним из лучших способ познакомиться с обучающимися – игра «Волшебный стул». Эта игра уже давно в арсенале классных руководителей, и время не снижает ее педагогической ценности. Подростки учатся видеть в каждом своем однокласснике положительные качества, отмечать его добрые поступки. Следующий прекрасный инструмент из педагогической копилки – практикум «Давайте говорить друг другу комплименты». Конечно, прежде чем их говорить, мы познакомились с историей, видами и этическими основами комплимента. Слова писателя В. Дудинцева: «Ты можешь прожить долгую жизнь и даже отойти в лучшие миры, так и не узнав, кто ты - подлец или герой», стали эпиграфом следующего классного часа на тему «Суть жизни – самого себя найти, который явился важным звеном воспитательной программы. Он закладывал фундамент формирования потребности в самопознании. Готовясь к классному часу, обучающиеся пытались разобраться в таких сложных философских понятиях как индивид, личность, индивидуальность. Следует отметить, что подростки уже способны под руководством учителя определить суть этих понятий, назвать их отличительные признаки. С помощью анализа литературных и художественных произведений, примеров устного народного фольклора: сказок, притч и легенд обучающиеся пришли к выводу о том, что человеку нужно развивать потребность к самопознанию, раскрытию своих способностей, определению сферы своей деятельности. Человек должен стремиться стать профессионалом в выбранном деле, чтобы принести пользу обществу и отстоять право называться личностью, индивидуальностью.
На круглом столе обучающимся предлагалось продолжить фразу: «Кто Я, какой Я?». Из разговора стало понятно, что они затруднялись рассказать о себе. Одна девочка призналась, что может рассказать какая она, только со слов папы или мамы. Придя к выводу, что человеку необходимо познать самого себя, встает вопрос как это сделать, какие способы применить. Предлагались следующие варианты: использовать различные тесты для определения своих способностей; наблюдать за поступками других людей и думать, как бы я поступил в этой ситуации; читать и размышлять над прочитанным; пробовать разные виды занятий, искать свое любимое дело. Интересные суждения вызвала тема «Забор». Обучающиеся пытались определить, какие ассоциации вызывает у них это слово. Среди ответов были такие: забор ассоциируется с преодолением препятствия; с отчужденностью; с одиночеством; с желанием отгородиться от других; забор – это просто доски. Но цель учителя, заключалась в том, чтобы подростки услышали друг друга, задумались над тем, что даже забор вокруг дома тоже может дать некоторую информацию о его владельце. Таким образом, разговор о заборе вывел нас на тему человеческого общения.
У А. Дементьева есть замечательное стихотворение о проблеме общения между людьми, и в нем есть такие строки:
Пусть встречи порой напасть.
Со всеми хочу встречаться:
Чтоб вдруг до одних не пасть
И до других подняться.
Анализ стихотворения позволяет подросткам сделать вывод: человеку надо работать над собой, чтобы стать лучше. Полученный вывод подтверждает идею о том, что учитель, используя современные педагогические методы и приемы, способен пробудить и развивать потребность личности в самопознании и самосовершенствовании.
Литература
1.В.Дудинцев, «Белые одежды», 704 с.,Азбука , 2013 г.
15