Игра по станциям «Знатоки сказок». (5 класс)
Игра по станциям «Знатоки сказок».
(5 класс)
Цели:
Актуализировать и обобщать полученные знания.
Развивать интерес к литературным и народным сказкам.
Формировать коммуникативно-речевую и общекультурную компетенции.
Задачи:
Создать условия для применения знаний в нестандартной ситуации.
Способствовать развитию эмоциональной сферы обучающихся и осуществлению самоконтроля и самооценки.
Оформление:
А) портреты писателей-сказочников (А.С. Пушкин, Г.Х. Андерсен, П.П. Ершов, А.Н. Толстой и др.);
Б) иллюстрации к сказкам(презентация);
В) выставка книг.
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма.
А.С. Пушкин
I Станция. «Назовите сказку».Ведущий: (Учитель или старшеклассник)
«Итак, начинается сказка сказываться».
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали. (Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»).
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная. А у зайчика лубяная. Пришла весна-красна – у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому. ( Русская народная сказа «Лиса, заяц и петух».)
… В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».)4. За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
(П.П. Ершов. «Конек-горбунок».)
II Станция. «Угадай героя».Ведущий: «условия конкурса таковы. Представьте, что мы находимся в сказочной портретной галерее, но портреты на ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать полное ее название, и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, кто же это?
На лазуревом платье частные звезды, на голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать. (Василиса Премудрая. Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
Княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
Выступает, будто пава.
(Царевна Лебедь. «Сказка о царе Салтане». А. С. Пушкин.)Эта вовсе некрасива:
И бледна-то, и тонка,
Чай в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка.
(Царь-девица. П.П. Ершов. «Конек-горбунок».
Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.
(Зверь лесной, чудо морское. С.Т, Аксаков. «Аленький цветочек».)Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «здравствуйте, меня зовут…»
(Пьеро. А.Н. Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино».)Он носил яркую голубую шляпу, желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски…
(Незнайка. Н.Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»).III Станция. «Сказочная почта».Ведущий: «У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!
Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придет, исполнять я буду с охотою.
(Зверь лесной, чудо морское – девице, купеческой дочери. С.Т, Аксаков. «Аленький цветочек».)Приезжайте, доктор,
В Африку скорее
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(Телеграмма от Гиппопотама – доктору Айболиту. К.Ю. Чуковский. «Айболит».)Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейшее повелеваем доставить к новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.
(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».)IV Станция. «Сказочный обед».Ведущий: «Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв» Но перерыв не простой – обед то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?
Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху птицы летучие; снизу – звери рыскучие.
(Василиса Премудрая для царя. Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)Наварила манной каши и размазала по тарелке:
- Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!
(Лиса - журавлю. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».)– Съешь моего ржаного пирожка.
- Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся! (Печка - девочке. Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она.
Пирожок лишь разломила
Да кусочек прикусила.
(Семь богатырей – царевну. А.С. Пушкин. «сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
V Станция. «Кто в теремочке живет?»Перед ним изба со светелкой
С кирпичной беленой трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
(Изба жадной старухи. А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
(Остров Буян, княжество Гвидона. А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»).Все бока его изрыты
Частоколы в рёбра вбиты.
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут…
(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича. П.П. Ершов. «Конек-горбунок».)
Учитель: «Некоторые ребята пришли не только для того, чтобы участвовать в игре, но и сами представляют героев сказок. Давайте угадаем, кто они? (Дети в костюмах сказочных героев приглашаются для защиты костюмов). Если останется время, - лучшие сказочники класса читают свои сказки.
Подводится итог, награждаются победители. Игра окончена.
Учитель благодарит родителей и детей за подготовку к празднику.