Мини-программа развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста
Существование человечества немыслимо
вне коммуникативной деятельности.
Независимо от возраста, образования,
территориальной и национальной
принадлежности и многих других данных,
характеризующих человеческую личность,
мы постоянно запрашиваем, передаем и
храним информацию, то есть активно
занимаемся коммуникативной деятельностью.
Кухаренко В.А
МИНИ-ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
КОМУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Подготовила:
педагог-психолог
Власова О.В.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.
воспитывать доверительное отношение друг к другу;
учить использовать прием активного слушания;
развивать умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации;
развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, учитывать личностные особенности;
развивать эмпатию, воспитывать желание и готовность помогать другим людям.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
- Подгрупповые занятия;
- беседы;
- имитационные игры;
- социально-поведенческий тренинг;
- психогимнастика;
- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование
выхода из них.
« Я и мои эмоции»
Цель: формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им.
Название занятия
Цель
Игры и упражнения
Занятие №1
«Мое настроение»
Знакомство детей со способами управления и регуляции настроения
Упражнение «Волшебный мешочек», «Расскажи о своем настроении»;
Занятие №2
«Хорошо ли быть злым?»
Знакомство с понятием «добро» и «зло»; закрепление умения определять эмоциональное состояние близких, побуждать к оказанию помощи.
Упражнение «Придумывание историй»
Игра «Кляксы»,
Психогимнастика «Гневная гиена», «Разъяренная медведица»
Занятие №3
«Учимся справляться со злостью»
Упражнять детей в регуляции своего эмоционального состояния, учить различать добрые и злые поступки; закреплять способы регуляции поведения.
Игра «Жужа»,
Упражнение - тренинг «Злюка»
Блок № 2
« Я и мои чувства»
Цель: формирование у детей доброжелательного поведения, обучение конструктивным способам решения конфликтных ситуаций, развитие способности сопереживать, сочувствовать.
Название занятия
Цель
Игры и упражнения
Занятие №4
«Поговорим о доброте»
Обобщить представления детей о доброте, вызвать стремление совершать добрые поступки; формирование позитивного образа своего «Я»
Игра «Угадай настроение»
Упражнение «Помоги волшебнику», «Выручи из беды»
Занятие №5
«Ссора»
Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; знакомить с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Тренинг эмоций, Упражнение «Дружба начинается с улыбки»;
Проблемные ситуации.
Занятие №6
«Как справиться с упрямством»
Знакомство детей с правилами доброжелательного поведения.
Тренинг эмоций «Упрямые козы»;
Игра «Сказка наоборот»
Занятие № 7
«Чувства одинокого человека»
Закрепление знаний правил доброжелательного поведения; формирование внимательного отношения к другим людям.
Упражнение-диагностика «Дерево радости», Игра «Тень», «Закончи предложение».
Блок №3
«Я и мои друзья»
Цель: формирование осознанного отношения детей к социальным нормам.
Название занятия
Цель
Игры и упражнения
Занятие №8
« Знакомство с понятиями «физическая» и «эмоциональная» боль
Знакомство с понятием физическая и эмоциональная боль, учить управлять эмоциями сопровождающими боль
Тренинг эмоций «Лягушонок ушиб ногу»
Беседа, тренинг эмоций «Ой, ой, живот болит»
Занятие №9
«Учимся понимать чувства других»
Учить детей понимать чувства, переживаемые другими, стимулирует желание оказать помощь, утешить, развивать чувство доброты, формировать навыки социального поведения.
Поведенческий тренинг
(обыгрывние ситуаций),
Упражнение «Негаданная радость»
Занятие №10
«Учимся доброжелательности»
Развитие стремления к дружелюбию по отношению к другим.
Беседа,
тренинг эмоций, Сочинение детьми историй.
Занятие № 11
«Животные – наши друзья»
Развитие чувства доброты, сопереживания, стремление поддерживать других.
Игра «Мышь и мышеловка», придумывание историй, Психогимнастика «Котенок»
Занятие №12
«Учимся оценивать поведение в конфликтной ситуации»
Учить анализировать конфликтные ситуации; формирование адекватных форм поведения и коммуникативных навыков.
Тренинг эмоций
«Старуха Шапокляк», анализ конфликтных ситуаций «Как бы ты поступил?», игра «Угадай настроение?»
Занятие № 13
«Учимся управлять собой в конфликтных ситуациях»
Учить управлять эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формирование осознанного понимания нравственного смысла худ. произведений.
Чтение рассказа В.Осеевой «Отомстила», поведенческий тренинг, игра «Падающая башня».
Занятие №14
« Добрые и злые поступки»
Продолжать учить управлять эмоциями в конфликтных ситуаций; формирование осознанного отношения к социальным нормам, закрепление навыков доброжелательного поведения»
Чтение стихотворения
«Доброта»,
Тренинг эмоций, упражнение «Добрый -злой»
Занятие №15
«Мои поступки и поступки других»
Учить анализировать собственное поведение и поступки других.
Тренинг эмоций, сочинение историй, поведенческий тренинг, игра « Хорошо –плохо»
Занятие №16
«Знакомство детей со способами реагирования на гнев взрослых»
Закрепление навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, развитие эмпатии.
Тренинг, чтение рассказа В.Осеевой «Кто наказал его?», упражнение «Какой я?»
Занятие №17
«Вежливость»
Формирование адекватных форм поведения, осознание детьми своего поведения.
Коммуникативное упражнение «Принц-на-цыпочках», психогимнастика «Поссорились и помирились», упражнение «Фея вежливости»
Занятие №18
«Дружба»
Закрепление знаний правил доброжелательного поведения, развитие навыков взаимодействия со сверстниками.
Тренинг эмоций «Три подружки», поведенческий тренинг «Помоги Плаксе и Злюке», коммуникативное упражнение «Неожиданные картинки»
ЦЕЛЬ:
ЦЕЛЬ:
ЗАДАЧИ:
ЦЕЛЬ:
ФОРМЫ РАБОТЫ:
ЦЕЛЬ:
БЛОК №1
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
ЦЕЛЬ:
БЛОК №3
БЛОК №2