Урок — путешествие в 5 классе по теме Сложение и вычитание десятичных дробей
УРОК ПУТЕШЕСТВИЕ
по теме:
«СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ»
( с применением игровых технологий)
Тип урока: обобщающий
Оборудование: тесты, карточки на доске, проектор и экран.
Цели :
Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»;
Усиление практической направленности обучения;
Применение знаний в незнакомой и несколько измененной ситуации;
Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Развивающие:
Формирование умения осуществлять взаимоконтроль;
Формирование умения рационально планировать работу;
развивать самостоятельность, внимание и логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать сосредоточенность, положительное отношение к учебе.
Мотивация урока: Стимулировать интерес к изучению математики.
Приемы:
создание на уроке ситуации занимательности, удивления;
Создание ситуации успеха, поощрения за успешное выполнение заданий предложенных учителем.
Оперативный контроль над выполнением требований.
Подготовка к уроку:
Создание электронной презентации;
Подготовка карточек с тестами;
Подготовка карточек для индивидуальной работы
Подготовка карточек, размещенных на доске.
ПЛАН УРОКА:
№
Этапы урока
Ориентировочное время
(мин.)
1.
Оргмомент. Мотивационное начало урока, постановка цели урока
3
2.
Фронтальный опрос
10
3.
1 остановка «Порт исторический»
4
4.
2 остановка «Порт посчитай-ка»
10
5
3 остановка «Порт загадочный»
6
6
4 остановка «Порт мыслительный»
4
7
Выполнение теста
6
8
Подведение итогов урока
2
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Мотивационное начало урока, постановка целей урока.
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок. В течение всего урока от вас требуется четко и правильно отвечать на вопросы, считать устно и письменно, т.е. проявить внимание, настойчивость, знания и смекалку.
Считайте, ребята,
Точнее считайте,
Хорошее дело
Смелей прибавляйте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела
Поскорей вычитайте.
Проведем небольшую разминку «Кросс – опрос».
Пока мы с вами работаем фронтально, трое учащихся выполняют индивидуальные задания по карточкам (Приложение 1).
Какие числа называются десятичными дробями?
Прочитать десятичные дроби: 131,5; 0,126; 17,29; 1269, 567; 13, 3791. (слайд2)
Как можно изменить в десятичной дроби количество знаков после запятой?
Можно ли натуральное число представить в виде десятичной дроби?
Как сложить десятичные дроби?
Сформулируйте правило вычитания десятичных дробей.
Вычислите: Ответы:
5,1 + 3,6 8,7
7,5 + 8,2 15,7
8 + 2,6 (слайд 3) 10,6
4,7 + 16 20,7
7,9 – 5,6 2,3
8,4 – 8,1 0,3
Какие способы сравнения десятичных дробей вы знаете?
Сравнить числа: Ответы:
43,5 и 43,12 43,5 13 QUOTE 141543,12
21,83 и 20,83 (слайд 4) 21,8313 QUOTE 141520,83
1,6 и 1,589 1,613 QUOTE 14151,589
0,26 и 0,278 0,2613 QUOTE 14150,278
Определение темы урока: О каком математическом понятии шла речь во время разминки? ( О десятичной дроби)
Целеполагание: обобщить знания по теме «Десятичная дробь», правила сложения и вычитания десятичных дробей, их сравнение.
Откройте тетради, напишите число и тему урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Как я уже сказала, наш урок будет необычным. В чем его необычность мы скоро узнаем, если выполним следующее задание.
На доске расположены числа: 3,28; 17 13 QUOTE 1415; 5,2; 13713 QUOTE 1415; 0,139; 3,45;164,46.
Из этих дробей отбросьте обыкновенные дроби.
Оставшиеся десятичные дроби расположите в порядке возрастания. (Перевернув, карточки с ответами, учащиеся читают слова «Баржа»)
(Ответ: 0,139; 3,28; 3,45; 5,2; 164, 46)
Б А Р Ж А (слайд 5)
Что такое баржа? (вид водного транспорта). Для чего нам нужна баржа? (для путешествия)
Разминка показала, что класс готов к путешествию по «Стране десятичных дробей».
Задание: Классу необходимо определить скорость, с которой мы будем передвигаться по течению и против течения реки, если собственная скорость баржи 5,5 км/ч, а скорость течения реки 3,2 км/ч.
(ответ: 5,5 + 3,2 = 8,7 км/ч скорость баржи по течению реки
5,5 – 3,2 = 2,3 км/ч скорость баржи против течения реки)
Итак, начинаем наше путешествие.
Первая наша остановка «Порт исторический» ( Слайд 6)
Сообщение учащегося: « В науке, промышленности и сельском хозяйстве значительно чаще используются десятичные дроби, нежели обыкновенные. Это связано с тем, что действия с этими дробями проще и напоминают правила действий с натуральными числами. Правила действий с десятичными дробями впервые описал знаменитый ученый средневековья аль – Каши – Джемшид Ибн Масуд в начале 5 века.
В записи десятичных чисел он целую часть выделял красными чернилами или отделял от дробной вертикальной чертой.
В Европе десятичные дроби были изобретены заново через 150 лет фламандским инженером Симоном Стевином. Однако их запись отличалась сложностью.
Судите сами, например число 24,56 выглядело так:
Судите сами, например число 24,56 выглядело так:
24 0 5 1 6 или
012
2456 ( вместо запятой 0 в кружочке или над целой частью, цифрами 1,2,3 помечалось положение остальных знаков).
Запятая в записи десятичных чисел стала использоваться с 17 века.
Вторая остановка «Порт посчитай-ка» (Слайд 7)
Какие ошибки были допущены в примерах:
А) 45,3 4 б) 138 в) 450,2
+ 73,5 -3,5 -20,01
5 2 6, 9 10,3 430,21
Индивидуальная работа по карточкам:
Сейчас каждому из вас будет выдана карточка с примерами. Необходимо устно выполнить все предложенные действия. Каждый пример, кроме первого, начинается с ответа предыдущего. Если вы сосчитали правильно, то свой ответ найдёте среди чисел на доске. (На доске выписаны числа 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5).
Содержание карточек:
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
5 вариант
1,1 + 8,9= ___
___- 4,4= ___
___- 5,4= ___
___+0,15=___
___- 0,25=___
2,2 + 1,8 = ___
___+ 2,3 = ___
___- 6,06= ___
___- 0,19= ___
___+0,15= ___
3,3 + 2,7= ___
___- 1,2= ___
___- 4,4= ___
___+0,05=___
___- 0,15=___
4,4 + 4,6= ___
___- 6,4= ___
___- 2 = ___
___+0,05=___
___- 0,25=___
5,5 + 1,5 = ___
___+0,34= ___
___- 7,04= ___
___- 0,05= ___
___+0,25= ___
6 вариант
7 вариант
8 вариант
9 вариант
10 вариант
6,1 + 3,9= ___
___- 3,6= ___
___- 6
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ответы:
1 вариант
2 вариант
3 вариант
4 вариант
5 вариант
1,1 + 8,9= 10
10 - 4,4 = 5,6
5,6 - 5,4= 0,2
0,2+0,15=0,35
0,35 - 0,25 = 0,1
2,2 + 1,8 = 4
4 + 2,3 = 6,3
6,6 - 6,06=0,24
0,24 - ,19=0,05
0,05 + 0,15 = 0,2
3,3 + 2,7= 6
6 - 1,2 = 4,8
4,8 - 4,4= 0,4
0,4+0,05=0,45
0,45 - 0,15 = 0,3
4,4 + 4,6= 9
9 - 6,4= 2,6
2,6 - 2 = 0,6
0,6+0,05=0,65
0,65 - 0,25 = 0,4
5,5 + 1,5 = 7
7 + 0,34= 7,34
7,34 - 7,04= 0,3
0,3 - 0,05= 0,25
0,25 + 0,25 = 0,5
6 вариант
7 вариант
8 вариант
9 вариант
10 вариант
6,1 + 3,9= 10
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ц°Третья остановка «Порт загадочный» (Слайд 8)
Что легче: 0,3 кг железа или 0,3 кг ваты?
Три друга – Коля, Витя и Миша – решили купить шайбу, которая стоит 100 руб. У Коли и Вити было по 37,3 рубля, а у Миши – 24,6 руб. Будут ли они вечером играть в хоккей?
Решение:
1) 37,3 +37,3 = 74,6 руб. было у Вити и Миши
2)74,6 + 24,6 = 99,2 руб. было у трех мальчиков вместе.
Ответ: Не будут играть в хоккей.
Четвертая остановка «Порт Мыслительный»
Задание : Кто является автором высказывания «Число, выраженное десятичным знаком, прочтет и немец, и русский, и араб, и янки одинаково». (устный счет, с логической цепочкой).
Возможные варианты ответов: 1,3 – Р. Декарт, 3,6 – Л. Эйлер, 2,3 – Менделеев Д.И.
(Слайд 9)
+ 1,1
- 0,3 + 0,7 - 1 > 1
< 1
+ 2,1
Комментарий к ответу: Автором высказывания является русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев, которому в 2009 году исполняется 175 лет со дня рождения. Д.И. Менделеев родился в г. Тобольске в семье директора гимназии. Окончил Петербургский педагогический институт с золотой медалью. Научное и педагогическое наследие огромно- полное собрание сочинений из 25 томов. Круг интересов Д.И. Менделеева был весьма разнообразен. К числу крупнейших работ относятся исследования в области физики, химии, метрологии, воздухоплавания, сельского хозяйства, экономики и других областях науки и техники. Всемирную славу и признание многих ученых мира принесло открытие в 1869 г. Периодического закона и создание Периодической системы химических элементов. Был избран почетным членом многих зарубежных академий, доктором ряда университетов и членом научных обществ. (Слайд 10)
Пятая остановка «Порт надежды»
Тесты на 4 варианта с последующей самопроверкой. Учащимся выдаются карточки с заданиями.
1. Вычислить:
2,83+(7,35+8,77)
а) 11,6; б) 18,95 в) 17,95 г) 16,195
2. Решить уравнение:
1) 17 – х = 0,87
Варианты ответов:
а) 17,87
б) 1613
в) 16,27
г) 16,13
2) 45,6 – х = 13
Варианты ответов:
а) 32,6
б) 44,3
в) 58,6
г) 46,9
3) 12,1 – х = 8,7
Варианты ответов:
а) 20,8
б) 34
в) 3,4
г) 4,3
4) х + 4,837 = 6,5
Варианты ответов:
а) 1,663
б) 1,737
в) 11,337
г) 4,772
3. Представить данное число в виде суммы двух чисел
1) Число 25,6
Варианты ответов:
а) 13,6 и 13
б) 12,1 и 12,5
в) 11,27 и 14,13
г) 13,135 и 12,465
2) Число 42,8
Варианты ответов:
а) 31,8 и 12
б) 30,706 и 12,094
в) 32,3 и 10,4
г) 30,25 и 12,45
3) Число 36,9
Варианты ответов:
а) 23,63 и 13,17
б) 22,4 и 24,5
в) 21,481 и 15,417
г) 21,2 и 15,6
4) Число 53,5
Варианты ответов:
а) 31,846 и 21,654
б) 32,24 и 21,21
в) 30,1 и 23,5
г) 25,2 и 27,3
4. Какое число не является результатом ни одного из действий:
1) 20,01 – 11,1
49 + 17,8
73 - 6,3
Варианты ответов:
а) 67,7
б) 66,8
в) 8,91
г) 66,7
2) 30,02 – 16,2
65 - 17,4
21 + 26,3
Варианты ответов:
а) 13,82
б) 48,6
в) 47,3
г) 47,6
3) 40,03 – 13,3
31 + 23,5
62 - 7,4
Варианты ответов:
а) 54,6
б) 54,5
в) 55,6
г) 26,73
4) 50,04 – 27,4
96 - 34,7
45 + 16,5
Варианты ответов:
а) 61,3
б) 22,64
в) 61,5
г) 62,3
Ответы: ( слайд 11)
1 вариант 1б, 2г, 3г, 4а
2 вариант 1б, 2а,3б, 4б
3 вариант 1б, 2в, 3в,4в
4 вариант 1б, 2а, 3а, 4г
Шестая остановка «Конечная»
Подведение итогов урока:
Рефлексия: На доске изображена баржа. С помощью флажков красного, зеленого и синего цвета украсить ее мачту.
Значение цвета: «Красный» - я сегодня отлично поработал, могу с уверенностью сказать, что тема мною усвоена полностью; « синий» - сегодня я был активен, почти все удавалось, « зеленый» - я очень старался, работал в меру своих возможностей, могу себя оценить на «удовлетворительно»
Выставление отметок.
Домашнее задание: учебник № 1219, разгадать «Чайнворд» стр. 270
Приложение 0
Рабочая карта урока
Ф.И
уч-ся
Кросс-опрос или индивидуальная работа по карточкам
1 остановка
2 остановка
3 остановка
4 остановка
5 остановка
Рефлексия
Приложение 1 Фамилия________________________________
КАРТОЧКА 1
Собственная скорость катера 15 км/ч, а скорость течения реки 3,5 км/ч. Найти скорость катера по течению реки и против течения реки.
Решение:
1. __________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ответ:_______________________________________________________________________
2.Вычисли :
А) 6,2 + 4,7 =__________________
Б) 41,29 – 18,32=_______________________________
В) 7 – 6,92=_________________________________
Фамилия__________________________
КАРТОЧКА 2
Собственная скорость катера 12 км/ч, а скорость течения реки 3,7 км/ч. Найти скорость катера по течению реки и против течения реки.
Решение:
1. __________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ответ:_______________________________________________________________________
2.Вычисли :
А) 10,9 – 5,3 =__________________
Б) 5,24 – 1,2 =_______________________________
В) 10 + 6,19= _________________________________
Фамилия_________________________
КАРТОЧКА 3
Собственная скорость катера 18 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найти скорость катера по течению реки и против течения реки.
Решение:
1. __________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Ответ:_______________________________________________________________________
2.Вычисли :
А) 2,21 + 6,47 =__________________
Б) 14,12 – 3,41 =_______________________________
В) 4 – 2,48 =_________________________________
Приложение 2
Фамилия:_______________________
Карточка 1
Вычислите: 24,16 – ( 15,21 – 8, 374) + 3,88
Сравните:
28,1 29,11
26,719 26,729
1234, 98 1235, 098
0,0314 0,00314
0 6,913
Фамилия__________________________
Карточка 2
Вычислите: 36,21 – (2,76 + 12,54) – 18, 447
Решите уравнение: х + 2,8 = 3,72
Фамилия:_____________________________
Карточка 3
Вычислите: 542,3 + (600-541)
Задача: В одном куске 3,4 кг масла, а в другом на 1,75 кг больше. Сколько килограммов масла в двух кусках?
2
1
0
ЕслииЛИ
0,8
15