Статья ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ


Развитие речи – это необходимая основа, представляющая собой «фундамент» образования, на котором строится все обучение дошкольников, а затем и младших школьников.
В развитии речи отчетливо выделяются три направления (уровня):
1)           слово – лексический уровень;
2)           словосочетание, предложение – синтаксический уровень;
3)           текст – связная речь.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.
Развитие связной речи формируется через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь – планирование), а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Последний вид речевой деятельности является ступенькой к развитию речи – доказательства, объяснительной речи. Наблюдая за речью моих воспитанников, можно сделать вывод, что очень многие испытывают трудности в составлении рассказов по серии сюжетных картинок, а говорить о сформированности умения использовать речь – доказательство, объяснительную речь не приходится.
Для того, чтобы ребенок начал рассуждать, необходимо научить его грамотно и последовательно излагать мысли, правильно строить высказывание, а этому способствует работа педагога по формированию умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с нарушением речи. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у таких детей речевых нарушений и особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работа. Уделяется внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.
Работая по данному направлению, логопедом или воспитателем могут быть достигнуты следующие результаты:
- на занятиях дети станут активнее отвечать, даже те, которые предпочитали молчать;
- дети не станут бояться  высказывать свою точку зрения (даже ошибочную);
-речь детей станет более лаконичной, понятной, а самое главное – эмоциональной при ответе на  вопросы педагога.
Следовательно, перед воспитателем и логопедом стоит сложная задача: так заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось намерение высказаться, рассказать о чем–то, поделиться чем–нибудь, и на этом желании уже строить процесс обучения.
В своей работе с детьми логопедам и воспитателям центральное место следует  отводить развитию устной речи, а именно развитию умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.